Статья: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа) на тему
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.
Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ ДПО (ПК) С
Кафедра дошкольного и начального образования
Выступление на конференции
по проблеме: “Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре ООП ДО»
Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: МДОУ
«Детский сад №44»
го Саранск
Курошина Н.Ф.
Научный руководитель __________________________
Саранск 2012 г
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика.
Одним из основных предметов в школе является математика. Несмотря на возрастающую компьютеризацию многих отраслей науки и техники, дети должны научиться хорошо владеть вычислительными навыками, понимать мир чисел, его значение для развития всех наук и для жизни в современном обществе.
Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.
Изучив программу «Детство», «Практический курс математики для дошкольника» Л.Г.Петерсон, А.А.Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием» мы поставили перед собой задачи по обучению детей:
Учить детей:
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми по поводу содержания игрового действия;
- знать размеры предметов по длине, высоте, ширине, толщине, массе, глубине, объему;
- знать геометрические фигуры и тела, их структурные элементы (сторона, угол).
- выражать в речи способ определения таких свойств, как форма, размер;
- группировать предметы по признакам: одному, двум, трем;
- устанавливать логические связи между группами величин, находить общее и различное в группах фигур;
- уметь ориентироваться в пространстве относительно себя, других предметов, двигаться в указанном направлении;
- ориентироваться во временных понятиях, в частях суток;
- уметь соотносить количество и цифру до 10;
- знать количественный и порядковый счет;
- устанавливать связи между числом, цифрой, количеством, уметь сосчитывать предметы в разном расположении;
- уметь действовать в указанной стрелкой последовательности, отражать в речи порядок выполнения действий.
Главной задачей было: вызвать у детей интерес к математике, желание заниматься, умение слушать и слышать, думать, мыслить, научить выражать в речи порядок выполнения действий и полным ответом отвечать на вопросы, объяснять: «Как ты узнал?», «Почему так решил?», «Объясни, что ты сделал?», объяснять способ сравнения, обогащать словарный запас детей и активизировать его на занятиях.
Мы продумали место в группе, где расположить игротеку. Это светлое место, рядом есть столы, за которыми можно удобно расположиться с интересной игрой.
Много ярких развивающих игр привлекают к себе внимание детей. Частая сменяемость игр поддерживает постоянный интерес детей к игротеке. Изготовила дидактические игры, лабиринты, кроссворды математического содержания. (Д/и «Танграм», Д/и «Колумбово яйцо», Д/и «Волшебный круг», «Геометрическое лото»). Дети с большим удовольствием проходят лабиринты: «Помоги Красной Шапочке найти дом бабушки», «Мышка и сыр», « Куда пойдёшь и что найдёшь?», «Чей щенок?» и отгадывают кроссворды: «Емеля», «Репка»;
Были включены в работу с детьми и серия игр: «Сложи квадрат», «Сложи круг». Они развивают умение составлять целое из частей, способствуют развитию воображения, конструктивного мышления, силу воли, умение доводить начатое дело до конца.
Всё это оборудование используется на занятиях, в свободной деятельности детей.
Для детей подготовительной к школе группы мной разработан и проводился кружк «Учим дошкольника решать задачи».
Цель кружка: Повысить эффективность коррекционно – развивающей работы с детьми по подготовке руки к освоению письма в школе, снизить риск дезадаптации в новых социальных условиях, закрепить пространственные представления, графические навыки, развить логическое мышление, внимание, память, самостоятельность, аккуратность, усидчивость.
Математическое содержание работы мы направили на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
Для ориентирования в пространстве мы используем в работе планкарту: «Помоги Машеньке найти дорогу домой», «Помоги Колобку убежать от лисы домой», «Помоги Ивану-царевичу найти волшебный сундук»)., по которой дети закрепляют знания: право, лево, верх, вниз, вперед, назад. Работа с планкартой учит детей последовательно строить свой рассказ.
Прогулки и экскурсии - богатейший источник для расширения математического кругозора детей. Во время прогулок по улице, в парк, в лес обращается внимание на количество, величину, форму, пространственное расположение объектов (сосчитай, сколько проехало легковых машин; сравни по высоте дерево и дом, по величине голубя и воробья; назови три предмета разной длины, ширины, высоты; объясни, где строится новый дом, сколько этажей; какой формы листья березы?)
Мы учим детей применять математические знания в различных ситуациях, создаем условия, в которых дети осознают необходимость применять свои умения и самостоятельно решать поставленную задачу.
Дети нашей группы стали проявлять повышенный интерес к моделированию, с удовольствием выполнять арифметические действия с числами, более самостоятельны в решении творческих задач и оценке результата.
В результате нашей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...
Методическое пособие и рекомендации для педагогов в организации логико – математических игр при формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методическое пособие для воспитателей в помощь при написании конспектов НОД по формированию математических представлений у дошкольников старших групп и при подготовке к школе....
Статья «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством применения развивающих игр В.В. Воскобовича»
АктуальностьЧто такое «методика В.Воскобовича»?Это комплекс увлекательных и развивающих игр, которые побуждают ребенка к творческому мышлению.Следует отметить, что основу развивающих игр В...
Конспект непрерывно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста «Математическое царство»
Ребята на занятии отправляются в путешествие, в котором выполняют задания...
Конспект родительского собрания «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий математического содержания»
Конспект родительского собрания "Формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий маткматического...
Статья на тему: Интерактивные игры в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Современное развитие науки и техники, реализация инновационных задач, которые необходимо решить нашей стране, невозможно без качественной математической подготовки подрастающего поколения. Только мате...