Хорошо, что мы все такие разные
проект (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «ДЕТСКИЙ ДОМ № 4 Г. ВЛАДИВОСТОКА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГОКУ «Детский дом № 4
г. Владивостока»
____________________ Жанков В. А.
«_____» ___________________ 2014 г.
Педагогический проект по толерантности
Хорошо, что мы все такие разные
Автор проекта: Иванова О. В., воспитатель;
Соавтор: Середенко Н. М., воспитатель
г. Владивосток, 2014 г.
Пояснительная записка.
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Характеристика определения толерантности в преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
В наши дни ситуация в мире очень неспокойная: войны в Чечне, в Афганистане, в Израиле, на Украине... Поэтому очень много людей – мирных жителей этих стран – оказались беженцами, вынужденными переселенцами, жертвами национальных конфликтов. Эти люди вынуждены бежать из своей страны, таким людям нужна помощь. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас во Владивостоке проживает много беженцев из Украины. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.
Проблема толерантности становится всё острее с каждым годом. Очень важно, чтобы уважение к культуре другого народа воспитывалось с дошкольного возраста.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.
Не менее актуальной является и проблема понимания нравственных категорий людьми.
Некоторые дети, хорошо усвоив эти категории, начинают яростно осуждать своих сверстников за их неправильные поступки. Часто возникают конфликты. Поэтому важно стремиться не только к тому, чтобы дети усвоили и осознали нравственные категории, но и проявили терпение по отношению друг к другу. Ведь чаще всего у детей и встречается эта проблема. Они не признают мнение, отличное от их собственного, нетерпеливы к различным явлениям, к другим людям, не признают право на такое же положение в коллективе других детей.
Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве обязательного компонента в формировании толерантного сознания. Воспитание в духе терпимости способствуют формированию у молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Что можно предложить в этом плане:
- повышение уровня знаний воспитанников о толерантности, осознание у них этой проблемы
-создание развивающей и обучающей среды в группах по данной проблеме
- проведение праздников и других массовых мероприятий, с целью ознакомления дошкольников с национальными обычаями, оригинальностью самовыражения того или другого народа
- проведение подвижных игр, как средства заинтересованности фольклором других народов
- игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях
- изучение русских народных праздников, народных праздников ближайших стран-соседей, праздников народов Востока и мусульманских стран
- театрализованная деятельность по сценариям, в основе которых сказки народов мира
Весь процесс воспитания дошкольников идёт через игру. Игра – это спутник жизни ребёнка, источник всех его эмоций. В воспитании у детей толерантности этот вид деятельности имеет самое главное значение. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.
Радость движения идет параллельно с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре других стран.
Цель проекта: формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру, формирование у детей знаний нравственных категорий как средства воспитания толерантности
Задачи:
- овладение детьми нравственными знаниями; перевод этих знаний в убеждения и реальные действия;
- воспитание терпимости (толерантности) у детей, на основе усвоенных нравственных категорий.
1 этап – подготовительный
Дата | Задачи | Мероприятия |
Сентябрь 2014 | Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса. | Диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста |
Октябрь 2014 | Анализ по результатам диагностики детей | |
Сентябрь – декабрь 2014 | Пополнение материальной базы группы | Приобретение методической литературы, дидактических пособий. |
2 этап – содержательный
Дата | Образовательная область | Мероприятие |
Сентябрь 2014 – май 2015 | Социализация | Беседа по картинке «Я люблю свой дом» |
Беседа по картинке «Умею ли я мириться?» | ||
Беседа по картинке «Хорошо ли обижаться?» | ||
Беседа по картинке «Нужно ли быть вежливым?» | ||
Беседа по картинке «Я и другие» | ||
Беседа по картинке «Хочу быть щедрым» | ||
Беседа по картинке «Хорошо ли злиться?» | ||
Беседа по картинке «Хочу и нельзя» | ||
Беседа по картинке «Как стать хорошим?» | ||
Беседа по картинке «Добро не умрет, а зло пропадет» | ||
Дидактическая игра «Поделись хорошим настроением» | ||
Беседа «Люди каких национальностей живут в нашей стране» | ||
Беседа «Права ребенка» | ||
Тематический день «День толерантности» | ||
Комплексное занятие «Мы жители планеты Земля» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Больница» | ||
Коммуникация | Тематическая беседа «Мы разные, но мы дружим!» | |
Дидактическое упражнение «Назови соседа ласково». | ||
Комплексное занятие «Улыбка творит чудеса» | ||
Коррекционно-развивающее занятие «Дружба» | ||
Занятие по формированию толерантности «Имя твоё как птица в руке» | ||
Беседа «Вот такие мы все разные» | ||
Беседа «Мои друзья» | ||
Беседа «Земля – наш общий дом» | ||
Беседа «Как мы общаемся с детьми и взрослыми» | ||
Беседа «Мир нужен всем» | ||
Беседа «О дружбе и друзьях» | ||
Беседа «Учимся быть дружными» | ||
Беседа «Если заболел друг» | ||
Беседа «Чем я могу поделиться с другом» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Дом» | ||
Игра-путешествие «Путешествие к зайчику на день рождения» | ||
Беседа-размышление «С чего начинается дружба?» | ||
Пересказ итальянской сказки «Как осел петь перестал» | ||
Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант» | ||
Художественное творчество | Рисование красками «Кукла в национальном костюме» | |
Изготовление стикеров «Подари улыбку всем» | ||
Рисование иллюстраций к сказке А. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» | ||
Лепка из пластилина «Ребенок с собакой» | ||
Лепка из пластилина «Доктор Айболит и его друзья» | ||
Рисование на пластилине «Свитер для Хрюши» | ||
Панно «К бабушке на чай» (коллективная работа) | ||
Разучивание и исполнение песни «От улыбки…» | ||
НОД «Дружные ребята» | ||
Прослушивание национальных мелодий | ||
Здоровье. Физическая культура | Разучивание и выполнение пальчиковой гимнастики «Дружба» | |
Разучивание и выполнение физминутки «Все мы дружные ребята» | ||
Игра малой подвижности «Круг дружбы» | ||
Проведение игр разных народов (русские, татарские, хантыйские, таджикские, молдавские и т.д.) | ||
Хороводные игры «В хороводы становись» | ||
Физкультурный досуг «Веселая компания» | ||
Беседа «Я и другие люди» | ||
Сюжетно-ролевая игра «Больница» | ||
Беседа «На игровой площадке» | ||
Чтение художественной литературы | Чтение художественной литературы про дружбу («Заяц хвастун» Н. Носов, «Заплатка» А. Аким, «Моя родня» Е. Чарушин, «Лисята»). | |
Заучивание стихотворения Наталья Майданик «Единство навсегда» | ||
Чтение рассказа Е. Воробьева «Обрывок провода» | ||
Чтение сказки К. Ушинского «Слепая лошадь» | ||
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» |
3 этап – заключительный
Дата | Мероприятие |
Май 2015 | Коллективная работа «Коллаж из силуэтов ладошек «Хорошо, что мы все такие разные» |
Май 2015 | Итоговое мероприятие «Если с другом вышел в путь» |
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволяет привести детей к пониманию того, что они не одиноки, что есть много людей, которым дорого то, что и каждому из них, которые имеют сходную судьбу или оказались в сходной ситуации.
Дети чувствуют опору и обретают ту самую уверенность, которая, в конечном счёте, и нужна для развития толерантности.
У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества – умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Такие разные и такие похожие
Занятин воспитывает толерантное отношение к людям любой расы, к их деятельности и культуре...
Многофункциональное пособие "Такие разные и такие одинаковые" ( гендерное воспитание )
Создание условий для полоролевой социализации дошкольников....
НОД «Снежинки такие знакомые и такие разные»
Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке...
Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста "Такая разная и такая полезная"
Данное занятие поможет закрепить знания детей о видовом разнообразии капусты, а также позволит ребятам проявить творчество, фантазию при работе с различными средствами рисования....
Папка-передвижка "Ксилофон - такой простой и такой разный!"
Для родителей и всех интересующихся предлагается красочная папка-передвижка по одному из самых популярных инструментов для детского музицирования - ксилофону. Из нее вы узнаете, какие разнообразные и ...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...