НОД «Снежинки такие знакомые и такие разные»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Снежинки такие знакомые и такие разные»
Цель: закрепить знания о зимнем явлении — снежинке.
Задачи:
- сформировать представление о происхождении снежинок.
- развивать представления детей о качествах и свойствах воды. Закрепить полученные ранее знания.
- развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание
- развивать радостные чувства от созерцания прекрасного.
- обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.
- воспитывать уверенность, самостоятельность в художественном поиске при воплощении замыслов.
- воспитывать любовь к природе, интерес к зимним явлениям природы.
- развивать умение видеть красоту окружающего мира.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, диск, набор пластилина, стека, влажные салфетки для рук, - аудиозапись «Песенка о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев).
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, физическая культура.
Место проведения: музыкальный зал.
Предварительная работа: проведение опытов с водой и льдом, рассматривание снежинок на улице, чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», чтение сказки «Красавица снежинка»
Ход занятия:
Педагог: здравствуйте ребята!
Сегодня у нас необычное занятие, к нам что - то прилетело?
Загадка:
Что за звёздочки резные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке.
(снежинка)
(слайд 1)
Педагог: правильно, ребята, это снежинка. Ей грустно одной, она ищет себе друзей. А в какое время года мы можем увидеть снежинки?
(зимой)
Педагог: а почему именно зимой?
(зимой холодно, мороз)
Педагог: ребята , а какие снежинки бывают по размеру?
(маленькие)
Педагог: по цвету?
(белые)
Педагог: а по форме?
(разные)
Педагог: правильно все снежинки разные, но мы всегда должны помнить о том, что они имеют 6 лучиков (слайд)
Педагог: ребята, а как падают снежинки?
(мягко, легко, плавно, тихо).
Педагог: а когда снежинка падает к вам на ладошку, что с ней происходит?
(она тает, превращается в воду)
Педагог: да, правильно, она тает и превращается в маленькую капельку воды
Педагог: ребята, скажите, а вода может летать, литься и быть твердой?
(да)
Педагог: а когда мы можем наблюдать такое?
(вода в жидком состоянии - льется, в газообразном состоянии - пар - летает. И в твердом состоянии это лед)
Педагог: мы с вами уже знаем , что вода имеет свойство испаряться, исчезать с поверхности. Помните наш опыт с тремя стаканчиками с одинаковым количеством воды? Один мы закрывали крышкой, второй ставили на солнечный подоконник, а третий стаканчик - в прохладное место. Через неделю мы увидили, что в закрытом стаканчике воды осталось практически столько же, но на крышке появились капельки воды. В том, который стоял на солнечном подоконнике воды почти не осталось, а в стаканчике, который стоял в прохладном месте вода тоже испарилась, но не так много как в предыдущем. Вывод - вода испаряется даже в прохладную погоду.
Педагог: ребята, а как появляются снежинки?
(из тучки падают, когда снег идет и т. д.) .
Педагог: Давайте изобразим как летают и "танцуют" снежинки.
Физкультминутка «С неба падают снежинки»
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будим их ловить руками
И покажем дома маме.
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги.
(Потягивания – руки в стороны.)
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик.
(Прыжки на месте.)
Ну а мы идем, идем
(Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом.
(Дети садятся.)
Педагог: А хотите я открою вам секрет появления снежинок?
Показ мультимедийной презентации "Снежинки такие знакомые и такие разные".
Иногда зимой, в безветренную погоду мы можем наблюдать как красиво кружась на землю опускаются снежинки. (Слайд )
Они такие знакомые нам, но всегда такие разные и необычные (Слайд ).
Вода, испаряясь с поверхности земли поднимается парами в небо. Так образуются водяные пары, из которых образуются облака. Раньше люди думали, что снежинки появляются из дождинок, пока дождинки летят вниз, на землю они превращаются в снежинки. Но это не так. Совсем недавно ученые сделали вывод о том, что снежинки образуются из водяных паров, которые в туче превращаются в маленькие кристаллы. Затем кристалл начинает расти. У него появляются лучики. (Слайд появления снежинок)
И кристаллы всегда не похожи друг на друга. Следовательно и снежинки все получаются разные, каждая отличается своим узором, размером, красотой . Посмотрите. (Слайд) .
Педагог: узоры на окнах образуются тоже из водяных паров. В стекле имеются маленькие трещинки, царапины. Днем вода осядает на них, а вечером, после того как солнце скроется за горизонт и станет холодно, водяные пары превращаются в кристаллы. Они очень маленькие. И к утру все окна расписаны невиданными сказочными узорами. (Слайд) Вот какие разные узоры мы можем увидеть и каждый из них не похож на другой (Слайд) .
Педагог: а вы заметили, что одни снежинки более круглые, а другие как маленькие колючки? Ученые пришли к выводу, что вода может запоминать информацию. И если человек думает и говорит хорошие слова, то и снежинки будут более круглые. А если слова и поступки злые, обидные - то и снежинки появляются более колючие. (Слайд)
Педагог: сложно разглядеть маленькую снежинку, но есть такой прибор, который называется лупа, с помощью которого можно увидеть, что снежинка состоит из очень большого количества маленьких кристаллов замерзшей воды (Слайд ) Давайте еще полюбуемся снежинками. (Слайды)
Практическая деятельность
Педагог: Как много мы сегодня узнали о таких разных и таких знакомых нам снежинках. Сейчас я предлагаю вам слепить из пластилина подружек для нашей снежинки. Так как снежинки белые, нам понадобиться пластилин белого цвета. А поместим мы их на серебрянные диски. Ребята, не забывайте, что у снежинки 6 лучиков. Разделим стекой кусочек на 6 равных частей, катаем из них колбаски и прикладываем к основе вертикально. Следим за тем, чтобы расстояние между ними было одинаковое. Приплющиваем. Украшаем лучи снежинки разными узорами, постарайтесь чтобы узоры на каждом луче были одинаковые.
Дети приступают к работе. Звучит аудиозапись «Песенки о снежинке» (Е. Крылатов, Л. Дербенев)
Педагог: Молодцы ребята, посмотрите какие красивые и разные у вас получились снежинки, мы с вами тоже очень разные как и эти снежинки и очень дружные!Давайте украсим снежинками нашу ёлку.
Итог:
Педагог: Ребята давайте вспомним кто прилетал к нам сегодня? (снежинка)
Какие они по форме? (разные)
По цвету?(белые)
По размеру? (маленькие)
А из чего состоят снежинки?(из кристалов)
Сколько у снежинки лучиков? (6 лучиков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Папка-передвижка "Ксилофон - такой простой и такой разный!"
Для родителей и всех интересующихся предлагается красочная папка-передвижка по одному из самых популярных инструментов для детского музицирования - ксилофону. Из нее вы узнаете, какие разнообразные и ...
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки. Такие похожие и такие разные!"
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Мальчишки и девчонки. Такие похожие и такие разные!" младший возраст...
Врачи такие нужные и такие разные
знакомство с разными врачебными специальностями...
Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки… » - такие похожие, но такие разные! Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кропоткин
Консультация для родителей «Мальчишки и девчонки… » - такие похожие, но такие разные! Воспитатель: Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР д/с №14 г.Кр...
Проект по художественно-эстетическому развитию "Новогодние фантазии: такие разные снежинки"
Организация жизни и воспитания детей предполагает создание определенной микросреды. Как правило, воспитанники не принимают участия в формировании окружающего пространства, являясь его &laq...
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...
Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»
Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...