Методические рекомендации по организации непосредственно - образовательной деятельности в ДОУ « Как стимулировать активность ребенка»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Севастьянова Ольга Валерьяновна

Методические рекомендации содержат приемы и методы, которые помогут педагогу осуществить организацию непосредственно-образовательной деятельности с детьми более эфективной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации непосредственно- образовательной деятельности в ДОУ

« Как стимулировать активность ребенка»

   Все мы прекрасно знаем, что ведущей деятельностью ребенка является  игра. Именно в игре ребенок-дошкольник постигает окружающий мир, учится его воспринимать, понимать, взаимодействовать и выстраивать с ним отношения. При этом необходимо помнить, что многие знания и представления ребенка формируются в процессе непосредственно-образовательной  деятельности – занятий. А если мы говорим о детях старшего дошкольного возраста, то именно в данной форме работы формируются предпосылки учебной деятельности и компоненты готовности к обучению в школе. Вот почему важно организовать и провести занятие  так, чтобы ребенок  получил новые знания в доступной, увлекательной форме, чтобы ему было интересно заниматься, разговаривать о новом, обсуждать и решать проблемные ситуации, чтобы занятия получало эмоциональный отклик в душе ребенка. Что нужно сделать, чтобы все эти задачи были решены? Как стимулировать активность ребенка в процессе совместной образовательной деятельности? С этими проблемами сталкивается каждый педагог  и  старается найти наиболее эффективные способы их решения. Рассмотрим основные из них .

1.Это использование разнообразных сценариев проведения занятий:  занятие-спектакль- где дети - участники спектакля и зрители; занятие где дети  выполняют роль учителей или старших товарищей; занятие где – они ученики;  занятие-путешествие ,приключение  и тд. Все зависит от фантазии педагога и детей, целей и задач .

2.Организация на занятии различных форм работы – фронтальная, подгрупповая, парная, индивидуальная

3.Использование различных  видов  мотивации:  игровая, соревновательная, личностно-значимая. Данные виды мотивации являются важными для ребёнка, потому что только к концу дошкольного возраста, к семи годам появляется возможность организовать обучение с опорой на внутреннюю учебную мотивацию.

4. Использование игровых методов и приемов.

Методы:

  • Создание воображаемой ситуации,
  • дидактическая игра

Приемы:


п/п

приемы

                 Характеристика приема

1.

Игровой сюжет

Игровой сюжет позволяет «перенестись» в условное игровое пространство, со свойственной ему воображаемой ситуацией («как будто»)

2.

Игровой персонаж

Использование сказочных, мультяшных героев  активизирует детей, вызывает интерес, желание заниматься

3

Игровой образ

Игровой образ способствует перевоплощению, активному творческому самовыражению, восприятию игровой ситуации как собственной

4.

Игровая проблемная эмоционально–образная ситуация

В основу игровой проблемной эмоционально-образной ситуации закладывается мотив чувства сопереживания игровым образам

5

Игровые действия

Игровые действия связаны с проявлением активности ребёнка. Они состоят из отдельных элементов, которые выполняет ребёнок

6

Игровые правила

Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, направляют поведение и деятельность детей, определяют характер и условия игровых действий

7

Игровой результат

Игровой результат ориентирует ребёнка на качество создаваемого творческого продукта

8

Игровое оснащение

В качестве игрового оснащения  используются предметы, игрушки, наглядный материал, индивидуальные тетради для дошкольников и др.

Выбор игровых методов и приёмов обучения зависит, прежде всего, от цели обучения и содержания занятия, а также от возраста детей. Педагогу следует помнить о том, что игровые методы и приёмы не должны превращать занятие в развлечение.

.

5.Соблюдение  режима моторной свободы динамических поз, когда дети меняют в процессе занятия позы «стояние-сидение-произвольная поза », в  зависимости от характера выполняемой работы.

6..Смена видов деятельности. Количество однородных упражнений ограничивают до 3—4. Включаются задания, связанные с выполнением движений и активностью всех анализаторов.Они слушают, смотрят,рисуют, разучивают,отвечают, пересказывают, фантазируют….. Чем больше задействовано  психических функций : внимание, восприятие, мышление и тд., тем  активнее дети на занятии.

7.Использование Физминуток . Если   отсутствуют задания содержащие двигательную активность, то на 12—14 мин обязательно проводится физкультурная минутка. Содержание ее по возможности связывают с темой занятия.

8.Использование релаксационных упражнений. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.

Виды релаксационных упражнений, которые могут быть использованы.

-Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Пример:

“Шишки”

Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза)

Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

“Улыбка”

Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза)

Релаксационные настрои

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

9.Использование Мимических упражнений в ходе выполнения которых дети учатся контролировать и выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье и тд. Происходит смена деятельности, ребенок легче включается в занятие, настраивается на выполнение заданий.

10. Применение имитирующих упражнений (падающий лист, велосипедист, рыбак ловит рыбу и тд.) Это  дает возможность детям подвигаться и в тоже время расслабиться.

11. Использование различных видов гимнастик  пальчиковой, дыхательной, зрительной  и тд.

12.Использование разнообразного  дидактического материала разного типа, вида и формы ( творческие ,игровые, развивающие задания и упражнения; настольно-печатные,словесные и подвижные игры)При планировании занятия, педагог  должен обратить внимание на чередование предлагаемого материала в зависимости от его сложности и двигательной насыщенности  .Целесообразно чередовать  простой материал с более сложным; Задания выполнение которых требует статичности позы с играми малой подвижности.

13. Создание «ситуации успеха». В начале занятия педагог дает несложное задание  , с которым может справиться каждый ребенок и которое основано на ранее полученных знаниях и связано с новым материалом;

14.Использование загадок. Лучше использовать их в начале и конце занятия.

 Если загадка используется в начале занятия, то  загадываемый предмет и его свойства должны  быть хорошо знакомы детям. В этом случае загадка выполняет роль организационного момента, пробуждает интерес , вводит в тему.

Если загадка используется в конце , то в ней обязательно должны прозвучать те свойства загадываемого предмета, о которых  говорилось на занятии. В этом случае загадка активизирует мыслительную деятельность детей, дает им возможность на практике применить полученные знания, а педагогу определить уровень усвоения материала.

15.Использование разнообразного наглядного материала . Это предметные и сюжетные картины, серии картин; Специально-подготовленные тематические или сюжетные панно;  модели; подвесные модули; фотографии, иллюстрации, схемы, таблицы, рисунки детей.

Основное требование к материалу он дожжен быть  четким, понятным, привлекательным для детей, в меру красочным.  

Необходимо продумать  режим сменяемости   наглядного материала в ходе занятия. Если менять материал слишком часто произойдет эффект « калейдоскопа»-« мы много увидели, но мало что запомнили», при отсутствии смены  материала  теряется интерес .

16.Использование экранных средств .Проекторы, медийные установки, телевизоры и тд., для демонстрации детям видеороликов, слайдов, фото и другого обучающего материала.

17.Использование аудио аппаратуры для прослушивания на занятии  звуков, музыки, художественных произведений.

18. Использование в ходе занятия всего пространства группы.

  Наглядный и дидактический материал используемый на занятии располагают  по всей группе. На столах, ковре,мольбертах, фланелеграфах.

  С этой целью можно использовать сенсорно -дидактическую подвеску. На ней располагается дидактический материал на такой высоте, чтобы ребенок  мог дотянуться до него и снять. Подвески  могут находиться где угодно:  на занавеске, стене, шкафу и т.д. Поэтому дети  не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.

Вывод: Использование на занятии этих методов и приемов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Занятие проходит динамично, материал усваивается максимально. 

        

                         Сообщение на тему:

«    Приемы активизации детей в процессе организованной образовательной деятельности»

        Составила воспитатель ГДОУ №68        

                                       Севастьянова О.В.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию детей

Рекомендации по организации непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию детей раскрывают основные принципы построения физкультурного занятия, фазы фо...

Конспект методической разработки организации непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Составление сказки: «Приключения Тыквы на улицах города»» (по ознакомлению с правилами дорожного движения)

Методическая разработка организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению и закреплению правил дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ТЕМА: «ЧУДЕСНАЯ КОРОБОЧКА»

Цели и задачи:Учить детей слушать и понимать речь взрослого, правильно выполнять речевые инструкции.Развивать речь детей, умение слушать потешки.Обогащать и активизировать словарный запас.Учить узнава...

Методические рекомендации к интегрированной непосредственно образовательной деятельности (рисование) Тема «Сирень Победы»

Воспитание у дошкольников любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда.  Воспитание чувства патриотизма процесс сложный и длительный. Эта кропотливая работа должна вестись систематичес...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»

Данные методические рекомендации созданы  в помощь воспитателям, специалистам ДОО, полезны родителям дошкольников.В рекомендациях представлена система занятий в старшей группе, разработанная...

«Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО» «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Организация НОД в соответствии с ФГОС ДО»«Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...