«Здравствуй, детский сад!»
картотека на тему

Матвеева Елена Борисовна

«Здравствуй, детский сад!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdravstvuy_detskiy_sad.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здравствуй, детский сад!»

Группа

Название игры,

цель

Содержание

Методы и приёмы

Со средней группы.

«Угадай по описанию».

Учить детей по названным признакам определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Выбери признак, который есть у других объектов».

Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Составим разные смешные стихи».

Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо».

Воспитатель предлагает составить стихи по моделям:

«Если это кто – то, то они чего – то».

«Жил – был кто – то и совершал он то – то».

«Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то».

Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Какого Волшебника ты должен пригласить».

Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.

Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстро ходить; доесть невкусную кашу и т.д.).

Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Помечтаем?»

Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо».

Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…».

Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо».

Фантастическая аналогия, метод каталога.

Со старшей группы.

«Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.

Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Если бы у меня…».

Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления.

Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Потеря части или свойства».

Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта.

Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Завод игрушек».

Учить видеть многофункциональность применения множества одинаковых объектов.

Детям предлагается придумать и изготовить как можно больше игрушек или предметов из пластмассовых стаканчиков (используется прием дробления – объединения).

Усложнением является анализ сказочных образов, созданных на основе объединения однородного множества. Например: Лошарик – лошадка из шариков; Кубарик – человечек из кубиков.

Метод морфологического анализа.

Со средней группы.

«Мы – Волшебники Объединения».

Учить самостоятельно преобразовывать объект с помощью приема дробления – объединения и объяснять практическое применение созданного объекта.

Ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема дробления – объединения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник Дробления коснулся паровозика». Далее ребенок объясняет, что произошло (объект делится на части), хорошо это или плохо для объекта. Затем приглашается волшебник объединения, который может связать между собой части объекта или объединить несовместимые части (колеса поставили на трубу).

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Все могу!»

Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.

Ведущий называет объект, дети определяют его окружение. Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов (объект – ребенок, его окружение – детский сад, Волшебник Всемогу дотронулся до детского сада; что произошло с основным делом детского сада: все, кто ни зашел бы в него, будут накормлены, согреты, смогут развлечься и позаниматься любимым делом; если детский сад будет учить всех и всему – вождению машины, умению шить и т.д.). Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Волшебник Наоборот просит выполнить задание».

Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений.

Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта.

Мозговой штурм, метод морфологичес-кого анализа.

Со старшей группы.

«Заколдованное место».

Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта.

К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до помещения группы. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне (цветы растут вниз, стулья сбрасывают сидящих, бумага впитывает след от карандаша и т.д.), и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«В гостях у Волшебника быстрых минут (Волшебник замедления)».

Учить представлять результаты ускорения процессов, протекающих как в самом объекте, так и в его окружении. Находить выход из проблемных ситуаций.

В гости к детям пришел Волшебник быстрых минут. Детям предлагается обсудить проблемную ситуацию, которая может возникнуть, если течение времени в группе ускорится или замедлится. Дети описывают, что произойдет с ростом детей, какие изменения произойдут с живыми и нежимыми объектами, находящимися в группе (цветы, мебель, книги), что будут делать родители в такой ситуации и т.д.

Мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Я что – то делаю, а ты угадай».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие».

Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени.

Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса.

Метод аналогий, мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Зеркало времени».

Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».

Воспитатель предлагает детям заглянуть в «Зеркало времени». Оно показывает прошлое или будущее того, кто в него «смотрится». Детям предлагается представить какую – либо сюжетную сценку по типу: «Что бы я изменил во вчерашнем конфликте с другом».

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Угадай, где спрятана игрушка в комнате».

Учить детей задавать вопросы, сужающие поле поиска в трехмерном пространстве. Активизация словаря: впереди – сзади, в левой и в правой части комнаты.

Ведущий предлагает детям найти игрушку, спрятанную в комнате. Ведущий и играющий расположены в одном направлении. Игра начинается с деления комнаты на части:

- сначала выясняется, впереди или сзади играющих находится загаданный объект;

- затем уточняется, он находится справа или слева;

- когда найдена часть, в которой спрятан загаданный объект, дальнейший поиск ведется по отношению к углам и сторонам комнаты.  Дополнительные ориентиры: верхний – нижний угол комнаты, сторона комнаты.

Сужение поля поиска (объёмные задачи).

Со средней группы.

«Перевертыш».

Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.

Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Что случится, если…?»

Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать.

Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию (например: представьте, что игрушки будут расти и сами двигаться; что произойдет). Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Робинзон Крузо».

Учить детей выделять ресурсы объекта. Используя полученные ресурсы, решать проблемные ситуации.

Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации (построить дом на необитаемом острове и т. д.), используя ресурсы выбранного объекта (осталось много карандашей).

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Поиграем?»

Учить видеть и разрешать противоречивые ситуации, возникающие в повседневной жизни, используя прием замещения.

В повседневной жизни воспитатель предлагает выполнить задание, не имея инструмента или материала, используя предметы – заместители. Например, построить что – либо по заданной схеме, но из набора убрать деталь, которую можно заменить другой; рассказать о чем – либо без слов, при помощи движений, мимики.

Прямая аналогия.

Со 2 младшей группы.

«Отвечай быстро».

Закрепить умение детей классифицировать предметы по форме, цвету, качеству.

Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила: «В игре надо отвечать быстро. Я назову какой – либо цвет (форму, размер) и брошу кому – нибудь мяч. Кто поймает мяч, называет предмет, находящийся в группе». Когда ребенок ответит, он сам бросает мяч кому – нибудь из играющих, тот ловит и называет предмет и т. д.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Кто внимательнее?»

Учить классифицировать предметы окружающего мира.

Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Назови предмет».

Закрепить знания детей о многообразии предметов, которые имеют один способ действия.

Один из детей становится ведущим. Дети встают в круг, ведущий находится в центре круга, в руках у него мяч. Ведущий бросает мяч любому ребенку и называет способ действия предмета (например, он умеет летать). Ребенок, поймавший мяч, называет предмет (самолет). Назвавший предмет бросает мяч следующему участнику. Дети следят за правильностью ответов.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Из чего это состоит?»

Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет объект, а дети должны назвать как можно больше составляющих частей.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Что без чего не может быть?»

Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта.

Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Раньше – позже».

Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.

Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после.

Метод каталога.

Со старшей группы.

«Что по жизни впереди, что по жизни сзади?»

Учить детей выстраивать линию времени для каждого объекта в соответствии с заданной точкой измерения.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, в какой группе они находятся и определить, что у них по жизни было сзади (младшая группа), что по жизни будет впереди (школа). Далее педагог предлагает детям рассказать, что по жизни впереди – сзади у воспитателя (впереди пенсия, сзади – учебное заведение).

Метод каталога.

Со средней группы.

«Что было – что будет».

Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.

Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки.

Метод каталога, системное мышление.

Со средней группы.

«Фантазеры».

Учить детей самостоятельно рассказывать о неиспользованных возможностях конкретного объекта (его ресурсах).

Воспитатель называет объект, детям дается задание: «Перечисли как можно больше способов использования предмета не по назначению». Следует поощрять описание необходимых для выполнения новой функции технических изменений.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Необыкновенный слон».

Закрепить представление детей о полифункциональнос-ти ресурсов объекта.

Воспитатель рассказывает историю об игрушечном слоне, который всем помогал, пользуясь большими ушами, длинным хоботом (прятал от дождя, поливал цветы). Воспитатель предлагает пофантазировать и придумать, как еще можно было бы использовать живого и игрушечного слона.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Чем может быть?»

Продолжать учить детей приспосабливать рукотворный объект для использования не по назначению и рассказывать об этом.

Воспитатель называет объекты, раздает картинки с их изображением или предметы и просит назвать, как их можно использовать. Принимаются все обоснованные ответы (палочка, трубочка, пуговица, колечко).

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Теремок».

Учить выделять свойства объектов, находить общее между объектами.

Дети получают разные рисунки: животных, овощи, бытовые предметы, транспортные средства – это и будут обитатели теремка, но не сразу. Воспитатель предлагает детям «войти в теремок», назвав, чем они на него похожи (воспитатель выступает в роли определённого объекта).

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Чего больше (меньше)?»

Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании.

Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Цирк зверей».

Развивать у детей способность к абстрагированию, ассоциациям. Воспитывать умение видеть несуществующий объект через чувственные и зрительные ассоциации, определяя различия и сходства с реальным объектом.

Воспитатель показывает детям цирк: на круглый лист бумаги (арену) выходят «артисты» цирка (геометрические формы: кубики, кирпичики, цилиндры и т. д.). Детям предлагается догадаться, кто это, какой номер он будет выполнять и найти наощупь пригласительный билет каждого «артиста» (карточки, на которые приклеены геометрические фигуры: круг, квадрат и т. д. из бархатной бумаги или драпа). Далее игра разворачивается как самостоятельная художественная деятельность.

Метод аналогий, метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Игры с «подзорной трубой».

Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов).

Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Загадочные части».

Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку.

Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны».

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Угадай, кто прячется в домике».

Учить детей по представленному фрагменту угадывать объект, развивать внимательность при рассматривании картины.

Ведущий показывает в окно картонного домика какую – либо часть «загадочного жильца». Демонстрировать необходимо так, чтобы узнать его было не просто. Задача детей – угадать объект.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Живые картинки».

Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

«Окажись около объекта».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

«Да – нет».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.

Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.

Метод каталога.

Сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Угадай объект по месту описания на картине».

Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.

Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта).

Метод каталога, сужение поля поиска.

Со средней группы.

«Кто о чем говорит?»

Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты».

Метод каталога, фантастическая аналогия.

Со средней группы.

«Найди и оживи».

Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ.

Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Волшебный светофор».

Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира.

У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.

Воспитатель показывает картинку с изображением объекта.

Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит».

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«На что похоже?»

Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов.

Ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Волшебные картинки».

Развивать воображение, мышление, учить находить в нарисованных линиях образы.

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза: «Сейчас будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части».

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Чудесный экран».

Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности.

В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги:

- выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки;

- определяется подсистема природного объекта;

- определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится;

- рассматривается процесс развития объекта в прошлом;

- рассматривается развитие объекта в будущем.

В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран».

надсистема

надсистема

надсистема

система

система

система

подсистема

подсистема

подсистема

прошлое        настоящее          будущее

СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения.

НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта.

ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи.

Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования.

Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки).

Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то»  М.С.Гафутулина.

Если мы рассмотрим что-то…

Это что-то для чего-то…

Это что-то из чего-то…

Это что-то часть чего-то…

Чем-то было это что-то…

Что-то будет с этим что-то…

Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри!

Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Числовая данетка».

Обучать мыслительному действию, учить работать с  недостатком данных.

«Линейная данетка».

«Плоскостная данетка».

На доске чертится горизонтальная ось с цифрами.

Ведущий говорит: «Я задумала число до 10 (20), а вы должны отгадать его».

Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы (делим числовую ось напополам, затем следующую половину напополам).

На стол выставляются игрушки, геометрические формы и т. д. Объекты находятся в ряд, основные понятия: в центре, слева, справа.

Воспитатель предлагает отыскать объект на плоскости среди произвольно расположенных объектов. Основные понятия: левая часть, правая часть, ближе к нам, дальше от нас, в верхней части, в нижней части.

Сужение поля поиска (числовые задачи).

Со 2 младшей группы.

«Где живет (работает)?»

Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира.

Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, где встречаются профессии людей.

Системное мышление.

Со 2 младшей группы.

«Гирлянда».

Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, лягушка. И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

- Лягушка какая? (Зелёная).

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

- Зеленая кто (что)? (Трава).

- Трава что делает? (Растет).

- Растет что (кто)? (Ребенок).

- Ребенок какой? (Веселый).

- Веселый кто бывает? (Клоун).

- Клоун что делает? (Смеется). И т. д.

Метод каталога.

Со средней группы.

«Что было бы, если убрать часть?»

Учить « разбирать» любой объект на составляющие части.

Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.

Ведущий убирает какую-либо часть и просит объяснить, что будет с объектом.

Например: «У велосипеда убрать руль (спинку). Что хорошего (плохого)?»

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Кем был раньше?»

Учить называть прошлое предмета.

Ведущий называет предмет, дети – его прошлое. Например, цыпленок - яйцо, лошадь - жеребенок, дуб - желудь, рыба -  икринка, яблоня - семечко, лягушка -  головастик, бабочка - гусеница, хлеб - мука, шкаф - доска, велосипед - железо, рубашка - ткань, ботинки - кожа, дом -  кирпичик.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Узнай меня».

Учить описывать предмет, не называя его.

Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Системное мышление.

Со средней группы.

«Поезд».

Развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.

10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка - это вагончик.

Ведущий: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою, и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться».

1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (н/п, ложка).

2 ребенок берет картинку, связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему. («Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда»).

Следующий ребенок берет вазу, т. к. ваза и тарелка сделаны из стекла.

Следующий ребенок берет поливальную машину, т. к. в вазе и поливальной машине бывает вода и т. д.

Игру можно проводить многократно, меняя картинки.

Метод каталога, системное мышление.

Со старшей группы.

«Ёлочка».

Активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

Игра начинается со стартового слова (сущ., ед. ч., И. п.).

На доске воспитатель пишет или зарисовывает это слово, а также пишет или зарисовывает предметы, которые ассоциируются у детей, когда им называют этот объект.

- Какие вспоминаются слова? С кем (чем) дружат эти слова?

Выбирается любое слово из этого столбика, и вновь называются слова и записываются или зарисовываются во второй столбик, так проделывается до 5 раз (т. е. до 5 столбиков).

Затем предложить детям составить рассказ, дать ему название.

Например, стартовое слово - игла.

Игла

Ёж

Яйцо

Швейная игла

Ёлка

Нить

Ножницы

Одежда

Стол

Швея

Ткань

Стул

Скатерть

Тарелка

Ножка

День рождения

Метод каталога.

С

подгото-

вительной

группы.

«Соедини нас».

Учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

Ведущий предлагает детям 2  слова, не связанные смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета.

Например, газета – верблюд.

- Что написано в газете про верблюдов?

- Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд?

Варианты: карандаш – замок, шляпа – мост, утюг – трамвай.

Мозговой штурм.

Со средней группы.

«Путаница».

Учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

«Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое».

Например:

Летит колючий крокодил. (Снег)

Висит зеленая собака. (Слива)

Самолет ползет по рельсам. (Поезд)

Мальчик ест скакалку. (Конфету)

Летит воздушный диван. (Шар)

Рычит лохматый слон. (Пес)

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Цепочки ассоциации».

Активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.

Например:

- желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок…);

- длинное, серое, тягучее (жвачка…);

- черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд…);

- круглое, сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

- зеленое, прыгучее;

- холодное, белое.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Вопрос – ответ».

Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать, доказывать.

Дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра.

Например:

- Почему снег белый?

- Почему лягушки квакают?

- Чей сын цыпленок?

- Сколько хвостов у двух ослов?

Ответы могут быть точными или творческими с фантазией.

Метод каталога.

Со 2 младшей группы.

«Найди фигуры».

Развивать у детей логическое и конструктивное мышление, пространственное видение. Закреплять знания геометрических фигур.

Воспитатель показывает детям карточки с различными геометрическими фигурами, составленными из палочек. Предлагает каждому выбрать себе карточку.

Потом желающий ребёнок должен показать и сказать:

- сколько здесь треугольников, четырёхугольников;

- сколько фигур;

- сколько палочек потребовалось для составления фигур.

Не обязательно отвечать на все вопросы, можно отвечать выборочно.

Остальные дети проверяют правильность ответа.

После ответов нескольких детей можно предложить детям самостоятельно составить фигуры – загадки для своего соседа по столу. Тот отгадывает и составляет свою загадку.

Со средней группы.

«Сделай так и не так» (конструирование из строительного материала, мозаики).

Развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

Предложить детям рассмотреть образцы построек из строительного материала. Рассмотреть с ними, из чего предлагается сделать постройки.

Обсудить, есть ли в группе аналогичный материал. Если есть – сделать постройки по образцу.

Если предложенного в образце материала нет – подумать и найти в группе аналогичный, которым можно заменить предложенный в образце.

Предложения принимаются без критики, но обязательно анализируется удобство использования предложенного материала.

Мозговой штурм, метод аналогий.

Со старшей группы.

Игровое упражнение «Сказки о себе».

Предложить детям поставить себя на место какой-либо геометрической фигуры, знакомого объекта и рассказать всем сказку о себе.

Например, «Я треугольник. Я такой красивый, острый. У меня три угла и три стороны. Я люблю играть с прямоугольником, у которого нет таких острых углов, как у меня. Зато у него длинные стороны, и я могу на нём стоять или ехать. Нас, треугольников, на его длинной стороне помещается даже два, и иногда мы катаемся вместе».

Метод аналогий.

Со средней группы.

Игровое упражнение «Волшебные очки».

Ребёнку предлагается очки определённой формы: круглой, квадратной, треугольной и т. д. Необходимо найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

Игровое упражнение «Где работают цифры».

Предложить детям назвать места, где работают цифры.

На улице – показывают номера домов, говорят о номере автобуса.

В доме – показывают номера подъездов, квартир, этажей, кнопки в лифте.

В квартире – описать, что делают цифры: на телефоне, на телевизоре, в кухне.

В сумке у мамы… у папы… у старшего брата…

В игрушках…

В книгах…

Со средней группы.

«Я – это кто?»

Используя компонентный подход, рассмотреть наличие составных частей системы, их системные признаки, свойства, а также отличительные и схожие черты в сравнении с другими системами.

Воспитатель: «Давайте сосчитаем, сколько у нас девочек?.. А теперь мальчиков?.. Кого больше, девочек или мальчиков? А на сколько больше? И как проверить? Станьте парами – мальчик с девочкой. Сколько осталось? Скажите, одного мальчика (девочку) можно сосчитать? (Дети рассматривают). Чего у него больше, рук или ног?

- Одинаково, по две.

- А что ещё у него по два?

Дети отвечают: уши, глаза, ресницы, брови, ноздри.

- А что у него по одному?

- Вот сколько разного насчитали, а человек – один! Хотите загадку? Один, плюс один, плюс один и ещё один, и ещё один?

- Пальцы!

- Пять пальцев, а рука с ними всего одна! А вот ещё: один, плюс один, плюс один, плюс два, плюс два, плюс много-много?

- Голова.

- А волосы можно сосчитать и как?»

Дети предлагают ответы типа: голову измерить, по одному откладывать, по одному выдёргивать (предложите проделать это на его голове – откажется).

Здесь также можно выходить на противоречие и решать задачу.

- Какие волосы лучше считать, прямые или кудрявые? А каких больше? (Предлагаются для сравнения две ребячьих головы). Чем отличаются эти волосы?

- У Тани много воздуха в волосах, они всегда пушистые, кудрявые.

- Нет, они кудрявые потому, что похожи на облачко.

- Они кудрявые, поэтому пушистые.

- А теперь, чем отличаются эти волосы? (Дети сравнивают волосы с короткой стрижкой у мальчика и длинной у девочки).

- А чего ещё много в человеке? Какие внутренние органы вы знаете?

Ответы детей: желудок, живот, горло, мозги и др.

Мозговой штурм.

Со 2 младшей группы.

«Загадки и отгадки».

Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической.

Детям раздаются карточки с картинками. Взрослый читает текст загадки. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдётся предмет, являющийся отгадкой, то ребёнок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему.

Метод аналогий.

Со 2 младшей группы.

«Какая игрушка?»

Развивать воображение детей, учить представлять предметы по их схематическим изображениям.

Воспитатель показывает картинки со схематическим изображением предметов, а дети должны придумать, на какие игрушки они похожи. Обращать внимание на то, чтобы ответы не повторялись. Отмечать оригинальность ответов.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«На что похоже?»

Учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.

Воспитатель показывает детям картинки, н/п,

и спрашивает, на что это похоже.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Пирамидки».

Учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения.

Детям раздаются пирамидки. Воспитатель сообщает, что они будут собирать не простые пирамидки, а такие, какие нарисованы на картинке (контурное изображение пирамидки из 8 колец с основанием и верхушкой).

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Перевёртыши».

Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Детям раздаются карандаши и наборы карточек. Каждую фигурку можно превратить в любую картинку. Потом рисунок надо отложить и взять ещё одну карточку с такой же фигуркой. Но теперь фигурку надо перевернуть, положить вверх ногами или боком.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Повторяка».

Учить детей видеть возможности объектов.

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а дети «примеряют» эту функцию на себя. Например:

- Я – лягушка. Я умею прыгать.

- Я – машина. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.

- Я – карандаш. Я тоже прыгаю, когда рисую точки.

Системное мышление, метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебный мешочек».

Упражнять детей в выделении свойств предмета.

В мешочек из непрозрачного материала складывают несколько предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Что-то – часть чего-то».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира.

Понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывают один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывают следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Выбери нужное».

Упражнять детей в умении выделять одинаковые свойства предметов.

На стол вперемешку высыпают предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку, а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Домино».

Упражнять детей в умении выделять сходные свойства у объектов.

По сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу. Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, пол, место жительства или нахождения и т. д.

Метод аналогий.

Со средней группы.

«Волшебная дорожка».

Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств.

Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак.

Системное мышление, метод аналогий.

Со старшей группы.

«Разведчики».

Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на улице, в группе и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

Системное мышление, мозговой штурм.

Со старшей группы.

«Моё настроение».

Учить анализировать эмоциональное состояние.

Воспитатель задаёт ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные переживания, связанные с ней. Например, новогодний утренник в детском саду – радость, веселье; идёт дождь – грусть, скука, тоска.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Цепочка».

Упражнять в выделении свойств предметов, объектов.

Первый ребёнок называет объект, второй – его свойства, третий – объект с названным свойством, четвёртый – другое свойство нового объекта и т. д. Например: 1. Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4. Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т. д.

Метод аналогий.

Со старшей группы.

«Из чего приготовлено?»

Учить выделять части объекта.

Ведущий называет какое-то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления. Аналогично можно играть с рукотворными предметами: дети перечисляют материалы, которые необходимы для создания этого предмета.

Системное мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здравствуй, здравствуй детский сад»

Конспект занятия «Здравствуй, здравствуй детский сад»Цели: развивать дружелюбные отношения у детей к детскому саду, сотрудникам; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...

Конспект родительского собрания совместно с детьми младшей группы (адаптация детей и родителей к дошкольному учреждению) «Праздник знакомства, или здравствуй, здравствуй детский сад!»

Цели и задачи тренинга:создать атмосферу доброжелательности, открытости к общению между детьми и родителями;наладить взаимодействие педагогов ДОУ с родителями;создать предпосылки положительного отноше...

ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ «ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»

ТИПОВОЙ СЦЕНАРИЙ«ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!»Цели—    адаптация нового набора детей в ДОУ,—    формирование положительного мотивационного отношения к ДОУ,—...

Здравствуй, здравствуй, детский сад!

Программа для адаптации детей к условиям детского сада...

"ЗДРАВСТВУЙ, ЗДРАВСТВУЙ, ДЕТСКИЙ САД!" развлечение, посвящённое началу нового учебного года

Сценарий развлечения для дошкольников ко Дню Знаний. включает в себя задания по материалам предыдущих лет обучения....

Программа "Здравствуй, здравствуй детский сад" школа для родителей вновь поступивших детей.

Чтобы снизить риск дезадаптации при поступлении ребенка в детский сад, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечивает оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно пони...

«Здравствуй, здравствуй, детский сад!». Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям детского сада

​Программа по адаптации детей к детскому саду является частью основной образовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в МКДОУ детский сад № 4 «Скворушка» Данна...