Программа "Здравствуй, здравствуй детский сад" школа для родителей вновь поступивших детей.
методическая разработка на тему
Чтобы снизить риск дезадаптации при поступлении ребенка в детский сад, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечивает оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно понимать, что родители для ребенка всё: источник эмоционального тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для подражания, друзья и советчики. Часть своей роли семья передает детскому саду, поэтому успешная адаптация возможна лишь при том условии, что требования в саду будут поддержаны авторитетом родителей, поэтому программа "Здравствуй, здравствуй детский сад" послужит хорошим инструментом облегчения адаптации.
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в детский сад.
Задачи:
- Формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад
- Просвещать родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ
- Снижать уровень тревоги и эмоциональное напряжение
- Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом.
Этапы реализации:
- Родительское собрание
- Анкетирование родителей, прогноз адаптации.
- Игровые сеансы для детей и родителей в мини группах (4 сеанса).
- Консультации для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями.
- Консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rescue2.asd_.docx | 354.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольная образовательная организация (ДОУ) является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста. С поступлением ребенка в детский сад в его повседневной жизни наступает ряд серьезных изменений: появляется необходимость соблюдать режим дня ДОУ, происходит постоянный контакт со сверстниками, следует выполнять определенные задания, усвоить основы дисциплины и т. п. Таким образом, приспособление (адаптация) к новым условиям требует изменения некоторых сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Это достаточно сложный период в жизни всех участников воспитательно-образовательного поля: ребенка, его родных и персонала детского сада.
Анализ адаптации за 2012-2014 показал увеличение детей с тяжелой степенью адаптации, поэтому возникла необходимость создания дополнительных инструментов по профилактике дезадаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад.
Процесс привыкания к дошкольному учреждению довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития.
Чтобы снизить риск дезадаптации необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ, что обеспечит оптимальное течение адаптации. Кроме того нужно понимать, что родители для ребенка всё: источник эмоционального тепла и поддержки, высшая власть и распределитель благ, образец для подражания, друзья и советчики. Часть своей роли семья передает детскому саду, поэтому успешная адаптация возможна лишь при том условии, что требования в саду будут поддержаны авторитетом родителей, поэтому инструментом облегчения адаптации была выбрана такая нетрадиционная форма, как школа для родителей.
Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в детский сад.
Задачи:
- Формировать положительный настрой детей и родителей на детский сад
- Просвещать родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ
- Снижать уровень тревоги и эмоциональное напряжение
- Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом.
Этапы реализации:
- Родительское собрание
- Анкетирование родителей, прогноз адаптации.
- Игровые сеансы для детей и родителей в мини группах (4 сеанса).
- Консультации для педагогов по вопросам взаимодействия с родителями.
- Консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению ДОУ.
Тематическое планирование.
- Родительское собрание.
- Прогноз адаптации детей после анализа анкет.
- Игровые сеансы для детей и родителей в мини группах.
Сеансы проходят 2 раза в неделю по 30-40 мин., в течении двух недель, всего 4 сеанса. Группы состоят из детей и их родителей, количество семей в группе 4 - 5. Сеансы проводятся либо в дневное, либо в вечернее время в зависимости от возможностей родителей.
№ | Тема | Цель | Содержание | Материальная база | Источник |
1 | Родительское собрание | Познакомить родителей с понятием “адаптация”; дать рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду. | 1. Приветствие 2.Презентация 3.Стихи про адаптацию 4.Ознакомление с факторами влияющими на адаптацию 5.Озвучивание возможных нарушений поведения и общего состояния ребенка во время адаптации 6.Знакомство со степенями адаптации 7. Игра с мячом «Превращение в детей» 8. Рекомендации по облегчению адаптации детей. 9. Анкетирование родителей. 10. Стихи про детский сад 11.Прощание. | Проектор Экран; Ноутбук; Мяч; Памятки для каждого родителя; Анкеты для каждого родителя. | |
2 | Анализ анкет | Прогноз адаптации детей после анализа анкет. | Обработка анкет и составление прогноза адаптации детей. | Анкеты заполненные родителями. | |
3 | «Давайте познакомимся» | Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом; Установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом; Создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада. | 1. Приветствие. 2.Самопрезентация педагога- психолога. 3.Упражнение «Назови ласково» 4.Знакомство с куклой Няней. 5.Игра "Где же наши ручки..." 6. Игра "Построй домик для животных" 7.Танец «Краковяк». | Кукла Няня; Игрушки животных; Конструктор; Музыкальный центр; Аудиозапись польки «Краковяк» | «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» Маханева М.Д., Рещикова С.В. - М.: ТЦ Сфера, 2005. |
4 | «Зайка серенький сидит» | Установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом; Создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада; Развитие понимания речи, координации движений, умения вступать в контакт. Оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного процесса. | 1. Приветствие. 2. Знакомство с зайчиком. 3. Игра "Пожалей зайчика". 4. Игра «Зайка серенький сидит» . 5. Игра "Перейди ручей". 6. Игра в сухом бассейне. 7. Рисование "Морковка". 8. Игра "Найди зайчика". 9. Мини консультация «Безусловное принятие» 10. Упражнение «Спорные ситуации в воспитании и общении детей» | Кукла Няня; Игрушка заяц; Сухой бассейн; Пальчиковые краски, листы с изображением моркови без ботвы; Карточки с заданиями для упражнения «Спорные ситуации в воспитании и общении детей» | Справочник педагога-психолога 09.2012; «Дружная семейка» Севостьянова Е.О. Т.Ц. Сфера Москва 2005 |
5 | «Озорной котенок» | Установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом; Создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада; Развитие умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики, коммуникативных навыков; Оказание консультативной помощи в организации режима ребенка в домашних условиях. | 1. Приветствие. 2. Игра «Кто сказал мяу?». 3. Игра "Найди кошку" 4. Свободный танец. 5. Игра-массаж 6. Мини лекция для родителей «Режим дня» | Игрушки животных; Мягкий тоннель; Музыкальный центр; Аудиозапись песни «Серенькая кошечка» сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина. ; Памятки с примерным режимом дня. | Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2008 Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. «Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста» Изд. «Мозаика-Синтнез» М.2007г. |
6 | "День рожденья куклы Няни" | Помощь родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми. Повышать эмоциональный настрой средствами игр со словами. В лепке развивать творческие способности детей в процессе взаимодействия с родителями. | 1. Приветствие. 2. Игра «По кочкам». 3. Игра «Шуршики» 4. Игра «Скатай мяч для Няни» 5. Игра «Дождик» 6. Мини лекция для родителей " В какие игры играть с детьми дома " | Кукла Няня; Барабан, зонт, пластилин или тесто, доски для лепки, по количеству детей, салфетки, маленькие массажные мячики. | Смирнова Е.О., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. - М.: МГППУ, 2004 |
Конспект
Здравствуйте! Я очень рада Вас видеть в нашем детском саду. Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но и вас – взрослых.
Какое счастье!
Ваш малыш подрос!
И многое уже умеет сам:
Играет, ходит, говорит и размышляет.
Пришла пора ребёнка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот-
Малыш сегодня в детский сад идёт!
Вздыхает мама - как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?
А если плачет – как же быть?
Не хочет больше в сад - но почему?
И что всё это значит?!
Что делать? Как же все исправить?
Всех адаптация переживать заставит!
Сегодня я принесла “волшебный микрофон” он поможет нам разобраться с тем, что же такое адаптация. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое “Адаптация”, “адаптационный период”. (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме.
Вы правы отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных условий - сильный стресс, а адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, в данном случае это приспособление ваших малышей к обстановке детского сада.
У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.
К таким нарушениям относят:
-нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)
-нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)
-меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются). Плач это нормальная реакция ребенка, это высвобождение негативных эмоций , гораздо хуже, если ребенок замкнется в себе, и будет копить весь негатив, это приведет к неврозу.
Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:
-повышение температуры тела
-изменения характера стула
-нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)
По тому, как дети приспосабливаются к садику, их можно разделить на три основные группы.
Легкая адаптация - почти половина детей составляет самую благополучную группу - они посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3-4 недели.
Средняя степень адаптации - Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений на замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и нередко во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений.
Тяжелая степень адаптации - дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Может возникнуть регресс (обратное развитие), недержание мочи, короткие вспышки температуры (адаптационные свечи); бывают сложные психические реакции организма (например; ложный круп, обмороки, сыпь). Это наиболее неблагоприятный вариант.
Контакт с ребёнком удаётся установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком вообще не удаётся установить контакт). Ребенок может впадать в оцепенение, как манекен, выходя из него только при открывании входной двери. Или, наоборот бурно и агрессивно реагировать на любую попытку контакта. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается. Бывают случаи навязчивого поведения. Так малыш может все время ходить за няней или воспитателем, постоянно спрашивая с плачем: «Мама придет?», или раскачиваться на стуле, впадая в состояние. Hо, постепенно все может уладиться, и это во многом зависит от обстановки дома и правильного поведения родителей. Запомните, что ребенку с тяжелой адаптацией, помимо Вас и воспитателей, могут помочь педиатр и психолог!
Адаптация зависит от многих факторов, давайте их рассмотрим:
- Ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.
- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.
- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
- И одна из наиболее значимых причин это отношение матери к посещению ребенка детского сада. Дети очень чувствительны к настроению мамы, поэтому если она сильно переживает и не верит, что в саду будет все хорошо, ребенок на бессознательном уровне тоже будет рассматривать эту ситуацию, как опасную. Родители должны привыкнуть к мысли: «Мой ребенок идет в детский сад, там ему будет хорошо, о нем будут заботиться, он будет играть со сверстниками. Я хочу, чтобы он пошел в садик»
Давайте мы немного с вами поиграем, представьте, что вы дети которые впервые идут в детский сад, о чем вы при этом будете думать? Я буду кидать вам мяч, а вы рассказывать о ваших мыслях и переживаниях.
Первое время посещения детского сада, малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской любви, защиты и внимания. Возможно самое страшное для ребенка – это страх, что его могут не забрать из детского сада, что родители про него забудут и не заберут. НИКОГДА не говорите малышу «Я тебя отдам вон, той тете», «Все, я ухожу, а ты остаешься здесь», у ребенка не должно быть сомнений, что он дорог своим родителям. Выражайте свою радость при встрече с ребенком, поцелуйте его, похвалите, за то, что он провел день в садике, находясь в разлуке с Вами.
Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.
- Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами в семье, пойти на работу). Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком – ведь его приняли в детский сад. Расскажите ребёнку, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Учите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к сверстникам. Читайте стихи и детские истории о детском саде, покажите картинки.
- Создайте дома режим дня максимально приближенный к детсадовскому, кормите пищей, которой кормят в детском саду.
- Приводите ребенка в детский сад на прогулку, когда гуляют другие дети.
- При первых посещениях детского сада не оставляйте его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами.
- Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там много детей, а воспитатель один. Обучайте его терпению.
- Дайте с собой любимую игрушку ребенка, либо мамину вещь , например платок, чтобы ребенок мог закутаться в него, если заскучает, или вместе сшейте небольшую подушечку, сделайте небольшой фотоальбом, с фото родных. Можно эти вещи сделать оберегом для ребенка при ребенке попросить охранять и защищать его.
- Обязательно говорите ребенку ,что вы придете за ним и обозначьте точное время, не говорите, что скоро я за тобой приду, а лучше сказать я тебя заберу после того как ты покушаешь или погуляешь и самое главное не опаздывайте не обманывайте ребенка.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач.
- Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – так ему будет проще отпустить вас. Придумайте свой ритуал прощания. Например поцеловать, сказать пока и после этого уверенно уходите не оборачиваясь, потому что чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее ребенок переживает. Можете договориться чтобы ребенок помахал Вам из окна, (пока он идет до окна немного успокится)
- В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом! В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще его обнимайте и целуйте. Не обсуждайте при ребенке, если вам что-то не понравилось в детском саду, не формируйте негатив по отношению к воспитателям и сотрудникам.
- Если страх перед детским садом не проходит в течении 3-х недель, смените того, кто приводит ребенка.
Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы сказать, что адаптация к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И если у вас будут возникать различные вопросы, пожалуйста, не стесняйтесь, подходите к нам и спрашивайте. Мы с удовольствием на них ответим, а если нужно, проведем консультацию. Не держите вопросы в себе, не надейтесь на советы знакомых. С вами и вашими детьми будут работать опытные специалисты.
Заполните пожалуйста анкеты для того чтобы мы могли составить прогноз адаптации вашего малыша, и по возможности дать вам рекомендации при следующей нашей встрече.
И закончить нашу беседу я бы хотела такими словами:
Я маме помогаю:
Я в детский сад хожу.
Игрушки не ломаю.
Детей не обижаю.
В углу я не сижу.
Я в садике не плачу,
Обедаю и сплю,
Гуляю, куклу няньчу.
Танцую и пою.
Сеанс № 1 «Давайте познакомимся»
Участники: психолог, дети, родители.
Цель: сопровождение семьи при поступлении в детский сад.
Задачи:
- Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом;
- Установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом;
- Создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада.
Содержание совместной деятельности | Цель | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Деятельность родителей | Технические средства |
- Здравствуйте я очень рада видеть вас в нашем детском саду, сегодня мы встретились с вами для того чтобы познакомиться и чтобы дети начали привыкать к детскому саду. | Создание положительного эмоционального настроя | С помощью мимики, голоса, жестов показывает свое доброжелательное отношение к детям и родителям. | Представляет себя. | Отвечают на приветствие, осматривают помещение. | - |
Самопрезентация педагога- психолога. - Меня зовут Журавлева Марина Владимировна, я педагог-психолог, в детском саду я работаю … года, также работаю в центре помощи семье и детям, с детьми инвалидами … лет. Люблю читать детективы, заниматься йгой, выбираться на природу. | Создание доверительных отношений | Рассказывает о себе. | Свободно передвигается по комнате, или на коленях у родителей. | Слушают. | _ |
- У меня к вам просьба быть активными и выполнять все предложенные игры и задания, ведь дети будут брать пример с вас. | Мотивация родителей на совместную деятельность. | Просит. | _ | Выслушивают | _ |
Упражнение «Назови ласково» - Присаживайтесь, пожалуйста на стулья, детей возьмите на колени лицом к себе. Для того чтобы Ваш ребенок почувствовал себя спокойно обнимите ребенка и назовите его ласковыми словами. | Успокоить ребенка, расположить к дальнейшим действиям. | Говорит инструкцию. | Испытывает положительные эмоции. | Выполняют инструкцию. | Стулья |
Ну что же теперь давайте и вы расскажите о себе и своей семье. | Познакомить семьи будущих воспитанников друг с другом. | Стимулирует на общение. Эмпатийное слушание. | Свободно передвигается по комнате, или на коленях у родителей. | Рассказывают о себе и своей семье. | _ |
Смотрите кто пришел к нам в гости! (Педагог-психолог достает куклу) Это кукла Няня- хозяйка детского сада. | Мотивация к игровой деятельности | Показывает куклу | Смотрят и слушают | Обращают внимание детей на куклу. | Кукла. |
Психолог. Давайте поздороваемся с хозяйкой и пожмем ей руку. | Обучение навыку знакомства. | Держит в руках игрушку, подходит к каждому ребенку. | Пожимает кукле руку и называет свое имя. | Если ребенок не называет свое имя, то за него это делает родитель. | Кукла. |
Ребята, мы Няне пожимали руку, а кто знает, где у нее глазки? А у вас где (ушки, носик)? Вот какие молодцы! | Осознание своего тела. | Держит в руках игрушку, подходит к каждому ребенку. | Показывает на кукле части тела. | Помогает ребенку. | Кукла. |
Кукла Няня: - Смотрите что у меня есть (достает корзинку с игрушками зверей), эти зверушки очень хотят жить в домиках, а домиков у них нет, давайте построим для них домики. | Развитие мелкой моторики, координации движений | Говорит за куклу, подводит к конструктору. Организует игру с конструктором. | Строят домики. | Родители вместе с детьми строят домики из конструктора | Конструктор, корзина с игрушками животных. |
Кукла Няня: - Я очень люблю танцевать, давайте вместе станцуем танец «Краковяк». Застучали ножки (Дети притопывают ногами) По ровненькой дорожке. Застучали много раз. Будет весело у нас! Припев: Ля- ля- ля! (Кружатся, взявшись за руки) Кулачком сильнее бей, (Стучат кулачком о кулачок) Только ручки не жалей. Постучим мы каблучком. И покружимся волчком! Припев: Ля- ля- ля! (Кружатся, взявшись за руки) А теперь мы побежим, (Бегут парами по кругу) Прогуляться мы хотим. Побежали веселей, И потопали дружней! Припев: Ля- ля- ля! (Кружатся, взявшись за руки) Мы поднимем ручки вверх (Одна рука на поясе, другая поднята вверх. Помахивая руками, выставляют поочередно ножки) И попляшем лучше всех! Ах, какой веселый пляс, Очень весело у нас! Припев: Ля- ля- ля! (Кружатся, взявшись за руки) (А. Ануфриева) | Развитие умения согласовывать свои движения с текстом. | Поет текст песни, показывает движения. | Выполняет движения по тексту вместе с родителем. | Танцует вместе с ребенком в паре. | Музыкальная запись «Краковяк», музыкальный центр. |
Кукла Няня: - Как вы хорошо танцуете, понравилось вам танцевать? | Повышение самооценки, поддержание контакта. | Говорит за куклу. | Отвечают с помощью слов или жестов. | Подбадривают детей. | _ |
Смотрите, какой бассейн тут есть. Берите зверят и поиграйте, сними в бассейне. | Стимуляция к самостоятельной игре | Показывает на бассейн | Играет в бассейне, если не хочет, то идет к родителям. | Стимулируют ребенка на самостоятельную игру. | Сухой бассейн |
Во время, когда дети играют, психолог предлагает родителям заполнить анкеты. | Проанализировать отношения взрослых и ребенка, выявить образовательные потребности родителей. | Раздает анкеты, отвечает на уточняющие вопросы, наблюдает за детьми. | Играют. | Заполняют анкету, задают уточняющие вопросы | Бланки, ручки, планшеты. |
Упражнение «Разноцветные ладошки» Кула Няня предлагает пройти за общий стол и оставить в завершении встречи свой след – разноцветные ладошки на листе с изображением детского сада (упражнение сопровождается музыкой). | Развитие тактильности, формирование чувства принадлежности к группе. | Организует деятельность. | Рисует на ладошке у мамы, оставляет отпечаток своей ладони. | Рисует на ладони у ребенка, оставляет отпечаток ладони. | Лист с изображением детского сада, пальчиковые краски, кисти, влажные салфетки. |
Кукла Няня: - Смотрите какой веселый получился детский сад! Мне так понравилось с вами играть, а вам понравилось в детском саду ? А вам родители? Что вы сегодня интересного делали? Психолог: - Нам пора прощаться, потому, что кукле Няне нужно поиграть с другими ребятами, но она будет по вам очень скучать, и ждать вас в гости. Придете еще в детский сад? Ну что же тогда до следующей встречи! | Рефлексия Мотивация на повторное посещение детского сада. | Говорит от лица куклы. Активное слушание. | Отвечают на вопросы | Отвечают на вопросы | _ |
Сеанс № 2 «Зайка серенький сидит»
Участники: психолог, дети, родители.
Цель: сопровождение семьи при поступлении в детский сад.
Задачи:
- Установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом;
- Создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада;
- Развитие понимания речи, координации движений, умения вступать в контакт.
- Оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного процесса.
Содержание совместной деятельности | Цель | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Деятельность родителей | Технические средства |
Здравствуйте! Как я рада видеть вас снова! Меня кукла Няня все время спрашивала, когда вы придете, очень скучала по вам. А где же она у нас? Психолог достает куклу. | Создание положительного эмоционального настроя | С помощью мимики, голоса, жестов показывает свое доброжелательное отношение к детям и родителям. | Отвечает на приветствие. | Приветствуют друг друга и педагога-психолога. | Кукла |
Кукла Няня: - Здравствуйте! Я так ждала вас! Я только что встретила маленького зайчонка, ему нужна наша помощь. Поможем зайчонку? | Мотивация на совместную деятельность | Разговаривает за куклу. | Слушает. | Слушает. | Кукла, игрушка – заяц. |
Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. - Давайте пожалеем зайчика, погладим его. | Развитие эмпатии | Гладит зайчика, показывает с помощью мимики сочувствие. | Гладит зайчика. | Подбадривает детей. | _ |
Зайчик знакомится с детьми, благодарит за сочувствие. Предлагает поиграть в игру «Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит и ушами шевелит, Вот так, вот так он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать: Прыг-скок, прыг-скок надо зайке поскакать. (Игра проводится 2 раза). Наш зайчик еще любит играть с шариками, но чтобы дойти до шариков, нужно пройти через ручей по мостику. (Дети проходят по сенсорной дорожке до сухого бассейна). Эй, вперед через ручей! Ну-ка братец не робей! Мы по мостику пройдем, В вводу мы не упадем! | Развитие умения согласовывать свои движения с текстом. | Говорит за зайца и показывает движения. | Выполняет движения по тексту. | Помогает ребенку | Сенсорная дорожка, сухой бассейн. |
- Вот мы молодцы, все перешли, никто в воду не упал! Смотрите здесь лежат шарики разные: Желтые, синие, красные. А ну смелее давайте, Шарики на пол бросайте! - А теперь за дело дружно, Убирать шары нам нужно! Дети выбирают ленты и вместе с родителями собирают шары по цвету лент. | Формирование положительной самооценки. Развитие зрительно-моторной координации и восприятия цвета. | Говорит инструкцию и показывает, как бросать и собирать шарики. | Бросает шарики на пол, выбирает ленточку, затем собирает шары по цвету ленты. | Наблюдают за усилиями детей, вдохновляют их | Шарики в сухом бассейне, ленты разных цветов (по цвету шаров в бассейне) |
- Так трудились с зайкой мы, Что устали сами. Отдыхать теперь пойдем На коленки к маме. Зайчик тоже наш устал и проголодался. Вот на грядке морковка растет. Зайчик наш за морковкой идет. Но морковку ему никак не достать, Хвостик надо ей дорисовать. | Развитие тактильности и элементарных графических навыков. | Говорит стишок и провожает за столы. | Дети рисуют с помощью пальчиковых красок. | Родители показывают и помогают детям | Столы, стулья, пальчиковые краски, заготовки рисунка морковки без ботвы, на каждого ребенка. |
Зайчик вам очень благодарен и предлагает поиграть в прядки в сухом бассейне. Свободная игра. | Наблюдение за детьми в свободной игровой деятельности | Прячет зайца в шариках. Наблюдает за детьми. | Ищет зайца. Играет с шариками, другими детьми или сидит у мамы на коленях. | _ | Сухой бассейн, игрушка зайца. |
Мини консультация «Безусловное принятие» - Скажите, пожалуйста, за что вы любите своего ребенка? Самый главный принцип воспитания это безусловное принятие, то есть любить ребенка не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так за то, что он есть. Предлагаю вам выполнить игровое упражнение «Спорные ситуации в воспитании и общении детей» Известный семейный психотерапевт Сатир рекомендовал обнимать ребенка несколько раз в день : четыре объятия просто необходимы каждому для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 раз, не только ребенку, но и взрослому. Надеюсь это станет в вашей семье золотым правилом, и предлагаю прямо сейчас его применить. | Повышение педагогической компетентности родителей | Рассказывает о безусловном принятии и проводит упражнения | _ | Отвечают на вопросы, задают вопросы, вытягивают карточки с проблемными ситуациями и пытаются разрешить их. Обнимают своих детей. | Карточки с заданиями. |
Кукла Няня: - Какие вы дружные! И какие молодцы помогли зайчику! А что Вы интересного сегодня делали? Придете еще в детский сад? Ну что же тогда до следующей встречи! | Рефлексия Мотивация на повторное посещение детского сада. | Говорит за куклу. | Слушает и говорит по возможности, прощается с куклой и психологом. | Помогают ребенку сформулировать ответ, прощаются с психологом. | Кукла. |
Сеанс № 3 «Озорной котенок»
Участники: психолог, дети, родители.
Цель: сопровождение семьи при поступлении в детский сад.
Задачи:
- Установление доверительных отношений ребенка с педагогом-психологом;
- Создание положительного эмоционального настроя на посещение детского сада;
- Развитие умения ориентироваться в пространстве, мелкой моторики, коммуникативных навыков
- Оказание консультативной помощи в организации режима ребенка в домашних условиях.
Содержание совместной деятельности | Цель | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Деятельность родителей | Технические средства |
Психолог вместе с куклой встречает детей с родителями. -Добрый день! Мы очень ждали вас. И не только мы, а еще игрушки. | Создание положительного эмоционального настроя | С помощью мимики, голоса, жестов показывает свое доброжелательное отношение к детям и родителям. | Здороваются с психологом и куклой. | Здороваются с психологом и друг с другом. | Кукла, корзина с игрушками голосам которых можно подражать. |
Игра «Кто сказал мяу?» Кукла Няня подходит к каждому ребенку и спрашивает «Это ты сказал мяу? Кто ты?» «А как ты умеешь говорить?» - Ну-ка милые котятки, Покажите свои лапки. Всех обнимет мама, Скажите только мяу. | Мотивация на совместную деятельность. Развитие речи. | Говорит за куклу. | Выбирает игрушки из корзины, отвечает за животного. | Родитель ребенка, который взял кота, дается задание мяукать, как только психолог посмотрит на неё. Помогают детям при необходимости. Обнимают детей. | Кукла, игрушки животные. |
Кукла Няня: - Котик наш пошел гулять, Будем мы его искать. Может котик во дворе: Может спит он на ковре? Дети пролезают через мягкий тоннель и подходят к котику со словами «Вот наш котик, мяу-мяу-мяу» | Развитие эмпатии | Говорит за куклу. Направляет детей в мягкий тоннель. | Пролезают через тоннель, гладят котика. | Стимулируют детей на действия. | Мягкий тоннель, мягкая игрушка котик. |
Котик предлагает ребятам потанцевать под песенку «Серенькая кошечка» сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина. | Развитие крупной моторики и музыкального восприятия. | Говорит за котика, включает музыку и танцует. | Танцует под музыку. | Танцуют вместе с детьми. | Аудиозапись песни «Серенькая кошечка» сл. Н. Найденовой, муз. В. Витлина, музыкальный центр. |
Кукла Няня: - Весело мы с котиком плясали И немножко мы устали Отдыхать теперь пойдем На коленки к маме. | Переключение на другой вид деятельности. | Говорит за куклу. | Садится на колени к родителям. | Ведут своих детей к столам и усаживают к себе на колени лицом к себе. | Столы, стулья. |
- В гости котик к нам пришел, Остренькие ушки. Хмурит глазки строго Котик-недотрога. Поглажу лобик я ему, Пухленькие щечки, Носик, ушки я потру, Спрячь ты коготочки. Аккуратно проведу Я по лапкам мягким. Настроенье станет вдруг Радостным и сладким. Упражнение проводится 2 раза. - Озорной котенок Ножками потопай Ручками похлопай, Головкой покивай, С нами поиграй. | Развитие тактильности, навыка соотношения слова и действия. Гармонизация детско-родительских отношений. | Читает стихотворение. | Выполняют действия, предложенные в стихотворении. | Выполняют действия, предложенные в стихотворении. | - |
Мини лекция для родителей «Режим дня» Расскажите о режиме дня вашего ребенка. Для успешной адаптации необходимо домашний режим дня максимально приблизить к режиму дня детского сада. Кроме того правильный и постоянный режим охраняет нервную систему от переутомления. Начинать проведение режимных моментов нужно постепенно, тогда-когда ребенок спокоен, каждое действие проговаривать словами для того чтобы настроить малыша и вызвать у него интерес. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку и единство приемов со стороны всех взрослых воспитывающих ребенка. Раздаются памятки с примерным режимом дня в детском саду. | Просвещение родителей по вопросам адаптации | Рассказывает о режиме дня в детском саду. Отвечает на вопросы, активизирует общение. Наблюдает за детьми. | Свободно играет. | Слушают лекцию, задают вопросы. | Памятка «Режим дня в детском саду» |
Кукла Няня: - Котик с нами поиграл, а теперь отправится домой, давайте подарим котенку подарок. Аппликация «Подарок для котенка» | Развитие творчества и эмпатии. | Говорит за куклу, подводит к столам и говорит инструкцию. Подбадривает детей. | Выбирает и приклеивает подарок для котенка. | Родители показывают и помогают детям | Заготовки с изображением котенка, вырезанные игрушки из бумаги, клей. |
Психолог: - Котенок очень рад вашим подаркам и нам с вами пришла пора прощаться. Но мы с куклой Няней будем ждать вас в гости. | Мотивация на повторное посещение детского сада. | Говорит эмоционально и жестами подтверждая слова. | Прощаются. | Прощаются. | Кукла. |
Тема: "День рожденья куклы Няни"
Цель: организация позитивного взаимодействия родителей с детьми.
Задачи игрового сеанса:
- Помощь родителям в установлении эмоционально-тактильного контакта с детьми раннего возраста в процессе совместной деятельности.
- Повышать эмоциональный настрой средствами игр со словами.
- В лепке развивать творческие способности детей в процессе взаимодействия с родителями.
- Стимулировать более внимательное отношение к детям.
Материал: кукла Няня, две пластмассовые коробки, одна с сухим наполнителем (любая крупа), вторая - с водой; барабан, зонт, пластилин или тесто, доски для лепки, фартучки по количеству детей, салфетки, маленькие массажные мячики.
Содержание совместной деятельности | Цель | Деятельность педагога | Деятельность ребенка | Деятельность родителей | Технические средства |
Психолог приветствует всех участников. Родители с детьми становятся в круг. Педагог - психолог вносит куклу. Она приветствует всех, представляется, здоровается с каждым ребенком по имени. Кукла Няня любит играть, давайте с ней поиграем. | Создание положительного эмоционального настроя. Мотивация на совместную деятельность. | С помощью мимики, голоса, жестов показывает свое доброжелательное отношение к детям и родителям. | Здоровается. | Здороваются. | Кукла Няня |
Игра «По кочкам» Ехали - ехали По крутой дорожке. По кочкам – по кочкам, Вдруг в ямку – бух, Раздавили сорок мух! | Формировать положительный эмоциональный настрой, развивать моторику. | Психолог берёт на колени куклу. Произносится стихотворный текст. | Садится на колени к родителям. | Родители садятся на стульчики, берут на колени своих детей. | Стулья. |
Кукла Няня принесла нам мячики. Давайте поиграем. Игра «Шуршики». раздаются массажные мячики «шуршики», проводится массаж ладошек малышей (выполняются движения по ладони вперед-назад и круговые движения). Ребятки у Маши день рождения давайте ей подарок приготовим. | Развитие тактильности. | Раздает мячики. Показывает, как делать массаж. | _ | Делают массаж своим детям. | Массажные мячики. |
Игра «Скатай мяч для куклы Няни» Дети дарят вылепленные мячи Няне, чтобы она с ними играла. Кукла Няня благодарит ребят за подарки и предлагает с ней поиграть. | Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук. | Организует деятельность. | Дети лепят шарики. | Показывают и помогают детям. | Пластилин или тесто, доски для лепки, фартучки по количеству детей, салфетки. |
Игра «Дождик» Заиграла весёлая музыка, светит солнце, дети с мамами гуляют. Вдруг застучал барабан, пошёл дождик, детки прячутся под зонтик мамы. | Развивать фонематический слух, внимание. | Включает музыку, стучит в барабан. | Свободно передвигается под музыку, бежит под зонтик под барабанную дробь. | Держит зонтик, подбадривает ребенка. | Барабан, зонт. |
Мини – лекция "В какие игры играть с детьми дома". | Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. | Рассказывает о том в какие игры играть с детьми дома. Наблюдение за детьми в свободной игровой деятельностью. | Играет с массажными мячиками. | Слушают, задают вопросы. | Массажные мячи, стулья. |
Ну, вот и заканчиваются наши встречи, были ли они для Вас полезны? Что нового вы узнали? Заканчиваются наши встречи, но мы с вами не прощаемся. Кукла Няня и я будем ждать вас. | Рефлексия Мотивация на повторное посещение детского сада. | Задает вопросы. Эмоционально реагирует на ответы. | Прощаются. | Отвечают на вопросы. Прощаются. | Кукла. |
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
- Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.Ребенок Ф.И. (как называете ребенка дома)_________________________ Дата рождения__________
Домашний адрес, телефон_______________________________________________________
- Мать Ф.И.О.________________________________Год рождения_______
Образование, специальность, место работы_______________________________________________________________________________________________________________
- Отец Ф.И.О.___________________________ Год рождения_____
Образование, специальность, место работы______________________________________________________________________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)___________________________________ __________________________________________________
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними__________________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан_______________________________________________________
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес _______________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома _________________________________________________________________________________________________
- Какие игрушки любит, кто их убирает
______________________________________________________________
10. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
11. Что умеет делать ребенок самостоятельно_________________________________________
12.Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)__________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
15.Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!
«Спорные ситуации в воспитании и общении детей»
Карточка 1
Взрослые иногда спрашивают своего ребенка: «Кого ты больше любишь – папу или маму?» Можно ли задавать такой вопрос? Почему?
Карточка 2
Утром в детском саду ребенок иногда не охотно расстается со своими родителями. Для того чтобы успокоить его, родители обещают ему купить игрушку. Правильно ли поступают родители? Что бы вы сделали в подобной ситуации.
Карточка 3
Мама отказалась выполнять желание ребенка, он на это упал и начал колотить ногами об пол. Какой выход из ситуации нашли бы Вы?
Карточка 4
Мама впервые привела ребенка в детский сад. Веселый и подвижный малыш побежал играть с другими детьми. Мама понаблюдала за малышом и решила, что он адаптировался и спокойно ушла. Ребенок вспомнил о маме , обнаружил, что её нет расплакался, в течении дня сидел один, отказался от еды и сна, сидел у двери и ждал, до вечера маму. На следующий день он отказался идти в садик. Правильно ли поступила мама?
Карточка 5
Ребенок был голоден и с удовольствием сел за стол, на котором стояла вазочка с конфетами, и ребенок начал требовать конфету. Мама постаралась объяснить ребенку, что сначала нужно покушать, а потом съесть конфету, но сдалась и дала ребенку конфету.
Правильно ли поступила мама?
Карточка 6
Папа запретил ребенку смотреть телевизор, через некоторое время мама разрешила смотреть телевизор. Как нужно правильно поступить в этой ситуации.
Мини-лекция
"В какие игры играть с детьми дома"
Почему мы сегодня затронули эту тему? Потому, что ребенок лучше всего развивается через игру. Кроме того в детском саду нет телевизора или планшета, к которым многие дети привыкают с младенчества. И если вы будете дома немного больше времени уделять тем занятиям, которыми ребенок будет заниматься в детском саду, то и адаптация пройдет легче.
Что же нужно делать дома:
- В течение дня читать книги. Даже если почитали всего пять минут - это уже много. Главное, чтобы после минут, проведенных с книгой, у малыша остались приятные воспоминания. Сочиняйте новые истории, говорите от имени животных или других персонажей. Фантазируйте!
- Развивающая игра. Это игра, в которой ребенку нужно подумать. В нее можно играть в любом месте, в любое время. Просто играйте, не надо усаживать ребенка. Ребенок всему учится у взрослых. И то, как он играет - результат нашей работы.
- Подвижная игра. Подвижные игры очень важны для физического развития малыша. В играх со спортивными игрушками движения малышей приобретают точность, ловкость, силу, легкость, грацию, изящество. Удачным местом для подвижных игр является прогулка.
- Сюжетная игра. На сюжетных играх малыш учится себя вести, учится быть успешным в жизни. Такая игра учит придумывать сюжет, соединять детали, предметы, игрушки по смыслу, перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок играет сам, но взрослый - восхищающийся, радоваться или печалиться. Играя, дети много разговаривают, дополняя игровые действия словом. Постепенно малыши становятся более самостоятельными и инициативными. Хорошая игра - залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.
Не старайтесь все время занимать своего малыша. У него тоже должно быть свободное время. Не надо навязывать себя детям, когда они чем – то заняты. Потому что это очень важный процесс развития. Без этого мы не получим самостоятельного мыслящего человека.
Итак давайте более подробно обсудим в какие игры играть с ребенком.
- Водные раскраски и игры о цветах. Почему именно водные раскраски. Они помогут расширить кругозор ребенка, познакомят его с основными цветами, а также они очень удобны и являются самым подходящим вариантом раскрасок для этого возраста.
- Игры о фигурах и размерах. Такие игры познакомят малыша с основными геометрическими фигурами. Так же научит различать предметы по величине. А также помогут закрепить знания о цветах, так как, как правило, все фигуры выполнены из разных цветов.
- Игры на развитие логического мышления. Здесь главное подобрать игры по возрасту. Примеры игр: пазлы, найди пару, найди тень от фигуры, кто где живет, где чьи детки.
- Игры на развитие речи. Можно использовать картинки с изображением предметов, животных, действий. Нужно просить ребенка называть предмет, а также подробно описывайте и рассказывайте что изображено на картинке. Учите маленькие стишки или потешки. Детские книги по возрасту: «Колобок», «Репка».
- Игры с цифрами. Ребёнок в таком возрасте должен знать цифры один и два, но если материал легко усваивается, можно и больше. Нужно научить малыша различать, где, сколько предметов расположено. Просить отложить нужное количество, например кубиков. Для этого перед собой нужно поставить две коробки, из которых легко доставать предметы.
- Игры, которые знакомят с окружающим миром. Такими играми являются «Где, чей домик», «Кто издает звук», «Где, чья мама». Про звуки можно найти в интернете. А игры, в которых нужно выбирать и изучать картинки, лучше приобрести в магазине, чтобы не испортить глаза. Игры с предметами. Это могут быть любые не слишком большие предметы. Задача ребенка будет рассортировать их по общему признаку. Например, цвет или форма. Или какой предмет лишний. Многие из этих игр можно соединить в одну более сложную. Если конечно ребенок уже освоил их по отдельности. Очень важно помнить, что многому Вы должны были научить ребенка.
- Игры на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, шнуровки, игры с крупами, лепка из теста и пластилина, разрезать бумагу ножницами, рисовать дорожки, кружки.
- Игры на развитие крупной моторики. Это игры очень важны, так как от этого во многом зависит дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Это игры в мяч, имитация движений животных, танцы под музыку. Хождение по узким дощечкам, прыжки и растяжки.
- Игры на конструирование. Строить несложные постройки из кубиков или конструктора;
- Собирать пирамиду от 8 деталей;
- Собирать логический кубик, правильно подобрав детальки к отверстиям. Главное не торопите ребенка. Если он не понимает, что вы от него хотите, придумайте задание легче. А потом добавьте еще один пункт. Не забывайте, что многое для ребенка в новинку. Помогайте малышу во всем, и обязательно проявляете терпение, ведь у него не все и не всегда может получаться с первого раза.
Не забывайте, что многое для ребенка в новинку. Помогайте малышу во всем, и обязательно проявляете терпение, ведь у него не все и не всегда может получаться с первого раза. | "В какие игры играть с детьми дома" Педагог-психолог: Журавлева М.В. 2015г. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговое занятие для родителей вновь поступивших детей
Отправляя ребенка впервые в детский сад, родители с волнением и тревогой задаются вопросом: "Как там мой малыш?". Адаптация к условиям детского сада всегда стресс для ребенка и его родителей. В ходе т...
Презентация развивающей среды в первой младшей группе для родителей вновь поступивших детей.
Создание визуального ряда для родителей ,вновь поступивших детей, с целью ознакомления с традициями в садуи привлечение к сотрудничеству,в процессе которого создаем условия для более легкого прохожден...
Рекомендации для родителей вновь поступивших детей
"Первый раз в детский сад: об адаптации в раннем возрасте"...
Анкета для родителей вновь поступивших детей в ДОУ
Уважаемые родители! Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную работу с малышами, поступившими в детский сад, что-то изменить, на что-то по...
Анкета для родителей вновь поступивших детей
Сведения о родителях и ребенке...
Консультация для родителей вновь поступивших детей "Адаптация детей к условиям детского сада"
Консультация для родителей вновь поступивших детей "Адаптация детей к условиям детского сада"...
Консультация для родителей вновь поступивших детей «Адаптация детей к условиям детского сада»
Что такое адаптация? Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Дома ребенок привык к определенному образу жизни, режиму, видам деятельно...