«Урожай собирай – витамины запасай!»
картотека на тему
«Урожай собирай – витамины запасай!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urozhay_sobiray_-_vitaminy_zapasay.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Группа | Название игры, цель | Содержание | Методы и приёмы |
Со 2 младшей группы. | «Какой объект?» Учить детей выделять разные признаки в объекте. | Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета. | Метод аналогий. |
Со 2 младшей группы. | «Цепочка». Учить детей выделять разные признаки у объектов. | Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Угадай по описанию». Учить детей по названным признакам определять объект. | Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку. Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Выбери признак, который есть у других объектов». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. | Ведущий называет объект. Играющие называют признаки этого объекта. Из всех перечисленных признаков выбирают один характерный и один специфичный. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Выбери самое главное». Учить детей выделять характерный и специфичный признак объекта. | Ведущий называет объект. Дети перечисляют все признаки названного объекта, обозначая их схематично (буквами или знаками). В процессе обсуждения признаки, которые есть у многих объектов, вычеркиваются. Остаются характерные и специфичные признаки. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Давай поменяемся». Учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. | Воспитатель раздает картинки. Дети перечисляют признаки своих объектов. Затем воспитатель меняет признаки у объектов и предлагает объяснить, как будет выглядеть объект с новым признаком, как его можно будет использовать. | Метод фокальных объектов. |
Со средней группы. | «Что такое же у другого объекта?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» | Ведущий называет объект. Дети определяют признаки, отвечающие на вопрос «Какой?» и перечисляют признаки объекта. К каждому признаку подбирается объект, у которого он явно выражен. Составляется текст загадки со связками «Как…», «Но не…». | Символическая аналогия. |
Со средней группы. | «Противоположнос- ти». Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта. «Наоборот». Упражнять в подборе слов – антонимов. «Пинг – понг». Упражнять в подборе слов – антонимов. | Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д. Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению. В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия. Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Складушки – ладушки». Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова. | Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Составь рифму». Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения. | Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка – синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку». | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Придумаем разные стишки про один предмет». Учить детей использовать различные модели при составлении двухстрочных и четырехстрочных рифмовок. | Воспитатель предлагает выбрать какой – либо объект и придумать про него стихотворение, которое начиналось бы со слов «Жил – был…». Воспитатель предлагает про эти же предметы сочинить двухстрочник по модели «Если это кто-то, то они чего-то». | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Составление лимериков». Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям. | Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели: 1. Жил – был какой – то объект. 2. И был он такой (характеристика). 3. Совершал действия. 4. Или взаимодействия. 5. Указание на необычность объекта. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Что стало большим, что стало маленьким». Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера. | Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо». | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Помечтаем?» Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо». | Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…». Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо». | Фантастическая аналогия, метод каталога. |
Со средней группы. | «Загадай загадку». Закрепить представления детей о том, что величина рассматриваемого объекта – понятие относительное. | Дети составляют загадки, используя опоры: «Он выше, чем…, но ниже, чем…», «Он шире, чем…, но уже, чем…» и т.д. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения». Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта. | Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Путаница». Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера. | Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Потеря части или свойства». Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта. | Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Заколдованное место». Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта. | К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Я что – то делаю, а ты угадай». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса. | Метод аналогий, мозговой штурм. |
Со 2 младшей группы. | «Найди загаданный предмет». Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира. В зависимости от возраста меняется: 1) количество предлагаемых предметов: 5 – 7 предметов в младшем возрасте, 9 –11 предметов или картинок в среднем, в пределах 25 в старшем дошкольном возрасте; 2) классификационные группы, понимаемые детьми данного возраста. | Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «да» и «нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму: 1. Выбрать и назвать на линии средний объект. 2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются. 3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект. 4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!» | Сужение поля поиска (линейные задачи). |
Со средней группы. | «Черный ящик». Продолжать учить самостоятельно находить стратегию поиска неизвестного объекта. | Ведущий перед началом игры прячет объект в коробку и просит детей отгадать, что лежит в «черном ящике». Дети определяют, какой предмет спрятан, задавая вопросы по знакомым алгоритмам. | Сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Маятник». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо. | Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Что произойдет?» Учить детей формулировать причины и выводить следствие. | Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например, «Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?»), дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что случится, если…?» Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать. | Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Четвертый лишний». Упражнять в умении классифицировать объекты по какому – либо признаку. | Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида и одну картинку другого вида. Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Кто внимательнее?» Учить классифицировать предметы окружающего мира. | Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Что без чего не может быть?» Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. | Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор. | Мозговой штурм. |
Со 2 младшей группы. | «Паровозик». Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы. | Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Что было – что будет». Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи. | Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки. | Метод каталога, системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Чего больше (меньше)?» Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании. | Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Подбери такое же по цвету». Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков. | Воспитатель предлагает детям назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок). | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Какой, что такое же у другого объекта?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. | Ведущий называет объект. Дети определяют признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и перечисляют объекты, у которых названный признак явно выражен. Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Составляется текст загадки, в который входят наиболее удачные сравнения. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Волшебный гость». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине. | В гости к детям приходит волшебник Объединяй и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой (на физическом уровне и на морально – этическом). | Метод морфологичес-кого анализа. |
Со средней группы. | «Угадай объект по месту описания на картине». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе. | Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта). | Метод каталога, сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Кто о чем говорит?» Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. | Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты». | Метод каталога, фантастическая аналогия. |
Со 2 младшей группы. | «Хорошо – плохо». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Волшебный светофор». Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира. | У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Воспитатель показывает картинку с изображением объекта. Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит». | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «На что похоже?» Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов. | Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Где живет (работает)?» Учить детей определять разные места обитания объектов природного и рукотворного мира. | Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает. Например, клубника: огород, магазин, раскраска, др. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Кем был раньше?» Учить называть прошлое предмета. | Ведущий называет предмет, дети – его прошлое. Например, яблоня – семечко. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Узнай меня». Учить описывать предмет, не называя его. | Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают. Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают. Например: «Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным». (Арбуз) | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Загадки и отгадки». Учить детей соотносить речевую форму описания предметов с графической. | Детям раздаются карточки с картинками. Взрослый читает текст загадки. Дети рассматривают свои картинки и, если среди них найдётся предмет, являющийся отгадкой, то ребёнок должен сказать: «Это про…» - и объяснить почему. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Волшебная дорожка». Учить анализировать структурные единицы объектов окружающего мира, упражнять в выделении свойств. | Желательно брать не более 4 классов на одну игру, например, по 5-6 картинок из классов ягод, овощей, фруктов, зерновых. Затем в один ряд выкладываются 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак. | Системное мышление, метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Разведчики». Упражнять в выделении свойств предметов, объектов. | Для игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок. По команде: «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на огороде, в поле и т. д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. | Системное мышление, мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Из чего приготовлено?» Учить выделять части объекта. | Ведущий называет какое-то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления. | Системное мышление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урожай собирай и на зиму запасай
Тема. Урожай собирай и на зиму запасай Цель. Формирование знаний о фруктах и овощах.Интеграция образовательных областей.Познание – ведущий вид деятельности.Социализация. Сортируем овощи и ф...
Предметно – развивающая среда в группе по теме «Урожай собирай, на зиму запасай»
Анализ предметно – развивающей среды в группе (подготовительная к школе группа) по теме «Урожай собирай, на зиму запасай»...
Осенний праздник в подготовительной к школе группе «Урожай собирай и на зиму запасай»
1.Вот пришла к нам осень, лето уж прошло.Мы её попросим «ты продли тепло»Листья облетают, под ногой шуршатДождик провожает деток в детский сад2.Цветную радугу нам осень подарила, Ковр...
Проект " Урожай собирай и на зиму запасай"
В краткосрочном проекте "Урожай собирай и на зиму запасай" показаны методы и приемы для развития познавательной и трудовой деятельности старших дошкольников...
Проект: «Урожай собирай и на зиму запасай»
Актуальность. Дети старшего дошкольного возраста продолжают знакомиться с такими понятиями, как овощи и фрукты. Для многих детей эти ...
Проект"Урожай собирай и на зиму запасай"
Проект для средней группы ДОУ...
Проект : «Адвент-календарь: Урожай, урожай витамины запасай!»
Детям дошкольного возраста сложно осознавать такое понятие, как время. Заполнять и структурировать время в ожидании какого-либо праздника помогают адвент-календари. «А сколько нужно поспать, ско...