Группа | Название игры, цель | Содержание | Методы и приёмы |
Со средней группы. | «Ожившие предметы». Учить наделять неживые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками. | Ведущий предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Ведущий предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Противоположнос- ти». Учить детей называть антонимическую пару свойств объекта.
«Наоборот». Упражнять в подборе слов – антонимов.
«Пинг – понг». Упражнять в подборе слов – антонимов.
| Воспитатель просит назвать противоположность по цвету, форме, по температуре и т.д.
Воспитатель предлагает слово – определение, а ребенок говорит противоположное по значению. В качестве усложнения – слова-антонимы, обозначающие глаголы, существительные и наречия.
Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может «ошибиться», ребенок должен его поправить. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Ключевое слово». Учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно».
| Ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (дождь подобен водопаду с неба; одуванчики на лугу вроде как цыплята). | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Складушки – ладушки». Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова.
| Воспитатель предлагает детям набор картинок (не менее 40) с изображением предметов, названия которых рифмуются. Дети подбирают картинки и объявляют их как «Складушки – ладушки». В старшем возрасте проводится с усложнением: воспитатель называет слово (существительное, глагол, наречие, прилагательное), а ребенок должен подобрать рифмующееся слово. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Составь рифму». Учить детей составлять два рифмующихся между собой предложения.
| Воспитатель называет два рифмующихся между собой слова, а дети должны составить из них две стихотворные строчки так, чтобы они оканчивались рифмующимися словами. Например, «птичка – синичка»; составляется фраза: «На дереве сидела птичка, похожая на синичку».
| Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Составление лимериков». Учить детей составлять смешные (нелепые) стишки – пятистрочники по разным моделям.
| Воспитатель предлагает детям выбрать объект и составить про него смешное стихотворение по модели: 1. Жил – был какой – то объект. 2. И был он такой (характеристика). 3. Совершал действия. 4. Или взаимодействия. 5. Указание на необычность объекта. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Составим разные смешные стихи». Учить детей составлять лимерики по разным моделям и оценивать собственный творческий продукт на уровне «хорошо – плохо». | Воспитатель предлагает составить стихи по моделям: «Если это кто – то, то они чего – то». «Жил – был кто – то и совершал он то – то». «Кто – то был такой – то и совершал он то – то, потому что он был такой – то». Последующая оценка самими детьми степени удачности составленных стихотворений. | Метод каталога. |
Со старшей группы. | «Что стало большим, что стало маленьким». Учить представлять, описывать, разрешать ситуации, возникающие в результате изменения размера. | Воспитатель предлагает детям картинки, в которых объекты или части нарисованы неверно. Дети должны увидеть неточности и исправить их. По итогам обсуждения возможно составление и решение творческих задач с измененным по размеру объектом. Игра «Хорошо – плохо». | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Какого Волшебника ты должен пригласить». Учить детей использовать прием преобразования размера для решения проблемной ситуации.
| Детям предлагается ситуация для обсуждения, а им нужно решить, какого Волшебника нужно пригласить (увеличения или уменьшения), чтобы ее решить (н/п, каким лучше быть, чтобы быстрее ходить и т.д.). Самостоятельное составление детьми проблемных ситуаций, которые можно решить с помощью преобразования размера. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Помечтаем?» Учить фантазировать с помощью приема преобразования размера. Побуждать детей производить оценку на уровне «хорошо – плохо». | Дети произносят фразы типа «Я хотел бы стать маленьким, чтобы пожить в муравейнике», «Я хотел бы стать большим, чтобы…». Оценка преобразования на уровне «хорошо – плохо». | Фантастическая аналогия, метод каталога. |
Со старшей группы. | «Мы – Волшебники Увеличения – Уменьшения». Учить самостоятельно преобразовывать объект по размеру, объяснять практическое применение измененного объекта.
| Ребенок выбирает объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения – уменьшения. Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Измени по размеру часть». Учить самостоятельно преобразовывать части объекта по размеру, решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменения величины части объекта. | Ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения – уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Путаница». Учить самостоятельно осуществлять преобразования с помощь изменения размера. | Детям предлагается выбрать два объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Если бы у меня…». Учить детей самостоятельно преобразовывать свойства объекта по принципу увеличения – уменьшения степени проявления. | Детям предлагается увеличить или уменьшить степень проявления какого – либо свойства; например: увеличить силу голоса или уменьшить цвет. Решение проблемных ситуаций в случае, если ребенок стал уметь видеть сквозь стенки или бегать быстрее самолета. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Подарки Волшебника Дробления – Объединения». Учить создавать новые объекты с помощью добавления какого – либо свойства.
| Воспитатель предлагает детям картинки с изображением разных объектов. Дети называют свойство своих объектов и приглашают Волшебника Дробления – Объединения. Происходит обмен свойствами. Дети выясняют, каким теперь стал объект, и что в этом стало хорошего и плохого. Например: мыло подарило свойство запаха телевизору, а телевизор подарил мылу свойство показывать. | Мозговой штурм, метод аналогий. |
Со средней группы. | «Потеря части или свойства». Учить детей устанавливать недостающие свойства или части объекта. | Воспитатель называет объект. Дети обозначают его части или свойства. После этого объявляется «потеря». Дети обсуждают, что будет происходить. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Необычный город». Учить использовать прием дробления – объединения с целью изменения надсистемы объекта, решать проблемные ситуации. | Воспитатель предлагает ситуацию: «Волшебник Дробления – Объединения пришел и стал создавать необычный город. Главным строительным материалов он взял арбуз. Как будет выглядеть машина из арбузов, качели и т.д. | Мозговой штурм, системное мышление. |
Со средней группы. | «Замри – отомри». Закрепить представления о многообразии мира, о том, что есть объекты подвижные и статичные. | Ведущий называет объекты динамичные и статичные. Играющие показывают (жестом, мимикой, движением), когда они могут быть подвижны (динамичны), а когда нет (статичны). Воспитатель объясняет возможности Волшебника Оживления – Окаменения. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Мы – Волшебники Оживления – Окаменения». Учить самостоятельно преобразовывать объекты с помощью Волшебника Оживления – Окаменения, решать проблемные ситуации, возникшие в результате их изменения. | Воспитатель предлагает пригласить Волшебника Оживления, который может неподвижное оживить, подвижное очеловечить, а человека сделать навсегда движущимся. Дети выбирают объекты (рукотворного и природного мира), совершают преобразование, описывают, когда это бывает в реальном мире. Производя фантастические преобразования, дети решают проблемные ситуации. | Мозговой штурм, фантастическая аналогия. |
Со старшей группы. | «Все могу!» Учить определять основное назначение сложных объектов и описывать их практическое применение.
| Ведущий называет объект, дети определяют его окружение. Приглашается Волшебник Всемогу, обсуждается ситуация по принципу «хорошо – плохо». Дети решают проблемные ситуации, возникающие в результате преобразований объектов. Обсуждается внешний вид, целесообразность такого объекта. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Волшебник Наоборот просит выполнить задание». Учить детей выявлять свойства объекта и заменять их на противоположные и решать проблемные ситуации, возникшие в результате изменений. | Ведущий показывает детям карточки с изображением объектов. Дети перечисляют признаки каждого объекта, фиксируя их схематично на доске (листе), затем подбирают к каждому названному признаку противоположный и объясняют практическое применение преобразованного объекта. | Мозговой штурм, метод морфологичес-кого анализа. |
Со старшей группы. | «Заколдованное место». Учить детей решать ситуации, возникающие в результате воздействия Волшебника Наоборот на функцию объекта. | К детям в гости пришел Волшебник Наоборот и дотронулся до объектов. Дети описывают изменения каждого объекта и его функции, происходящие в данном месте, на физическом уровне и рассказывают, как можно практически использовать измененный объект. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Меняем порядок». Учить детей нарушать логическую последовательность хода событий с помощью Волшебника Перепутывания времени.
| Обсуждение хода какого – либо события или последовательности линии жизни объекта. Приглашение Волшебника Перепутывания времени, который перепутал порядок хода событий. Детей старшего дошкольного возраста следует побуждать к составлению фантастических рассказов. При выполнении задания используются сюжетные картинки для детей среднего возраста. Дети старшего возраста работают по памяти.
| Мозговой штурм, метод каталога. |
Со старшей группы. | «Я что – то делаю, а ты угадай». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в прямом порядке. Детям дается задание: угадать представленный процесс. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Я пригласил Волшебника обратного времени – угадай, какое действие». Учить определять и описывать словесно какой – либо процесс на основе моделей-действий, уточнять представления детей о принципе действия волшебника обратного времени. | Ведущий (или группа детей) показывает последовательность действий какого – либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса. | Метод аналогий, мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Машина времени». Закрепить представления детей о принципе перемещения во времени. Описывать собственные представления итогов «перемещения».
| Воспитатель предлагает всем вместе отправиться в прошлое или будущее Земли с помощью машины времени. Например: всю группу детей машина времени переместила в прошлое, когда еще человека не было, а были разные необыкновенные растения и животные. Дети обсуждают «увиденное», высказывают предположения о том, как вести себя в данной ситуации современным детям, как избежать опасных ситуаций. | Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «В гостях у Волшебника, умеющего останавливать время». Закрепить представления детей об непрерывности и однозначности времени для всех объектов материального мира.
| Воспитатель напоминает детям, что каждый объект развивается во времени, и вместе с ним изменяется и его окружение (головастик превращается во взрослую лягушку, и в это же время изменяется само болото и живущие там жители – комары, цапли, рыбы). Далее воспитатель предлагает детям выбрать объект, описать его окружение и пригласить Волшебника, умеющего останавливать время. Детям предлагается описать, что произойдет, если Волшебник коснется выбранного объекта (объект навсегда останется в таком же возрасте, а все вокруг будет меняться). Обсуждение данной ситуации с позиции «хорошо – плохо». Придумывается текст сказки с объектом, у которого остановилось время. | Мозговой штурм, метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Найди загаданный предмет». Учить осваивать линейное пространство, при этом выделять середину, обозначать правую и левую часть. Учить детей классифицировать объекты материального мира. В зависимости от возраста меняется: 1) количество предлагаемых предметов: 5 – 7 предметов в младшем возрасте, 9 –11 предметов или картинок в среднем, в пределах 25 в старшем дошкольном возрасте; 2) классификационные группы, понимаемые детьми данного возраста. | Дети и ведущий стоят с одной стороны стола. Ведущий выставляет на столе предметы в линию. Загадывает один из предметов и предлагает детям отгадать его с помощью вопросов, на которые ведущий будет отвечать только «да» и «нет». Перечислять предметы нельзя. Вопросы принимаются только те, которые сужают поле поиска. Дети отгадывают загаданный предмет, задавая вопросы ведущему по алгоритму: 1. Выбрать и назвать на линии средний объект. 2. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый. На начальном этапе предметы, не участвующие в поиске, убираются. 3. Среди оставшихся предметов выбрать и назвать средний объект. 4. Выяснить, с какой стороны от среднего объекта находится искомый: «Выбрал серединку – спрячь половинку! В другой половинке – найди серединку!»
| Сужение поля поиска (линейные задачи). |
Со старшей группы. | «Да – нет» на загаданный объект природного мира. Учить детей классифицировать объекты природного мира по заданным признакам.
| Ведущий загадывает какой – либо объект природного мира. При этом выбирает признаки для создания собственных классификаций и угадывают объект по базовому алгоритму: - загаданный объект; - природный мир: - неживая природа (твёрдое, жидкое, газообразное, вещество или явление, место нахождения и др.); - живая природа (микробы, грибы, растения, животный мир). | Сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Маятник». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта.
| Метод каталога. |
Со средней группы. | «Перевертыш». Учить детей объяснять любое событие с точки зрения хорошо – плохо.
| Ведущий называет какое – либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ переворачивается воспитателем как «плохое». Второй ребенок должен объяснить, почему это так может быть. Ответ переворачивается в «хорошо», третий ребенок объясняет, почему это так. Игра продолжается.
| Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Кто (что) это может быть?» Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств.
| Воспитатель спрашивает: «Что может быть одновременно мокрым и сухим?». Дети перечисляют все объекты, обладающие парой противоположных свойств и объясняют, когда это бывает (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Помирим гномов». Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов. | Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет бывает и большим, и маленьким одновременно (разделение в пространстве, дробление, во времени, и т.д.). | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Где прячется противоположность?» Продолжать учить детей обозначать словами место в объектах, где находится противоположность.
«Кто или что хочет, чтобы объект был таким, а кто или что – другим?» Учить детей объяснять наличие противоположных свойств у объекта. | Ведущий называет объект и предлагает перечислить его части, имеющие противоположные свойства (дерево: листики тонкие, ветки толстые; кора шершавая, листья гладкие).
Воспитатель показывает картинку и просит детей сказать, кто или что требует наличие противоположных свойств у объекта. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Один – хорошо, много – плохо». Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество.
| Воспитатель спрашивает у детей о представителях животного и растительного мира. Дети называют. Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра численность некоторых может увеличиться во много раз. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества – качества объекта от площади, на которой этот объект находится.
| Мозговой штурм. |
Со старшей группы. | «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями «много – мало», «цена – стоимость». | Детям предлагается обсудить пословицу «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Найди друзей». Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции.
«Давай поменяемся». Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции. | Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет ту же функцию.
Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он умеет делать. Затем дети обмениваются функциями и объясняют, что из этого получается.
| Метод аналогий.
Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что лишнее?» Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции. | Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему. | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Что произойдет?» Учить детей формулировать причины и выводить следствие.
| Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос, дети другой команды должны дать полный и оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Можно ввести правило: задавать вопросы на определенную тему и ответы давать, исходя из реальной линии развития системы или на уровне фантастики. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что случится, если…?» Формировать умение представлять знакомые предметы и явления в случаях, когда они сами начинают что – то делать. | Воспитатель предлагает детям какую – либо, не совсем обычную ситуацию. Описания могут быть самыми разнообразными. Выслушиваются все суждения. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Аукцион». Учить выделять дополнительные ресурсы объекта.
| На аукцион выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения.
| Системное мышление. |
Со старшей группы. | «Скажи, почему объект должен быть таким и другим?» Обучать детей формулированию физических противоречий.
| Ведущий выбирает объект, к которому можно предъявить претензию (мост – низкий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, потому что его таким построили, и мост должен быть высоким, потому что под ним должны проходить корабли). | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Мои друзья». Упражнять детей в умении выделять у объекта заданный признак.
| Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего – либо или кого – либо. Дети берут на себя роль объекта. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят (подбегают) к ведущему. | Метод аналогий. |
Со 2 младшей группы. | «Назови три объекта». Учить детей подбирать объекты одной классификационной группы. | Воспитатель называет слово, обозначающее какую – либо классификационную группу и бросает мяч ребенку. Тот, кто поймает мяч, называет три предмета, относящиеся к данному понятию. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Рыболов». Упражнять в классификации представителей животного мира.
| Воспитатель обозначает «озеро» (н/п, скакалкой) и «дом», где живут «рыболовы» (охотники). Ребенок выходит из «дома» и говорит слова: «Я иду на рыбалку и поймаю карася» – делает шаг вперед к «озеру». Сколько ребенок назовет рыб, столько шагов сделает к «озеру». Победившим считается тот, кто быстрее дойдет до «озера». Аналогично проводится игра «Охотник», «Птицелов» (обозначается «лес»). | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Рыбы – птицы – звери». Упражнять в классификации объектов живой природы.
| Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, н/п: «Птица». Ребенок, поймав мяч, должен подобрать объект, относящийся к данной классификационной группе. Аналогично проводится игра с другими классификационными понятиями. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Все в мире перепуталось». Упражнять детей в умении распределять объекты по происхождению.
| Детям представляется «модель мира» – круг, поделенный на две части, одна из которых обозначает природный, а другая – рукотворный мир. Детям раздаются картинки, дети должны определить, в какую часть круга их нужно сложить (например, цветок – в природную часть, машину – в рукотворную). Усложнение – в количестве картинок, обозначающих объекты.
| Системное мышление. |
Со средней группы. | «Четвертый лишний». Упражнять в умении классифицировать объекты по какому – либо признаку. | Детям предлагаются три картинки с изображениями предметов одного вида и одну картинку другого вида. Ребенок должен объяснить, какая картинка лишняя и почему. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Раз, два, три, ко мне беги». Учить классифицировать предметы окружающего мира. | Детям раздаются картинки с изображением предметов природного или рукотворного мира. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки и по его команде «Раз, два, три, ко мне беги!» подбежать тем детям, на картинках которых изображены предметы названного вида. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Кто внимательнее?» Учить классифицировать предметы окружающего мира. | Воспитатель называет предметы одного рода, если ошибается, то дети хлопают в ладоши. Когда дети достаточно хорошо освоят игру, ведущим можно выбрать ребенка. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Из чего это состоит?» Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира. | Ведущий называет объект, а дети должны назвать как можно больше составляющих частей. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Часть чего это?» Учить детей выделять части объектов природного и рукотворного мира. | Ведущий называет какую – либо часть, общую для группы предметов. Детям предлагается перечислить эти предметы. (Например: «У каких предметов есть … ножка?» Дети отвечают: «Стол, стул, цветок»). | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Что будет, если уберем часть?» Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. | Ведущий называет объект, дети называют его составляющие. Ведущий убирает какую – либо часть и просит объяснить, что будет с объектом. | Системное мышление, мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Что без чего не может быть?» Учить детей выделять функционально значимую часть рассматриваемого объекта. | Ведущий называет объект, дети выделяют части и определяют самую главную, мотивируя свой выбор. | Мозговой штурм. |
Со средней группы. | «Лифт». Закрепить понятие о том, что каждый объект имеет части и, в то же время, является частью другой, более сложной системы. | Педагог называет какой – либо объект (н/п, дерево). Дети выделяют его составляющие (движутся на лифте вниз). Затем ведущий называет задает вопрос: «Частью чего является дерево?» (движутся на лифте вверх). Дети должны усвоить, что каждый объект является частью другого, более сложного объекта.
| Системное мышление. |
Со средней группы. | «Замени часть». Учить детей заменять рукотворный объект по его частям, представлять и описывать линию развития нового объекта. | Воспитатель предлагает рассмотреть два объекта рукотворного мира, дети определяют их функции, выделяют составляющие, называя степень важности каждой части для функционирования объекта. Воспитатель предлагает поменять части у этих двух объектов. Побуждать к объяснению новых функций объектов с точки зрения «хорошо – плохо». | Метод фокальных объектов. |
Со 2 младшей группы. | «Где живет?» Учить детей определять разные места нахождения объектов.
| Ведущий называет предметы окружающего мира: это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Рассели жильцов». Учить детей обозначать словом возможные места обитания и функционирования объектов.
| Детям предлагаются картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира, которые следует расселить в «волшебные домики» (схематично изображенные места обитания и функционирования: вода, воздух, почва, жилище человека). В конце игры сделать вывод о том, что объекты рукотворного мира находятся всегда возле человека, так как их функция – способствовать выполнению потребностей человека. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Паровозик». Учить детей самостоятельно выстраивать линию времени у любого объекта живой природы.
| Ведущий готовит 5 – 6 вариантов изображения одного объекта живой природы в разные временные периоды. Карточки раздаются играющим детям. Ведущий – паровозик, а дети – вагончики. Детям следует выстроить линию развития предложенного объекта. | Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Раньше – позже». Побуждать детей самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между жизнедеятельностью живого организма и условиями, в которых он находится.
| Ведущий называет какую – либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет после. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Что было – что будет». Закрепить знания детей о прошлом, настоящем и будущем предметов; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи.
| Воспитатель раздает детям большие карточки, разделенные на три части (в средней части изображен предмет настоящего, первая и третья – пустые); а перед ним в коробке лежат картинки с изображением предметов прошлого и будущего. Он берет какую – либо картинку, показывает детям, называет предмет и спрашивает, у кого из детей картинка с изображением предмета в настоящем. Отдает картинку угадавшему участнику игры. Игра заканчивается, когда заполнены все большие карточки. | Метод каталога, системное мышление. |
Со средней группы. | «Из прошлого в будущее». Ориентировать детей в эволюции современных предметов рукотворного мира.
| Детям предлагаются картинки с изображением начальных объектов природы, по подобию которых человек создал предметы рукотворного мира. Каждый ребенок дорисовывает предмет, показывая, как он совершенствовался.
| Метод каталога, системное мышление. |
Со средней группы. | «Человек + Природа = Удивительные вещи». Закрепить умение сравнивать предметы, созданные человеком, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал себе сам).
| Воспитатель вместе с детьми делит все картинки на картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира. Картинки с предметами природного мира оставляет себе, а картинки с предметами рукотворного мира делит между участниками игры. Воспитатель называет предмет природного мира. Ребенок, нашедший у себя парный предмет рукотворного мира, поднимает картинку с его изображением, называет предмет и сравнивает с предметом природного мира (например, ласточка – самолет, жираф – подъемный кран, петух – часы). | Прямая аналогия. |
Со средней группы. | «Что на что похоже?» Подводить детей к осознанию того, что предметы рукотворного мира созданы по подобию объектов природы (и в этом их сходство), а элементы, которых нет в природе, человек придумал сам (и в этом их различие).
| Каждому ребенку предлагается две картинки с изображением объекта природы и предмета рукотворного мира. Например, на одной изображен самолет, на другой – птица. Предлагается сравнить изображения, найти сходства (общие элементы) и различия (например, сходство птицы и самолета – крылья, нос и клюв, хвост самолета и птицы; различие: птица – живая, самолет – неодушевленный предмет).
| Прямая аналогия. |
Со старшей группы. | «Откуда возникло название?» Научить понимать, как возникают названия предметов рукотворного мира, и объяснить смысл.
| Воспитатель сообщает детям, что они будут играть с волшебными словами. Он рассказывает детям о том, что есть такие волшебные слова, которые схожи по звучанию, но различны по смыслу, и просит назвать такие слова. Если дети затрудняются начать игру, воспитатель помогает им (например, мышка – животное и элемент компьютера; ключ – от замка и родник; гусеница – насекомое и часть трактора). | Метод каталога, метод аналогий. |
Со 2 младшей группы. | «Чего больше (меньше)?» Учить детей находить общее и различное между двумя данными объектами. Формировать умение абстрагировать признаки предметов при сравнивании. | Детям предлагается рассмотреть любую сюжетную картинку и назвать, каких предметов больше, а каких меньше. Объяснить свой выбор. | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «Игры с «подзорной трубой». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка по какому – либо признаку, выявление главных объектов). | Детям предъявляется картина для рассматривания, альбомный лист для имитации подзорной трубы (правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его). Детям предлагается перечислить все объекты на картине. | Метод каталога. |
Со средней группы. | «Подбери такое же по цвету». Учить детей в сравнении объектов по цвету, форме, материалу. Учить детей производить сравнения данных признаков.
| Воспитатель предлагает детям назвать цвета объектов или их частей на картине и найти данный цвет в предметах окружающего мира. Затем дети составляют открытые загадки (описательные загадки через связки «Как…» или «Но не …», которые подходят под разные объекты, множественность отгадок).
| Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Какой, что такое же у другого объекта?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку.
«Что делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. | Ведущий называет объект. Дети определяют признак, отвечающий на вопрос «Какой?» и перечисляют объекты, у которых названный признак явно выражен («Репейник какой? Колючий, как еж, кактус, елочка. Лохматый, как собака, шуба, медведь. Приставучий, как липучка, жвачка, смола»). Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Составляется текст загадки, в который входят наиболее удачные сравнения: «Колючий, как еж, лохматый, как медведь, приставучий, как смола» или «Колючий, но не еж, приставучий, но не смола».
Ведущий называет объект. У объекта выделяется действие и перечисляются другие объекты, у которых названное действие ярко выражено. («Лягушка. Что делает? Прыгает, как заяц, мяч. Ныряет, как водолаз, утка. Плавает, как лодочка, рыба»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает, но не лодочка». | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Загадочные части». Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части) и делать описание. Учить составлять загадки по моделям «Как…», «Но не…» на основе сравнения объектов по самостоятельно выбранному признаку. | Ведущий называет объект. У объекта выделяются части и перечисляются другие объекты, у которых имеются названные части («Часы: стрелки, как у компаса, цифры, как в математике, круг, как лик луны»). Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее интересные. Составляется текст загадки с использованием модели: «Как…», «Но не…»: «Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не лики луны». | Метод аналогий. |
Со старшей группы. | «Ключевые слова». Учить подбирать сравнения с помощью слов «как», «вроде», «подобно» к объектам, выделенным на картине.
| Ведущий называет объект, его признаки и действия, а дети объясняют, на что это похоже. В построении предложения используются ключевые слова (иней, как бахрома; сосны шумят, будто шепчут). | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Ожившие предметы». Учить наделять неживые предметы, рассматриваемые на картине, человеческими чувствами, мыслями, поступками. | Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта. | Метод аналогий. |
Со средней группы. | «Скажи по – другому». Учить подбирать к загаданным объектам слова – синонимы. | Ведущий предлагает выбрать объект. Дети подбирают слова, которыми можно назвать объект (синонимические обороты). | Системное мышление, метод аналогий. |
Со средней группы. | «Волшебный гость». Обучать детей мыслительным действиям, ведущим к объединению перечисленных объектов на картине. | В гости к детям приходит волшебник Объединяй и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой (на физическом уровне и на морально – этическом). | Метод морфологичес-кого анализа. |
Со средней группы. | «Живые картинки». Учить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.
«Окажись около объекта». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе.
«Да – нет». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки. Закреплять умение работать по алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины. | Педагог предлагает детям превратиться в конкретный объект на картине, объяснить свое местонахождение в двухмерном пространстве, затем смоделировать картину в трехмерном (на ковре). Ребенок должен найти место своему объекту относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о местонахождении объекта.
Детям предлагается «войти» в картину, выбрать себе объект и описать, что находится рядом с ним, используя пространственные характеристики.
Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения.
| Метод каталога.
Сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Угадай объект по месту описания на картине». Продолжать учить детей пространственной ориентировке на картине. Учить описывать место нахождения других объектов по отношению к себе. | Ведущий описывает место нахождения выбранного объекта на картине. Дети угадывают задуманный объект, объясняя свой выбор (описание детьми местонахождения объекта). | Метод каталога, сужение поля поиска. |
Со средней группы. | «Кто о чем говорит?» Побуждать к фантазированию на основе построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. | Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от имени объектов или рассказы на тему «О чем говорят объекты». | Метод каталога, фантастическая аналогия. |
Со средней группы. | «К нам пришли волшебники «Я ощущаю запах», «Я ощущаю лицом и руками», «Я пробую на вкус». Учить представлять возможные запахи, ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами и передавать свои представления в законченном рассказе. Фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов. Учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные с точки зрения человека и объектов, изображенных на картине. Уточнить представления о способах и продуктах питания. Побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов. | Воспитатель предлагает «войти» в картину и представить, какие запахи там можно ощутить, представить ощущения от прикосновения, вкусовые ощущения. Дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается заняться поиском предполагаемых заданий. Затем составить рассказ на тему: «Я чувствую запахи», «Я ощущаю лицом и руками», «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения объекта).
| Метод каталога. |
Со средней группы. | «Найди и оживи». Учить наделять неодушевленные объекты на картине свойствами и чертами характера человека и составлять описательный рассказ. | Воспитатель предлагает детям перечислить неодушевленные объекты, изображенные на картине. Дети выбирают какой – либо объект и наделяют его человеческими свойствами и чертами характера. Затем составляют описательный рассказ о жизни выбранного героя в условленном месте. | Метод каталога. |
Со 2 младшей группы. | «Хорошо – плохо». Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. | Системное мышление. |
Со средней группы. | «Волшебный светофор». Закреплять знания детей об объектах природного и рукотворного мира. | У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Воспитатель показывает картинку с изображением объекта. Воспитатель: «Если я подниму кружочек красного цвета – вы называете части объекта. Если я подниму круг зеленого цвета, вы скажите, частью чего является объект. А если я подниму круг желтого цвета, то вы скажите, для чего нужен объект, какую пользу приносит». | Системное мышление. |
Со 2 младшей группы. | «На что похоже?» Учить детей создавать новые образы на основе характерных признаков предметов. | Ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие на него. Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
| Системное мышление. |
Со старшей группы. | «Чудесный экран». Учить детей самостоятельно использовать знания, полученные в процессе познавательной деятельности. | В основе системного подхода к объекту природного мира лежат следующие мыслительные шаги: - выбирается объект и перечисляются его разнообразные свойства и признаки; - определяется подсистема природного объекта; - определяется надсистема объекта: по месту обитания, по классу или группе, к которым он относится; - рассматривается процесс развития объекта в прошлом; - рассматривается развитие объекта в будущем. В качестве средства системного мышления выступает «чудесный экран». надсистема | надсистема | надсистема | система | система | система | подсистема | подсистема | подсистема |
прошлое настоящее будущее СИСТЕМА – это объект, находящийся в центре рассмотрения. НАДСИСТЕМА – ближайшее окружение объекта. ПОДСИСТЕМА – структурная единица системы, зависит от условий задачи. Форма организации игр: карточки с изображением объекта, линии его развития, составляющих частей и места функционирования. Игровое действие – составление «чудесного экрана» (девятиэкранки). Словесное восстановление «девятиэкранки» по стихотворению «Что-то» М.С.Гафутулина. Если мы рассмотрим что-то… Это что-то для чего-то… Это что-то из чего-то… Это что-то часть чего-то… Чем-то было это что-то… Что-то будет с этим что-то… Что-то ты сейчас возьми, на экранах посмотри! Конкретный объект обозначается словом, указывается функция и т. д. | Системное мышление. |