Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе.
Воспитатель:
Логачева Е.Н.
«Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит
жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине.»
(В.А. Сухомлинский)
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. В связи с этим перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Основными задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране;
- К природе родного края;
- К культурному наследию своего народа;
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в много кратных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания: самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания: развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
3. Задачи трудового воспитания: поощрение трудовой деятельность детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.
Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но еще в большей степени он осознает необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам. На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницей, вырастить ее, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.
4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа в огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей и т.д. сочеталось с воспитанием любви к родному городу (селу), с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).
Рекомендуемые методы работы:
- Целевые прогулки и экскурсии.
- Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города и т.д.).
- Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.
- Беседы о родном городе.
- Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.
- Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества.
- Обогащение и стимулирование детского творчества.
- Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении , бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.
- Воспитание уважения к ветеранам войны и труда. Необходимо рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники с приглашением ветеранов войны, труда.
Список использованной литературы:
- www.nsportal.ru
- Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитании. В ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкиной. – М.: ТЦ СФЕРА, 2006. – 192 с.
- Комратова Н. Г, Грибова Л.Ф. патриотическое воспитание детей 6 – 7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ СФЕРА, 2007. – 208 с.
- Патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе». Сакавичене О.В./ журнал «Ребенок в детском саду». – 2006. - №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...
Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе
Методические рекомендации для воспитателей и родителей на тему: " Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе"....
Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
« Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только, что ...
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
Презентация "Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе; нормативно - правовая база патриотического воспитания"
Нормативно-правовая база патриотического воспитания...