«Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мелентьева Лариса Ивановна

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является так же одной из главных,

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.odt30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы.

Тема: «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников в семье и детском саду»

Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте “ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми” (Д.Б.Эльконин), в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств (Н.И,Непомнящая), по-видимому связанных и с его национальной принадлежностью.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, нравственно-патриотическое воспитание ребенка — является так же одной из главных,

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе,  усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Дошкольный возраст - период интенсивного развития ребёнка и как отмечают учёные-исследователи,  по мере взросления у дошкольников, а потом у школьников, начинает формироваться так называемый «родничок героизма»

 (А.Я. Бруштейн), требующий реализации, но чаще всего оно остаётся невостребованным.

За последнее время патриотическому воспитанию стало уделяться большое внимание, появилось много литературы.

 Изучая  проблемы патриотического воспитания дошкольников, обращалась и продолжаю  руководствоваться  трудами авторов: В.Г. Белинского,  М.И. Богомоловой, Н.Ф. Виноградовой, Н.А. Добролюбова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, Л.В. Кокуевой, Е.И. Корнеевой. Л.А. Кондрыкинской, А.С.

Макаренко, В.А. Сухомлинского, Э.К. Сусловой,  К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского.

На современном этапе  интересуюсь исследованиями учёных Белой К.Ю., Васильевой А.И., Дубровой В.П., Зверевой В.И., Кудаковой Л., Милашевич Е.П., Немовой В.Н., Поздняк Л.В., Третьяковым П.И., Шамовой  Т.И., Шкатулло В.И.

  Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания  на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.

Всю свою работу по данной теме разделила по трём блокам:

  1. блок- «Моя семья»
  2. блок- «Родной город»
  3. блок- «Родная страна»

Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, передо мной встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы. Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как

воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.

Систему работы можно представить следующим образом:

семья→детский сад→родная улица→ родной город→родная страна.

Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе воспитания, изучение методических советов программы «Воспитание и обучение в детском саду», убедили меня в том, что следует отобрать более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Поэтому на данном этапе своей работы я остановилась именно на создании образовательного проекта по блокам.  

Приступая к обследованию нравственно-патриотического воспитания ребенка, прежде всего, определяю социальный статус семьи и факторы, характеризующие данную семью.

       Опираясь на полученные данные о семье и уровне развития дошкольников, планирую дальнейшую работу с группой и индивидуально с каждым ребенком.

Следующей ступенью в своей работе считаю обследование семьи и её родословной, включая словарного запаса ребенка.

Цель:

  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
  • Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.

Задачи:

  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине.
  • Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, крае, их символики.
  • Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.

Поэтому в своей работе считаю, что важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

Мною был проведён  опрос родителей по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания.

Проанализировав ответы и предложения со стороны родителей, я сделала соответствующие выводы, а затем запланировала свою работу по следующим темам:

"Моя семья", "Мой детский сад", "Мой микрорайон", "Мой город",   где включила занятия, игры, экскурсии нерегламентированную  деятельность детей.

По теме  «Моя семья»  

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни

старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей

семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

По этой теме была проведена очень ответственная и важная работа с родителями по  оформлению  альбомов своей семьи «Генеалогическое древо», где  они рассказывают детям о своих предках, показывают фотографии.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Поэтому в своей практической деятельности, уделяю большое внимание занятиям  и беседам, приучаю детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Благодаря таким приёмам в  работе дети, рассматривая свои альбомы с  удовольствием, самостоятельно   рассказывают  о членах своих семей.

В своей практике использую индивидуальную и групповую форму работы с родителями и их детьми. Организованная таким образом работа  способствовала правильному развитию микроклимата в семье.

Также практикую работу «Круглого стола», где обсуждаем нерешенные задачи и планы на будущее, дети и родители рассказывают о семейных традициях, делятся своими впечатлениями (походы, поездки за город, к своим близким родственникам ближнего зарубежья и т. д.).

Работа по составлению родословной в детском саду нужна и для обеспечения преемственности со школьным обучением. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует

установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

По теме «Мой детский сад»

- адрес (город, микрорайон, улица) конкурс рисунков;

- озеленение: цветники, комнатные растения, посадка огорода;

- организация живого уголка;

- ремонт группы.

Основную роль играет метод работы с семьей  в процессе осуществления комплексного трудового и патриотического воспитания посредством приобщения родителей и детей к совместному труду. Где они вместе обучаются конкретным видам труда: освоение специальных умений и навыков в работе с инструментами, объяснение необходимой для выполнения работы норм поведения и последующим осмыслением, обсуждение результатов работы с самим воспитанником и анализ изменений в его поведении. Совместная трудовая деятельность позволяет родителям лучше понять и увидеть возможности ребенка, не завышать свои требования к нему (как это нередко встречается в семьях). Совместный труд уберегает и от другой крайности в стилях воспитания: от недооценки сил ребенка, когда дети отстают в развитии самостоятельности и инициативы.

По теме  "Мой микрорайон"

Важным этапом нравственно-патриотического воспитания детей является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний.

Так была организована совместная работа с родителями и детьми по поиску сбора материала для фотоальбома из истории по происхождению своей улицы, дома, где использовали в материале  воспоминания старожилов.

В практической части родители проявили себя самым должным образом. Помогали своим детям делать проекты будущего  своего микрорайона, где проявили свою фантазию, выбор соответствующего вида творческой деятельности,(это было сделано в зависимости от индивидуальных особенностей родителя и ребенка). Благодаря такой работе у детей  формируются творческие взаимоотношения,  выявляются особенности восприятия поведения и общения с  взрослыми и со сверстниками.

По теме «Мой город»

Экскурсии по городу и селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и мн.др., подводя итог этих экскурсий, были выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении и снятом на видиокамеру фильме. Не менее интересно провели "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должны были выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Моей задачей было также – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. Где  придаю большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения. В настоящее время акцент делаю на наличие у детей знаний об истории и изучение  славной истории и традиции города.  выдающихся людей, народных умельцев,  героев и участников Великой Отечественной войны,  их фронтовые и трудовые подвиги, возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей,
большое значение имеют семейные экскурсии по городу.  Благодаря инициативе родителей была организована совместная экскурсия  по городу: посетили краеведческий музей, познакомились архитектурой города, побывали в театре, возложили цветы к Мемориалу Славы у Атаманского леса. Итоги таких экскурсий  всегда подводим вместе с детьми и родителями. Была организована фотовыставка и  совместная  с ребенком выступление о снятом фильме.  Была проведена игра-путешествие  «Один день в Старом Осколе с  иностранными гостями», где дети и гости города узнали много интересного и полезного о прошлом, настоящем и будущем своего родного края.

Оптимизирую работу с родителями, провожу конкурсы песен и стихов, рисунков о родном городе.

Таким образом, можно говорить о том, что в современных семьях в основу патриотического и духовно-нравственного воспитания детей ложатся совершенно разные педагогические установки, которые отражают отсутствие согласованности взглядов взрослых на процессе развития и воспитания дошкольников, однако на практике они реализуют интуитивно-эмпирический опыт патриотического и духовно-нравственного воспитания, поэтому, с одной стороны, их установки становятся  практико-ориентированными, направленными на совершенствование механизмов социального развития современных детей, с другой – воплощают на практике опыт традиционной, а не чужеродной нам системы воспитания детей. Это вселяет оптимизм.

Библиографический список:

Нормативно- правовое обеспечение:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  • Закон «О ветеранах»
  • Конституция Российской Федерации»
  • Закон  «О воинской обязанности и военной службе»
  • Федеральный Закон «О днях воинской славы (победных днях) России от 13 марта 1995 г. № 32 – ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года)
  • Закон «Об увековечении Победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов»
  • Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы», ее продолжение до 2010 года.

Информационно- методическое обеспечение:

  1. «Беседы о великих соотечественниках», И.А.Агапова, М.А. Давыдова, 2005г.
  2. «Дошкольникам о защитниках Отечества», Л.А.Кондрыкинская, 2005.
  3. «Дошкольнику- об истории и культуре России», Г.Н.Данилина, 2003 год.
  4. «Моя страна» (патриотическое воспитание дошкольников, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2005 г).
  5. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д. Бондалетов .
  6. Границкая, А.С. Научить думать и действовать.
  7. Информация в родительских уголках
  8. Л.А.Введенская, И.П.Колесников.– М.: Просвещение,1981.–20 с. литература.
  9. Люби и знай родной край, Н.Н.Липнягова, Т.В. Лусихина, 2007 год.
  10. Материалы интернет.
  11. Методическая база педагогического кабинета: теоретическая и методическая.
  12. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ, Л.Н.Коротовских, 2006г.
  13. Патриотическое воспитание (опыт работы в ДОУ № 11, г.Армавир)  2001 г.
  14. Планирование работы по патриотическому воспитанию. Н.Ф.Андреева,2005г.
  15. Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, Д.М.Маханева, Санкт- Петербург, 1997 год.
  16. СМИ для родителей (самиздат).

Результативность.

- положительное отношение к родному краю;

- улучшение взаимопонимания между детьми, родителями, бабушками, дедушками  (укрепление внутрисемейных связей);

- уважение к символике страны, гордости за принадлежность к своей стране и ее  народу;

- проведение фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;

- готовность и стремление к выполнению своего гражданского и патриотического долга;

- повышение компетентности родителей по патриотическому воспитанию своих

  детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на гор...

Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду

Содержание нравственного воспитания дошкольников...

«Вместе с папой - я герой» - среднесрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в средней группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

«Малая Родина - Ложки» - краткосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в старшей группе детского сада

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность...

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...