Уроки тишины
консультация на тему

Четверухина Светлана Валерьевна

Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств. Косвенная цель: научиться владеть своим телом, контролировать движения (неслышно двигаться, совершать разные действия); развивать слуховое восприятие, учиться концентрироваться на задании, данном воспитателем.
Уроки тишины появились в практике Монтессори – детских садов около ста лет назад. Однажды Мария Монтессори заметила, как притихли дети, как они сдерживали свои эмоции, когда в класс внесли грудного спящего ребенка. Это навело ее на мысль использовать уроки тишины для выработки у детей волевых качеств. В настоящее время уроки тишины проходят по нескольким сценариям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_tishiny.docx13.39 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки тишины.

Основная цель: помочь детям научиться владеть собой, сдерживать свои порывы и эмоции, терпеливо ждать, т.е. помочь в овладении волевых качеств. Косвенная цель: научиться владеть своим телом, контролировать движения (неслышно двигаться, совершать разные действия); развивать слуховое восприятие, учиться концентрироваться на задании, данном воспитателем.
Уроки тишины появились в практике Монтессори – детских садов около ста лет назад. Однажды Мария Монтессори заметила, как притихли дети, как они сдерживали свои эмоции, когда в класс внесли грудного спящего ребенка. Это навело ее на мысль использовать уроки тишины для выработки у детей волевых качеств. В настоящее время уроки тишины проходят по нескольким сценариям.

 Классический урок тишины, разработанный М. Монтессори.
Дети спокойно, в свободной позе сидят за столами. Педагог просит их положить головки на сложенные на столе руки, предупреждая, что сейчас будет урок тишины. Дети, положив головы на руки, не произносят ни звука сами, прислушиваются к окружающим звукам. Через некоторое время, педагог тихо, еле слышно, произносит имя ребенка. Ребенок должен тихо встать и выйти из комнаты. Затем педагог вызывает следующего ребенка и так, пока все не покинут класс.
Длительность урока может быть от одной минуты до 5-7 минут. И это время наращивается постепенно, по мере возрастания у детей усидчивости, терпения.
Мы практикуем такое упражнение (с выходом из группы) после занятий перед прогулкой.
Варианты классического урока тишины могут заключаться во внесении педагогом разных заданий:
-тихо встать и перенести стул на ковер;
-тихо встать, выбрать материал и начать заниматься так, чтобы не нарушать общей тишины в группе и т.п.;
Изменяться может и способ сообщения о наступлении урока тишины: сначала об этом педагог сообщает обычным голосом: «Начинается урок тишины», затем он сокращает свое предупреждение до одного лишь слова «Тишина», причем и громкость голоса понижается. Изменяться может и поза детей. Можно сидеть в кругу на коврике и даже лежать, если позволяют условия.
2.
Уроки тишины, направленные на развитие слухового восприятия.
Во время проведения таких уроков детям предлагается прислушиваться к звукам окружающего мира, узнать их. Когда педагог попросит детей назвать, что же они слышали, ребята по очереди рассказывают, сравнивают, стараются догадаться , звук был результатом человеческой деятельности или деятельности природных сил.
Вариант такого урока: педагог заранее готовит предметы и материалы (деревянные призмы, две металлические ложки, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.п.), которые издают разные звуки, и прячет за небольшой ширмой (загородкой). Первоначально он открыто показывает детям приготовленные предметы и материалы, вместе называют их, обсуждают, из чего они сделаны, педагог производит ими звуки и просит детей запомнить. Затем произносит слово «Тишина». Начинается урок тишины. Задача детей сидеть очень тихо и вслушиваться в звуки, производимые педагогом, запоминать их последовательность. Начиная с двух-трех последовательных звуков, довести их до 6-8. По прошествии установленного времени педагог начинает просить детей по очереди подойти и тихо сказать на ушко, что он слышал. Когда скажут все, он рассказывает детям, в какой последовательности и какими предметами и материалами он производил звуки. Дети имеют возможность сопоставить свои ответы и проверить свою внимательность и память. Аналогичные уроки могут проводиться с материалами на развитие слухового восприятия – шумовыми цилиндрами и колокольчиками.
3.
Уроки тишины, проводимые во время свободной работы с материалами.
Такие уроки тишины педагог проводит, если видит, что дети в группе стали шумнее обычного, что нарушается привычная рабочая атмосфера. Педагог постепенно приучат детей реагировать на определенный звук, например, звон колокольчика, игра на флейте и т.п., призывающий всех на 1-3 минуты погрузиться в тишину, а затем продолжить свои занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок тишины "Связь звука и движения" по системе М.Монтессори в средней группе

Урок тишины по системе М.Монтессори«Связь звука и движения»(в средней группе)     воспитатель МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Шебекино Белгородской области"...

"Урок тишины" в старшей группе

конспект занятия по системе М.Монтессори....

Методическая работа УРОКИ ТИШИНЫ

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих группах спецмальные уроки тишины.Это совсем короткие уроки по несколько минут. Ипредставляют собой не только отдых дл...

Уроки тишины для шумных детей.

Уроки тишины для шумныхдетей. Говорить - это тратить, слушать – приобретать. Все мы, взрослые, знаем, что детей нужно научить правильно сидеть, правильно стоять, правильно вести себя за стол...

Как проводить "Уроки тишины"

Мне кажется что,  помимо обучающих, развивающих, игровых моментов  для детей дошкольного возраста необходимо научить детей внимательно слушать, замечать, осознавать, чувствовать.  И сде...

"Урок тишины", проводимый совместно с родителями и детьми.

Предлагаю вашему вниманию совменстное занятие, проводимое с родителями в детском саду....