Теоретические основы зрительного восприятия старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии
статья (старшая группа) по теме

Шкаренко Мария Евгеньевна

У детей  старшего дошкольного возраста с РДА более низкий уровень зрительного восприятия, чем у детей нормативного развития.

 Искаженная переработка сенсорной информации в процессеи зрительного восприятия у детейи с РДА проявляется не только в нарушении перцептивной готовности и в аффективной избирательности, но и в недоразвитии предметности, обобщенности воспринимаемых сигналов. Нарушения восприятия, наблюдаемые у дошкольников с РДА являются большим препятствием для развития психических процессов. характер и степень нарушения этих функций связаны, как с общим уровнем развития ребенка, так и с тяжестью (глубиной) аутистических расстройств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya_masha.docx50.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Составитель:

 Воспитатель ГБДОУ №59

Шкаренко М.Е.

Санкт-Петербург

2014

Восприятие — сложный полисенсорный процесс, включающий ряд перцептивных и опознавательных действий. Он имеет этапы обнаружения объекта, различения и выделения информативных признаков, формирования перцептивного образа, его опознания и категоризации, обнаружения и выделения информативных признаков объектов. Адекватность и полнота формирующихся перцептивных образов зависят от ориентировочно-исследовательской деятельности (А. В. Запорожец, 1998).

«Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит тем полнее и точнее они отражают раздражители» (А.В.Запорожец, 1998)

Одним из наименее изученных вопросов является проблема особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста с проблемами в развитии, ранний детский аутизм (РДА).

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом — это на 23% больше, чем два года назад, и на 78% больше, чем в 2000 году.

Санкт-Петербургский общественный фонд «Отцы и Дети» ежегодно посещают более 100 детей дошкольного возраста с РДА и с каждым годом их становится всё больше, в группах обычных ДОУ всё чаще можно встретить детей с аутическими чертами.

Отличительной особенностью детей с ранним детским аутизмом (РДА) является сенсорная дезинтеграция, проявляющаяся трудностями координации тактильных, пропреоцептивных, зрительных и акустических стимулов, что препятствует построению полноценной картины мира. Наиболее распространенными симптомами сенсорной дезинтеграции являются понижение или повышение порогов тактильной и пропреоцептивной чувствительности, своеобразные установки глаз и головы, отсроченные реакции на сенсорные стимулы, трудности удержания фокуса зрительного внимания, нарушения зрительно-моторной координации.

Подавляющее большинство детей старшего дошкольного возраста с аутизмом имеют те или иные виды гиперчувствительности (чрезмерной чувствительности к стимулам) или гипочувствительности (недостаточного восприятия стимулов), а "странное" поведение часто объясняется сенсорным поиском - непроизвольной попыткой получить недостающую стимуляцию от органов чувств  (Britt Collins, Lucy Jane Miller, 2012).    

Таким образом,  целью нашего исследования стало  изучение особенностей зрительного восприятия у детей старшего возраста с ранним детским аутизмом.

Объект исследования: зрительное восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности зрительного восприятия детей 6-7 лет с нормативным развитием и с РДА.

Задачи исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической и социально-психологической литературы по проблематике исследования;

2. Изучение особенностей зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в разных типах образовательных учреждений;

3.  Разработать проект формирующего эксперимента на основе результатов исследования.

Гипотезы исследования:

Мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста с РДА, имеются специфические особенности развития зрительного восприятия, по сравнению с их нормативно развивающимися сверстниками.

 Практическая значимость. Практическая значимость работы связана, с разработкой диагностической процедуры, направленной на выявление проблем зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РДА. Нарушение зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РДА становится существенным препятствием на пути обучения и социализации таких детей. В работе была продемонстрирована необходимость проведения специальных коррекционных мероприятий, обоснована их эффективность.

 Глава 1.

Теоретические основы исследования.

 1.1.Особенности зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного  развития восприятия, - когда совершенствуется ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др. [18]

Восприятие - это знание, приобретаемое нами об объектах или их движениях в результате прямого и непосредственно осуществляющегося контакта с ними . [25]

Восприятие - это познавательный процесс, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств. Восприятие как целенаправленный процесс невозможно без формирования следующих перцептивных действий:

-поиска объекта;

-выделения наиболее характерных его признаков;

-опознания объекта, то есть отнесения его к определенной категории вещей или явлений (И.И.Мамайчук, 2007).

На процесс восприятия существенное влияние оказывают и особенности личности ребенка, его отношение к воспринимаемым объектам, потребности, интересы, желания и чувства. Важное значение для эффективности процесса восприятия имеет установка, или готовность к восприятию. Английский психолог Дж.Брунер подчеркивал, что «готовность к восприятию в нашем смысле - не роскошь, а необходимое условие для обеспечения гибкого приспособления к условиям жизни». Он выделил два фактора, определяющие готовность субъекта к восприятию: доступность «категорий для доходящих до субъекта афферентных сигналов» и «требования поиска, диктуемые физиологическими потребностями и необходимостью осуществления ряда основных форм деятельности, составляющих круг нашей повседневной деятельности». [19]

«Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчлененно воспринимать окружающий мир» [21]. Уже в раннем детстве у ребенка накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов. Отдельные представления начинают играть роль образцов, с которыми ребенок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия.

В дошкольном возрасте происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. [7]

 Сенсорные эталоны - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения (В.Н. Белкина,1998).

От развития зрительного восприятия зависит становление функций внимания, речи, интеллекта (Т.В.Ахутина, Н.М.Пылаева, 2001).

Как правило, к концу дошкольного возраста, ребенок знает и использует при описании предметов, своих построек, рисунков названия основных и промежуточных эталонов цвета, основных геометрических форм, сравнительные обозначения величины (большой, маленький, самый маленький). При этом очень важна роль сенсорного воспитания. Примерно к четырем-пяти годам он овладевает сравнительно полным набором эталонов формы и цвета.

У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. Рассматривая предмет, они вертят его в руках, ощупывают, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Только к семи годам дети (причем далеко не все) могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

Как отмечает Н.В.Белкина, на протяжении дошкольного детства складывается три основных вида перцептивных действий: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия (В.Н. Белкина,1998).

При нормальном развитии ребенка восприятие в дошкольном возрасте становиться более произвольным, осмысленным, целенаправленным,       анализирующим. [7]

Сенсорное развитие дошкольника.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте включает:

1) развитие органов чувств;

2) овладение сенсорными эталонами;

3) усвоение перцептивных действий (способов обследования предметов).

У младшего дошкольника обследование предметов обусловлено целями и содержанием игровой деятельности. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, последовательность действий определяется не внешними впечатлениями, а познавательной задачей. З.М. Богуславская установила, что характер ориентировочно-исследовательский существенно меняется в процессе психического развития ребенка. Постепенно от манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с ним. Зрительное восприятие становится одним из основных средств непосредственного познания предметов и явлений окружающей ребенка действительности. Появляется относительно длительное рассматривание предмета или его изображения (у трех-, четырехлетних детей оно равно в среднем 6 мин 8 с, у пятилетних — 7 мин 6 с, у шестилетних — 12 мин 3 с.).

Умение рассматривать предметы, наблюдать их появляется с середины дошкольного возраста. Это качество восприятия — управляемость — возникает в процессе специальной педагогической работы с детьми. Анализ показал, что в самом начале дошкольного возраста процесс зрительного восприятия осуществляется на основе указательных жестов ребенка. Он показывает последовательно все предметы и таким образом находит искомый. Впоследствии жесты заменяет слово, которым ребенок констатирует и закрепляет результаты своих поисков.

Младший дошкольник не умеет еще управлять своим взором. Его взгляд сначала как бы блуждает, скачет по предмету. У старших дошкольников появляется более систематическое рассматривание и последовательное передвижение взгляда.[38]

Последовательность обследования ребенком различных сторон предметов (Н.Н. Поддьяков):

-предмет воспринимается в целом;

-вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.);

-обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);

-выделение более мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к их основным частям;

-повторное целостное восприятие предмета.

1.2. Ранний детский аутизм, определение, классификация, этиология, патогенез.

Ранний детский аутизм (РДА)- это отклонение в психическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма разнообразны. Чаще всего это патология так называемого «шизофренного спектра, реже - особая органическая недостаточность ЦНС (хромосомная, наследственно-обменная, возможно, и внутриутробная). Не исключено, что РДА может возникнуть и как самостоятельная аномалия психической конструкции, обусловленная наследственностью. [31]

Аутизм сегодня-это целый комплекс психических расстройств, характеризующихся в основном тем, что ребенок отстраняется от контактов с окружающей действительностью и живет в своем мире, в мире собственных переживаний. Причем многие дети уже в раннем возрасте так нестандартны, что, кроме всеобщего удивления, а порою и восхищения их совершенно фантастическими дарами, не вызывают у взрослых никаких других качеств. Или же поражают всех своей неприспособленностью и неполноценностью восприятия мира. [5]

В связи с принятием в нашей стране Международной классификации болезней 10-го пересмотра ранний детский аутизм был выведен из рубрики психозов, специфичных для детского возраста, и в настоящий момент относится к числу так называемых первазивных общих расстройств развития. В МКБ-10 детский аутизм под шифром F 84.0 рассматривается как «общее расстройство развития, определяющееся наличием аномального и\или нарушенного развития, которое проявляется в возрасте до трёх лет и аномальным функционированием во всех трёх сферах: социального взаимодействия, общения и ограниченного, повторяющегося поведения» [МКБ-10, 1994.]

У аутизма мало однозначных, характерных для каждого случая симптомов, которые наперечет знает любой врач - дети, страдающие аутизмом, могут быть очень и очень разными. Прежде всего: это очень необычные дети. Они развиваются в рамках, которые современному обществу трудно принять - мысли, чувства и действия этих детей формируются только внутренним мироощущением, не находя точек соприкосновения с действительностью. Именно поэтому таким детям чрезвычайно сложно социализироваться: они уходят от контакта с внешним миром, не смотрят в глаза, не разговаривают, игнорируют или даже пресекают попытки нарушить свои внутренние границы. [19] Отсутствие контактов наблюдается как по отношению к близким, так и к сверстникам. Аутичный ребенок, где бы он ни находился, ведет себя так, как будто он находится один. [3]

В последние годы происходит постоянная аутизация нашего общества, число аутистов прогрессивно растет, превращаясь в своеобразную «эпидемию». [5]

Аутизм - сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки.[32] От аутиста нельзя требовать строгого следования привычным для нас правилам.[17] Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов неприемлемо. [32] Аутичного ребенка можно вывернуть наизнанку, даже не столько вывернуть, сколько вернуть обратно. Вернуть к себе самому. Но для этого необходима устойчивость, уверенность, работоспособность и гибкость.  Важно не разбрасываться, не кидаться из стороны в сторону, и тогда можно превратить его из отвергающего в принимающего, то есть вернуть в изначальное состояние глобального доверия, не справившись с которым он авизировался. Но при этом нужно научить его обращаться с доверием, а научить этому может только доверяющий человек. [11]

Аутизм развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Стремление ограничивать взаимодействие даже с близкими людьми связано с тем, что именно они требуют от ребенка наибольшей активности, а как раз это требование он выполнить не может. [23]

Известно, что клинически синдром РДА (Ранний Детский Аутизм) впервые самостоятельно выделен Л.Каннером в 1943г. Осознание этого явления как особой, самостоятельной проблемы, видимо, было настолько актуально, что почти одновременно с Л.Каннером и независимо от него сформулировали Г.Аспергер, 1944г. и С.С.Мнухин, 1967. Эта проблема сразу привлекла внимание многих исследователей, однако наиболее массовое обращение к изучению РДА и поиску способов его коррекции произошло в последнее двадцатилетие. [16]

Аутизм (от греческого autos - сам) - утрата контактов с окружающими, уход от действительности в свой внутренний мир. Термин был введен в 1912 г. Швейцарским психиатром Э.Блейлером для обозначения особого состояния у взрослых больных, страдающих шизофренией, аффективной сферы и мышления, характеризующегося погруженностью индивида в мир собственных переживаний, находящегося практически в полной эмоциональной самоизоляции от окружающего мира. Несмотря на то, что этот термин употребляется во всем мире и по сей день, следует отметить, что современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Э.Блейлером.[19]

Этот термин приобрел международную известность всего около пятидесяти лет назад и в общих чертах характеризуется как состояние патологически глубокой погруженности в себя и свой внутренний мир переживаний. Степень выраженности этого явления может быть разной.

В тяжелых случаях ранний детский аутизм (РДА) проявляется как полное или почти полное отсутствие контактов с внешним миром: ребенок не фиксирует взгляд на предметах и окружающих его людях, не говорит (или почти не говорит) и не реагирует на обращенную к нему речь, избегает тактильного контакта. Зачастую таким детям свойственна агрессия и аутоагрессия, речевые и двигательные стереотипии (многочасовое повторение фраз или движений), отсутствует видимая познавательная активность и персонификация личности (ребенок о себе говорит во 2-м и 3-м лице), поэтому у  них  не существует видимых различий во  взаимодействии с живым и неживым миром. Но, как показывает опыт, эти дети часто интеллектуально сохранны, и они строят свое общение с миром принципиально иным способом, нежели другие люди, обладая при этом прекрасно развитой интуицией.

В более легких случаях ребенок говорит, говорит правильно, но при этом речь его эмоционально не окрашена, лицо часто амимично; он не обладает чувством юмора в привычном нам смысле. Стереотипии носят более развернутый характер, превращаясь в ритуальные действия. Игры бесконечно повторяемы и однообразны- они строятся вокруг какого-либо одного произвольно выбранного предмета и не требуют других участников. Собственный же воображаемый мир аутичного ребенка гораздо более для него реален и разнообразен, чем сама действительность. Поэтому для окружающих здесь основной проблемой является практическая невозможность построения с таким ребенком сочувственных взаимоотношений, отношений сопереживания.

Жизнь семьи, воспитывающей аутичного  ребенка, во многом отличается от жизни других семей. Все выходы такой семьи в мир автоматически ограничиваются: ребенка не принимают в детский сад, с ним нельзя пойти в гости, принять гостей (ребенок не понятен и не предсказуем), он избирателен в еде, навыки самообслуживания долго не прививаются. Это происходит и в силу неприятия самим ребенком любых изменений.

Все вышеперечисленное влечет за собой вторичную изоляцию от мира и, если не проводить специальных коррекционных мероприятий, то пропасть, отделяющая ребенка от других людей, с течением времени становится все шире.

 И, если для любого другого ребенка с ограниченными возможностями проблема социальной адаптации носит больше технологический характер приобретения ими новых навыков, вплоть до профессиональных, то в случае с аутизмом мы встречаемся почти с невозможностью их социализации в связи глубокими нарушениями как таковых контактов с окружающим миром.

 Все это создает крайне низкие возможности их приспособления к нашей жизни. Официальная медицина разводит руками, убедившись в отсутствии улучшения их состояния путём медикаментозного лечения. Структуры образования, похоже, так же не способны сладить с ними, зачастую считая их "необучаемыми", а потому и не способными посещать даже специализированные детские учреждения. Результат этого - практически домашняя изоляция таких детей от сверстников и окружающих людей. Печальная альтернатива - помещение такого ребенка в дом инвалидов, то есть фатальный отказ от него.

Между тем, среднестатистическое число аутистов, по различным оценкам специалистов, варьируется от 10 до 15 на 10 000 человек городского населения. [12]

Установлено, что детей, страдающих аутизмом, в этом году будет выявлено больше, чем детей с диабетом, раком и СПИДом. От аутизма страдают 67млн. человек во всем мире. Аутизм встречается во всех рассовых, этнических и социальных группах. Аутизм это отставание в развитии, приводящее к инвалидности, которое становится все более распространенным в мире. Вероятность диагностирования аутизма у мальчиков в 4раза больше, чем у девочек. На данный момент не существует медицинского способа обнаружения и лечения аутизма, но ранняя диагностика и незамедлительное вмешательство могут улучшить последствия. [36]

Причины возникновения аутизма.

В последнее время об аутизме много говорят и пишут. Журналисты любят выходить на публику с яркими парадоксальными гипотезами: аутизм – это прогрессирующее заболевание всего человечества, плата за разобщенность, за отказ от живой интерактивности, за перенос социальной жизни в компьютерные сети. Психологи нередко утверждают, что аутизм – это вообще не болезнь, а некое состояние отстранения, ухода в себя, которое любящие родители – при условии, что они действительно правильно любят ребенка – способны преодолеть теплотой своей души и безусловным приятием. Психиатры считают аутизм психическим заболеванием, и до сих пор еще можно встретить мнение, что это не что иное, как детская шизофрения. [35] На самом деле, до сих пор нет однозначных научных данных, объясняющих происхождение аутизма. Более того, если рассмотреть совокупность исследований, связывающих его с разнообразными физиологическими факторами, относящимися к сферам генетики, иммунологии, биохимии, неврологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, если добавить к ним многообразие внешних факторов, которые могли сыграть негативную роль во время внутриутробного развития ребенка и в период младенчества, то невольно приходишь к выводу о том, что, скорее всего, это заболевание возникает по совокупности нескольких причин, повлекших за собой расстройство, причем не исключено, что в каждом конкретном случае у аутизма может быть свое сочетание и внутренних предпосылок, и внешних триггеров. [35]

Существуют разные взгляды на происхождение и причины развития раннего детского аутизма. [24] Причины аутизма до конца не выявлены. Сегодня   есть разные точки зрения на происхождение и структуру этого нарушения.  Разрабатываются и разные подходы к лечению и коррекции психических расстройств, наблюдаемых у этих детей. Активные научные поиски продолжаются. [32] Поиски причин шли по нескольким направлениям. Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств повреждения нервной системы. Кроме того, доктор Каннер отметил некоторые общие черты их родителей: высокий интеллектуальный уровень, рациональный подход к методам воспитания. В результате в начале 50-х годов нашего столетия возникла гипотеза о психогенном (возникшем в результате психической травмы) происхождении отклонения. Наиболее последовательным её проводником был австрийский психотерапевт доктор Б.Беттельхейм, основавший в США известную детскую клинику. Нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира он связал с неправильным, холодным отношением родителей к ребёнку, подавлением его личности. Таким образом, ответственность за нарушение развития «биологически полноценного» ребёнка возлагалась на родителей, что часто было для них причиной тяжелых психических травм. [24]

Современные исследователи подчёркивают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и уточняют, что нарушения коммуникации трудности социализации проявляются вне связи с уровнем интеллектуального развития, т.е. как при низких, так и при высоких показателях. [24]

В настоящее время установлено, что аутичный ребёнок может родиться в любой семье. [24] Одни специалисты (и их большинство) полагают, что аутизм имеет генетические корни, другие утверждают, что это - социальные факторы: неблагоприятные условия жизни, неправильное отношение родителей к ребёнку. [30]

Психолог Наталья Филь считает, что в большинстве случаев аутизм возникает у детей, которые появились на свет в результате тяжелой беременности и родов. При рождении такие дети обычно признаются нормальными, а первые признаки аутизма обнаруживаются у них в возрасте от трёх-четырёх месяцев до двух с половиной лет. Внешние признаки ребёнка аутиста: у ребёнка неподвижное лицо, он не смотрит в глаза, вы не понимаете его жестов…. Речь таких детей, если они умеют говорить, обычно монотонна, словно они повторяют заученный текст. Часто они не склонны воспроизводить в  них смысл, могут многократно повторять одно и то же действие. Иначе говоря, ребёнок - аутист напоминает маленького робота (Н.Филь, 2011).

По теории швейцарских нейробиологов Камиллы и Генри Маркрам, аутизм развивается из-за переизбытка информации, которую ребёнок не в состоянии переварить. В результате « уход в ракушку» становится своеобразной защитной реакцией. Даже характерная для аутистов манера поведения - однообразие движений – может быть не чем иным, как попыткой стабилизировать окружающий мир.[30]

В.В.Лебединскому и О.С.Никольской принадлежит гипотеза о том, что первичным дефектом при РДА является сочетание низкого психического тонуса и повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительности. Низкий чувствительный тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограниченно пресыщением, которое наступает так быстро, что аутист выхватывает из окружающего отдельные, не связанные между собой фрагменты. Формирование целостной картины мира становится затрудненным или невозможным, такой мир непонятен и трудно объясним он легко становится источником страхов. В сенсорной сфере многие обычные воздействия становятся источниками неприятных ощущений и дискомфорта. Труднопереносимы эмоционально насыщенные явления и объекты- человек, его лицо, взгляд. В такой ситуации аутистический барьер защищает ребёнка от испытываемых им трудностей. Таким образом, аутизм – вторичное образование и поддается коррекционным воздействиям. Но даже при самой успешной компенсации лёгкие аутистические черты сохраняются.[13]

Недавно были проведены исследования и выделены признаки, которые могут быть причиной этого нарушения в 15-й и 17-й хромосомах. Это предположение, нуждающееся в подтверждениях. Может быть, что-то будет выявлено на уровне хромосом, но в этой области ещё много исследований. Но даже если мы узнаем, что причина аутизма кроется в той или иной хромосоме, нам это никак не поможет в повседневной работе с такими детьми. Если ребёнок проявляет самоагрессию, отказывается от еды или, наоборот, слишком много ест, или если он не разговаривает, не смотрит в глаза и избегает общения, нам по-прежнему нужно будет найти способ ему помочь. Специалистам, не нужно многого ждать от научных исследований, потому что это не даст им конкретной помощи в повседневной работе с детьми. Может быть, это сможет как-то помочь на стадии диагностики и профилактики, но детям, с которыми специалисты работают сейчас, это вряд ли поможет…[28]

Классификация РДА

Среди работ отечественных авторов наиболее известны исследования О. С. Никольской, предложившей разделение детей с РДА на группы согласно степени тяжести имеющихся у них нарушений:

  1.  отрешенные дети;
  2.  отвергающие дети;
  3.  замещающие дети;
  4.  повышенно ранимые дети.[2]

Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только не владеют формами контакта, но и не испытывают потребности в нем. Отсутствие зрительного контакта «глаза в глаза», ускользающий взгляд. У них наблюдается почти полное отсутствие навыков самообслуживания. Аутизм у детей этой группы максимально глубокий: он проявляется в виде полной отрешенности от происходящего вокруг. Эта группа детей имеет наихудший прогноз развития и нуждаются в постоянном уходе, постоянной опеке в специальном учреждении или дома (О.С.Никольская, 1997).

Дети второй группы отличаются более целенаправленным поведением. Спонтанно у них вырабатываются самые простейшие стереотипные реакции и речевые штампы. При адекватной длительной коррекции дети могут освоить навыки самообслуживания и элементарного обучения, нуждаются в постоянной опеке. Ведущим патопсихологическим синдромом в данной группе с РДА является отвержение окружающей реальности (О.С.Никольская, 1997)

Дети третьей группы характеризуются большей произвольностью в поведении. В отличие от детей первой и второй групп, они имеют более сложные формы аффективной защиты, что проявляется в формировании патологических влечений, в компенсаторных фантазиях. Более высокий уровень речи. При адекватной коррекции могут быть подготовлены к обучению в школе, в коррекционном классе по спецпрограмме. Возможно обучение трудовым навыкам и самостоятельное    проживание    под    присмотром    родственником,    опекунов. Ведущим патопсихологическим синдромом у них является замещение с целью противостояния аффективной патологии (О.С.Никольская, 1997).

Для четвертой группы характеризуются менее глубоким аутистическим барьером, меньшей патологией в аффективной и сенсорных сферах. В их статусе на передний план выступают неврозоподобные расстройства, что проявляется в тормозимости, робости, пугливости, особенно при контактах. Основным патопсихологическим синдромом является повышенная ранимость при взаимодействии с окружающими (О.С.Никольская, 1997).  Возможно обучение по массовой программе в школе. Прогноз благоприятный. [2]

 Диагноз раннего детского аутизма устанавливают по данным анамнеза и по результатам наблюдения за ребенком в различных ситуациях. При этом в основе диагностики лежат критерии международной классификации психических расстройств и заболеваний МКБ-10 [ВОЗ 1992].

Дополнительными вспомогательными средствами являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

При сборе данных анамнеза родители часто сообщают, что уже во время беременности мать испытывала трудности, наблюдались осложнения беременности и отклонения в развитии ребенка уже в первые месяцы жизни. Родители особенно обращают на это внимание в тех случаях, когда ребенок-аутист не является первым и поэтому они имеют возможность сравнивать. Матери, например, сообщают следующее: ребенок с самого начала избегал физического прикосновения и сближения, не улыбался в ответ, не реагировал на оклики или на другие звуки. У родителей создавалось впечатление, что ребенок глухой. В детском саду он не проявлял интереса к другим детям, играл в одиночестве, предпочитал играть с неодушевленными предметами, а не с людьми, использовал предметы не по назначению, совершал вращательные движения ими. Он радовался лишь тогда, когда занимался с какими-либо предметами, а не общался с другими детьми. Речь либо вовсе не развивалась, либо отмечалась выраженная задержка речевого развития. На стадии развитии речи ребенок не только отставал от других, но у него наблюдались уже описанные речевые нарушения. Эти симптомы можно было выявить как при непосредственном наблюдении, так и уточнить с помощью стандартизированных опросов и шкал наблюдения.

В настоящее время существует целый ряд опросов, шкал и методик наблюдения, направленных исключительно на диагностику раннего детского аутизма, разработанных в основном в англоязычных странах и применяющихся в научных исследованиях. [27]

Диагностические критерии аутического развития:

  1. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по крайней мере двумя пунктами из следующих:

-        существенно нарушено использование для регуляции социального взаимодействия различных невербальных поведенческих проявлений, в частности взгляда, мимики, телесных поз, жестов;

- не устанавливаются соответствующие возрасту взаимоотношения со сверстниками;

- недостаточно развито спонтанное стремление поделиться с другими людьми радостью, интересом, достижением (не демонстрирует, не приносит, не указывает на заинтересовавший предмет);

-    недостаток социальной или эмоциональной реципрокности.

  1. Качественные нарушения в коммуникации, проявляющиеся по крайней мере одним пунктом из следующих:
  •  задержка развития или полное отсутствие разговорной речи (не сопровождающееся попытками скомпенсировать его другими способами коммуникации, такими как жесты или мимика);
  •  у индивидов с адекватной речью - существенное нарушение возможности начинать или поддерживать разговор;
  •  стереотипное однообразное использование речи, или идиосинкразический язык;
  •  отсутствие разнообразной и спонтанной сюжетно - ролевой игры, соответствующих возрастному развитию.
  1. Стереотипные и ограниченные повторяющиеся паттерны поведения, интересы, занятия, проявляющиеся по крайней мере одним пунктом из следующего списка:
  • погружение в одно или больше стереотипное занятие или интерес, ненормальное как по интенсивности, так и по степени фокусировки;
  • негибкая приверженность особым нецеленаправленным действиям или ритуалам;
  • стереотипные и повторяющиеся двигательные маннеризмы (такие как хлопанье или трясение рукой или пальцами, или сложные движения всем телом);
  • упорное манипулирование частями предметов. [15]

  1. Особенности зрительного восприятия у детей с ранним детским аутизмом

Специальных исследований, направленных на изучение особенностей восприятия у аутичных детей, не много. Многие авторы подчеркивают выраженную повышенную чувствительность к различным сенсорным раздражителям у аутичных детей, наглядно проявляющуюся в особенностях их поведения. Однако при эмоционально значимой для ребенка ситуации эти явления могут и не наблюдаться. Таким образом, готовность к восприятию у аутичных детей в значительной степени определяется аффективной значимостью для них воспринимаемых сигналов. [19]

Необычные сенсорные ощущения, испытываемые людьми, с аутизмом отмечались многими исследователями. Эта особенность сенсорики включена в перечень сопутствующих характерных черт (симптомов) аутизма во многих классификационных системах (Триада нарушении, МКБ). Некоторые авторы используют термин "аномальная/необычная реакция на сенсорные стимулы" (Ishii, Takahashi, 1983; ААВТ, 1988; Powers, 1989; Gerdtz, Bregman, 1990: Freeman, 1992 Wing, 1992; ASA, 1994; Sullivan, 1994). Однако, было бы более оправданным называть это "аномальным восприятием", поскольку аномальны не реакции, а нарушенное, искаженное, аномальное восприятие окружающего мира, которое заставляет людей с аутизмом реагировать "аномально" с нашей (неаутистической) точки зрения. [8]

Винг отмечает, что аутизм - это проблема понимания сигналов, поступающих через органы чувств, особенно через зрение и слух; и хотя глаза и уши детей с аутизмом внешне выглядят нормально, все же когда информация, поступающая через них, достигает мозга, она не складывается в целостную значимую картину внешнего мира, что приводит к непониманию речи, а это, в свою очередь, вызывает неспособность к коммуникации. Именно поэтому аутичные дети кажутся отрешенными и живущими в своем собственном изолированном мире. Более того, расстройство и безысходность, вызванные неспособностью общаться, часто становятся причиной проблемного, неадекватного поведения (Wing, 1973). Поскольку они живут в мире искаженных восприятии, где ничто не является тем, чем кажется, неудивительно, что это приводит к сильному беспокойству, страху, и выражается в трудном поведении (Waterhouse, 1995). Таким образом, сторонники этой теории рассматривают ребенка с аутизмом как ребенка с сенсорной дисфункцией, аномальное поведение которого является отражением аномального восприятия ими мира. [8]

Многие исследования природы и структуры особенностей развития детей с синдромом раннего детского аутизма подтверждают гипотезу о гиперсензитивном восприятии, свойственном им на ранних этапах онтогенеза. С учетом этой гипотезы становится очевидной невозможность адекватного развития сенсорных систем у детей с РДА. Также можно предположить, что дефект формируется как в процессе раннего формирования сенсорных систем (до 1,5-2 лет), так и впоследствии, в результате использования патологически сложившегося «сенсорного стереотипа».

В норме, ребенок учится распознавать внешние объекты максимально достоверно за счет:    

- оттачивания техники «фиксации» на объекте, используя навыки игнорирования вторичной, шумовой информации;

-  синтеза различных сенсорных сигналов от различных сенсорных систем и анализа различных качеств и свойств объекта.

При РДА, так как большинство поступающих сенсорных сигналов воспринимаются как избыточные, ребенок вынужден обучаться процессам «игнорирования», снижения интенсивности поступающего сигнала. Формируется механизм защиты от «внешних воздействий» (О.СНикольская-2000г.) Вместо последовательного развития и совершенствования сенсорных систем в направлении изучения окружающего мира развивается механизм игнорирования внешних сигналов.

Можно предположить, что для реализации задач, связанных с игнорированием, аутичный ребенок тренирует и совершенствует механизмы фиксации, добиваясь максимального самопоглощения свойствами выделяемого объекта. При этом формируются стереотипные виды деятельности «подкрепляющего» и «замещающего» характера в зависимости от поглощенности процессом и возможности совмещения стереотипной и произвольной деятельности.

В то же время интенсивно развивается чувствительность по направлениям, несущим минимум сенсорной информации - вместо насыщенного сенсорными сигналами фронтального направления развиваются периферические зрительные и слуховые поля. Избегаются любые яркие (интенсивные) сенсорные стимулы, ребенок избегает зрительного контакта, плачет, когда его берут на руки. Сенсорные механизмы отстраиваются так, чтобы, воспринимая минимум сенсорной информации, тем не менее, давать ребенку представление о внешнем мире. Поэтому не формируется синтез различных сенсорных систем (зрительной, слуховой, кинестетической), не формируется бинокулярное зрение и биноуральный слух. Если посмотреть, как аутичный ребенок отслеживает руку взрослого, звенящую в колокольчик, можно заметить, что он или смотрит или слушает, и никогда не делает того и другого вместе.

Одновременно с выбором наименее информативных сенсорных направлений как приоритетных в восприятии внешнего мира формируется устойчивая система замещений предполагаемых незнакомых (и, следовательно, потенциально опасных) стимулов хорошо известными собственными - формируются «аутостимуляции», стереотипии. В этом процессе также ведущую роль играет развитие механизмов фиксации.

Таким образом, ребенок останавливается на "аутичном" варианте механизма саморегуляции как на наиболее адаптивном в его случае.

В дальнейшем, когда острый (сенситивный) период проходит, ребенок продолжает осваивать внешний мир уже более спокойно, используя свою специфически отстроенную сенсорную систему. Совершенствуются периферические сенсорные направления, мир воспринимается дискретными сигналами, не связанными ни в рамках одной сенсорной системы, ни в синтезе различных систем. Стереотипии занимают существенное, главенствующее место в общей «сенсорике», подразделяясь на «замещающие» и «подкрепляющие». «Замещающие» практически полностью вытесняют внешние сенсорные стимулы, «подкрепляющие» обеспечивают стабильное самоощущение, не препятствуя восприятию внешней информации. [39]

 Почти у каждого аутичного ребенка в младенчестве подозревают глухоту или слепоту. Эти подозрения вызваны тем, что ребенок, как правило, не откликается на свое имя, не следует указаниям взрослого, не сосредоточивается с его помощью.  Однако подобные подозрения быстро рассеиваются, поскольку родители знают, что отсутствие реакции на социальные стимулы часто сочетаются у их ребенка со «сверхочарованностью» определенными звуковыми и зрительными впечатлениями, вызванными, например, восприятием шуршания, музыки, света лампы, теней, узора обоев на стене - их особое значение для ребенка не оставляет у близких сомнений, что он может видеть и слышать. [23]

Почти у всех детей с аутизмом есть специфические когнитивные нарушения, обычно затрагивающие язык и восприятие. Ребенок с аутизмом воспринимает то, что он видит, не так хорошо, как то, что он трогает. Это относится и к слуховому восприятию. [1]

Само внимание к особенностям восприятия такого ребенка вполне понятно. Более того, существуют аргументированные предложения ввести в основные клинические критерии синдрома детского аутизма на сенсорные раздражители. Аномальность в данном случае - это не просто отсутствие реакции, а ее необычность: сенсорная ранимость и игнорирование стимула, парадоксальность ответа или «сверхочарованность» отдельными впечатлениями. [23]

В развитии восприятия ребенка с аутизмом можно отметить нарушения ориентировки в пространстве, искажения целостной картины мира и изощренное вычленение отдельных, аффективно значимых ощущений собственного тела, а также звуков, красок, форм окружающих вещей.[23]Тип мышления людей, страдающих аутизмом, ограничивается буквальным восприятием.[9]

Зрительное восприятие. Взгляд «сквозь» объект. Отсутствие слежения взглядом за предметом. «Псевдослепота». Сосредоточенность взгляда на «беспредметном» объекте: световом пятне, участке блестящей поверхности, узоре обоев, ковра, мелькании теней. Завороженность таким созерцанием. Задержка на этапе рассматривания своих рук, перебирания пальцев у лица. Рассматривание и перебирание пальцев матери. Упорный поиск определенных зрительных ощущений. Стойкое стремление к созерцанию ярких предметов, их движения, верчения, мелькания страниц. Длительное вызывание стереотипной смены зрительных ощущений (при включении и выключении света, открывании и закрывании дверей, двиганий стекол и полок, верчении колес, пересыпании мозаики и т.д.)

Раннее различение цветов. Рисование стереотипных орнаментов.

Зрительная гипресинзетивность: испуг, крик при включении света, раздвигании штор, стремление к темноте. [31]

Характерно преобладание зрительного восприятия на периферии поля зрения. Например, от ребенка-аутиста очень трудно спрятать необходимый ему предмет, многие родители и педагоги даже отмечают, что ребенок «видит предметы затылком» или «сквозь стенку». [19]. Зрение, располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Дети с РДА могут переживать следующие трудности:

Гипо (недостаточная чувствительность)

– Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.

– Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко.

– Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта.

– Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.

Гипер (чрезмерная чувствительность)

– Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.

– Изображения могут искажаться.

– Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.

1.4. Выводы по главе

Зрительное восприятие (англ. visual perception) - совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. На ранних этапах филогенетического развития зрительное восприятие обеспечивает получение информации в основном о пространственном положении и движении объектов. Позднее эта информация дополняется сведениями о форме и структуре объектов. У детей старшего дошкольного возраста, зрительное восприятие занимает в системе других перцептивных процессов ведущее место. [34]

Период дошкольного детства является периодом интенсивного  развития восприятия. В дошкольном возрасте происходит переход от применения предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственно сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов.

У детей с РДА два основных типа сенсорно-перцептивных нарушений: сенсорная доминантность и чрезмерная избирательность при восприятии стимулов. При РДА, так как большинство поступающих сенсорных сигналов воспринимаются как избыточные, ребенок вынужден обучаться процессам «игнорирования», снижения интенсивности поступающего сигнала. Формируется механизм защиты от «внешних воздействий» (О.СНикольская-2000г.) В то же время интенсивно развивается чувствительность по направлениям, несущим минимум сенсорной информации - вместо насыщенного сенсорными сигналами фронтального направления развиваются периферические зрительные и слуховые поля.  Нарушения зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с РДА могут являться существенным тормозом в развитии других психических процессов. Эти нарушения носят полимодальный характер и затрагивают базовые механизмы формирования перцепции. Отсутствие и дефицитарность врождённых предвосхищающих схем затрудняет процесс формирования как самого процесса восприятия, так и других психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Продуктивная деятельность, как средство коррекции зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения».

Как использовать различные виды продуктивной деятельности для коррекции зрения дошкольников в специализированном д/саду....

Исследование особенностей зрительного восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями.

Изучение особенностей зрительного восприятия дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (особенности восприятия цвета, представлений об эталонах геометрических форм, представлений о величине пре...

Методическая разработка "Игровые упражнения для коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия детей дошкольного возраста "

Эту подборку игровых упражнений  можно использовать в качестве средства коррекции выявленных недостатков в развитии зрительного восприятия  детей дошкольного возраста с нарушениями реч...

Методическая разработка : "Перспективно-календарное планирование по развитию зрительного восприятия детей дошкольного возраста".

Данное годовое перспективное планирование составлено для обеспечения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с годом обучен...

Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия

   В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...

«Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста, имеющие проблемы в развитие коммуникативных навыков посредствам мульттерапии"

Цель программы:Социально-коммуникативное, познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами активной мультипликации...