Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
статья (средняя группа) на тему
Значение народной игрушки в развитии эмоциональной сферы дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoreticheskiy_analiz_problem_razvitiya_emotsionalnoy_sfery_doshkolnika.docx | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, и об особенностях становления личности дошкольника.
Эмоции играют определенную роль как в реализации уже существующих у ребенка конкретных мотивов более высокого уровня, таких, как познавательный, нравственный, трудовой и т.д.
Задача гармоничного развития детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы.
Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Они определяют эффективность обучения в узком смысле слова, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления. Эту группу эмоций называют интеллектуальными.
Предпосылки для развития нравственных эмоций возникают уже в раннем детстве. Особенности складывающихся в первые годы жизни взаимоотношений с взрослыми, развивающаяся в связи с этим отзывчивость к нуждам и требованиям окружающих и есть то, что составляет развитие мотивационно - эмоциональной сферы будущей личности.
С поступлением ребенка в детский сад начинается новый этап в его эмоциональном развитии. Мощным побудителем проявления нравственны
эмоций становится детский коллектив, а также организованные воспитателем различные виды совместной со сверстниками деятельности (игры, занятия, прогулки и т. д.).
Ребенок интенсивно усваивает представление об общественно важных нормах, целях, идеалах. Вместе с тем он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе. Знания и представления о нормах поведения, дополненные эмоциональным отношением к этим нормам, превращаются в убеждения и становятся внутренними побудителями детской деятельности и поведения.
Для того, что бы ребенок проникся эмоциональным отношением не достаточно объяснений и указаний взрослых. Эти объяснения должны подкрепляться практическим опытом ребенка в его деятельности. Решающую роль играет включение дошкольника в совместную с другими прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных интеллектуальных целей.
Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы. Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, ри
сование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.
Непосредственно образовательная деятельность детей и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции. Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения — все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств: изменяется роль эмоции в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические;
Возрастные особенности психического развития детей средней группы (4-5 лет)
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их разговоры становятся более длительными и активными.
Дети с удовольствием сотрудничают с взрослыми в практических делах.
Ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей среднего дошкольного возраста.
Дети отличаются высокой эмоциональностью, они ярко и непосредственно выражают свои чувства. Они активно сопереживают, радуются, печалятся вместе с героями сказок, сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Развитие эмоциональной сферы у ребенка...
«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...
Значение развития чувств и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Прорблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем в психологии и педагогики, поскольку дае...
Развитие и коррекция эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста посредством технологии куклотерапии.
Занятия предполагают, творческое решение задач самим педагогом, и каждый может выбрать свой, отличный от других, стиль их проведения....
Консультация для педагогов "Значение развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста"
Эмоции играют важную роль в жизни людей.Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира и свидетельствувет о его психическим состоянии, благополучии и возможных перспективах ...
Педагогический проект Арт-терапия как метод, развития познавательной и эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста «Разноцветный мир»
Проект направлен на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Арт-терапия предполагает следующие формы работы: психологические занятия для детей, исп...