Консультация для педагогов "Значение развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста"
консультация

Эмоции играют важную роль в жизни людей.Развитие эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира и свидетельствувет о его психическим состоянии, благополучии и возможных перспективах развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов2.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов: Значение развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Педагог-психолог Суханова Марина Фяритовна

Слайд 2

Роль эмоций в жизни дошкольника Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствуют о его психическим состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Слайд 3

Основные эмоции

Слайд 4

Эмоциональный интеллект- что это? В современном мире нас окружает масса информации по раннему интеллектуальному развитию ребенка. Различные методики, системы и книжки, - все направлено на раннее развитие ребенка. Тем не менее, не все знают, что помимо развития интеллектуального, важнейшее значение имеет эмоциональное развитие ребенка. Как выяснилось, высокий уровень коэффициента интеллекта IQ никак не гарантирует нашим детям успех в жизни. Эмоциональный интеллект – это способность человека понять себя, управлять собой и своими чувствами, а также понять, принять и чувствовать другого человека. Понятие эмоционального коэффициента EQ крайне важно в современном социальном мире: для достижения успеха человек должен быть развитым эмоционально, уметь управлять своими эмоциями и распознавать чужие. Это умение также закладывается в детстве. Впервые понятие EQ введено еще в 1966 году Лойнером , однако, рассвета теория EQ достигла в 1995 году, когда Д. Гоулман написал первую научно-популярную книгу «Эмоциональный интеллект».

Слайд 5

Как развивается детский мозг и эмоции от рождения до 7 лет? До 1 года. Формируются основные 5 чувств, моторные функции. Дети первого года жизни способны поддерживать только прямой контакт с родителями: вижу, осязаю- значит отношения в порядке. Мама вышла из комнаты- я не в безопасности. От 1 до 3 лет. Развиты области, отвечающие за основные чувства (эмоции- радость, печаль, злость, страх), общую моторику, зрение и тактильные ощущения. Преобладающая деятельность ребенка- игра. Если мы хотим вовлечь ребенка в какую-либо деятельность- используем фантазию и играем. Ребенок больше заинтересован в общении со взрослыми, как своими проводниками и учителями во взрослом мире. Однако ближе к 3-м годам большинство детей начинают проявлять интерес к другим детям и пытаются с ними разговаривать и играть. Но этот интерес еще пока поверхностный, дети не очень заинтересованы в совместной игре, они играют не вместе, а рядом, периодически взаимодействуя.

Слайд 6

1-3 года. Эмоции Период от 1 до 3 лет- один из самых наиболее насыщенных периодов эмоционального развития ребенка. Появляется эмоциональный опыт, связанный с внутренними страхами (страх высоты, темноты, животных, страх потеряться и т.п.) и пугающие сновидения. Может быть страх перед маской, старым лицом и другими необычными для ребенка вещами. Эмпатия (сочувствие) еще не развита (дети это возраста, как правило, не могут сопереживать или помогать другим детям). Старается быть в центре внимания и хвастается своими достижениями, любит повторения, рассказы о себе и о событиях, которые свежи в памяти. Общение: дружить ребенок еще не может, не умеет делиться, уступать. Развито чувство собственности, упрямство; четко выделяет свои предметы и говорить «моё».

Слайд 7

2-3 года Эмоции: дружить ребенок еще не умеет, не умеет делиться, уступать, развито чувство собственности, упорство. Эмпатия (сочувствие) все еще не развита, дети редко могут сопереживать или помогать другим детям. Ближе к 3-м годам ребенок достигает «кризиса 3 лет», связанного с изменением взаимоотношений со значимыми взрослыми, эти отношения выходят на новый уровень. Ребенок активно проявляет негативизм и самостоятельность: становится очень упрямым к просьбам взрослых, старается сделать все сам, упорно идет к цели, сопротивляется заведенному ритму жизни, ломает привычные стереотипы. Это нормально! Общение и коммуникация- через речь, речь бурно развивается, становится эмоционально окрашенной. Громкость и тон голоса пока плохо контролируется ребенком. До 90% речи понятна взрослому. Ребенок уже понимает рассказ без показа. Знает свои имя и фамилию. Появляются вопросы типа « Куда?», «Почему?», «как?». Социальное развитие: пытается самостоятельно надевать/снимать простые вещи, контролировать физиологические потребности (туалет), самостоятельно моет и вытирает руки, подражает взрослым в работе по дому.

Слайд 8

Развитие эмоционального интеллекта от 2 до 3-х лет. Что делать? Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и ребенка), проигрывать в игре страхи. Не стыдить ребенка за проявления чувств. Не подавлять стремление к самостоятельности, поощрять и направлять в мирное русло. Научить ребенка находить компромисс между своим желаниями и возможностями окружающего мира. Помним- дошкольники развиваются только через игру! Важно создать благоприятную обстановку для игры- много пространства, мало игрушек, что способствует развитию воображения. Очень важно- у детей должно быть достаточно времени на свободную самостоятельную игру. Игры: начинает закладываться способность к сюжетной игре (кормление животных, укладывание куклы спать). Сюжетная игра развивает речь, воображение, эмоциональный интеллект, творческие способности, социальные отношения, помогает побороть и пережить страхи через проигрывание различных ситуаций и конфликтов. Ребенок уже может воспринимать книги, где есть простая доступная сюжетная линия, в т.ч. книги, описывающие эмоции персонажа.

Слайд 9

3-4 года Объем мозга составляет 90% от мозга взрослого человека Развивается сознательная память (можно сознательно учить стихи, песни) Заложена способность к обучению, социальному и эмоциональному взаимодействию (но пока все занятия так же в игровой форме!) Самый агрессивный период в жизни человека. Проявления агрессии нормальны и не говорят об испорченности малыша. Контроль над любой ситуацией должен быть в руках взрослого. Именно взрослый учит ребенка социально-приемлемым способам выражения эмоций (не кусаться, а сказать словами; не отнимать игрушку, а попросить или предложить поменяться). В этом возрасте ребенок постепенно «отдаляется» от взрослых и открывается общению со сверстниками. С 3х до 4х лет ребенок все еще ориентирован на взрослого, но начинает проявлять все больше и больше интереса по отношению к детям.

Слайд 10

3-4 года Эмоции: дети постоянно испытывают эмоции, но до 4-х лет они еще не могут их распознать и описать- ни свои, ни окружающих. Ребенок начинает себя оценивать так, как это делали взрослые: он хвалит себя, описывает свои поступки, ругает себя. В этом возрасте развивается «сознательное послушание», ребенок понимает «что такое хорошо и что такое плохо», может отказаться от чего то по просьбе взрослого. Общение и коммуникация происходит через речь. В этом возрасте дети все еще чаще играют в параллельную, независимую и предметную игру, больший акцент в игре делают на себя, а не на сверстника. Как таковая сюжетно-ролевая игра появляется у большинства детей только после 4- х лет. Социальное развитие: ребенок учится уступать, делиться, слышать другого. В 3-4 года появляются признаки эмпатии: ребенок начинает искренне сопереживать, а не повторять за взрослым увиденные раннее действия), искренне пытаться успокоить, помочь другому ребенку.

Слайд 11

4-5 лет После 4-5 лет дети учатся распознавать свои эмоции, могут понять и описать как свои, так и эмоции других людей. Общение: после 4-х лет у большинства детей появляется потребность в настоящей дружбе со сверстниками: ребенок готов учесть желания другого человека и ради другого чем то пожертвовать. Появляется сюжетно-ролевая игра, ребенок вовлекает в игру сверстников (очень важный этап творческого и эмоционального развития). Ближе к 5-ти годам дети начинают проявлять инициативу, а дружба основывается на взаимодействии. По-настоящему дети научатся дружить только ближе к начальной школе.

Слайд 12

Развитие эмоционального интеллекта. 3-5 лет. Проговаривать эмоции, описывать чувства (свои и детей), проигрывать в игре страхи, прорисовывать злость и обиду. Не стыдить за проявление чувств, не смеяться над эмоциями и страхами. Избегать таких фраз как «Мальчики не плачут», «Ты уже большой, а боишься», «Девочки не должны злиться». Дать свободу в проявлении творческих фантазий, не предлагать скопировать что-то, а поддержать воображение ребенка. На развитии эмоций сказывается чтение книг, где герои совершают разные поступки и проявляют разные чувства (страх, радость, злость, восторг). Полезно после прочтения обсудить с детьми прочитанное. Вопросы могут быть разные, главное, чтобы они были направлены на обсуждение эмоций: - что чувствовал герой, совершая поступок? - почему ты так думаешь? - какой поступок героя вызывает у тебя чувство одобрения? А какой тебе не понравился? Почему? - Как бы ты себя повел на месте героя сказки?

Слайд 13

не стыдить ребенка; не стыдить мальчика за слезы; разрешать ребенку проживать полностью чувства; не останавливать при стрессовых ситуациях, а дать ребенку прожить и прочувствовать его эмоции не останавливать при проявлении положительных эмоций не критиковать ребенка при чужих озвучивать чувства ребенка: умение распознать свои чувства позволяет управлять ими. «Ты злишься, потому что…», «Понимаю, тебе обидно…», «Тебе наверное было страшно..», «Ты очень обрадовался, когда….» поощрять доброту и чуткость по отношению к окружающим; обращать внимание на чувства других людей и на красоту окружающего мира учить справляться с ситуациями самостоятельно; предлагать ребенку самому решить проблему или предлагать разные способы решения проблемы на выбор

Слайд 14

не сравнивать ребенка с другими, а сравнивать ребенка с самим собой возлагать на ребенка ответственность за различные дела и поощрять помощь ребенка в группе уделять внимание ролевым играм оставлять время и место свободной игре (как с другими детьми, так и самостоятельно) читать книжки с различными сюжетными ситуациями до 5-6ти летнего возраста обучение должно происходить в игровой форме. Учить ребенка социально-приемлемым способам выражения эмоций: «Ты злишься, но драться нельзя, а пинать мяч/ потопать ногами/сделать 20 приседаний - можно», «Игрушку отнимать нельзя, а попросить / поменяться – можно»

Слайд 15

5-7 лет. Развитие эмоций. Начинает работу область мозга, ответственная за цивилизованное поведение. До 5 лет ребенок физиологически не способен контролировать свои эмоции. Дошкольники импульсивны, их поведение социально- неприемлемо из-за незрелости мозга. Игра критически важна для развития и роста мозга. Под игрой понимаем свободную экспрессивную деятельность без последствий, где не совершается работа, есть начало и конец. Эмоции, являясь основной движущей силой ребенка, так же помогают мозгу созревать Важно давать всем эмоциям разрешение, помогая ребенку научиться социально- приемлемой форме выражения Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи.

Слайд 16

Эмоции. 5-7 лет Дошкольник в 5-7 лет: Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей; Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа; Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения; Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Слайд 17

Общение. 5-7 лет В предшкольном возрасте (6-7 лет) между детьми завязываются дружеские отношения, хотя ясного понимания дружбы еще нет; понятия доверительных отношений и взаимности для детей этого возраста еще слишком сложны. Тем не менее, с друзьями и чужими людьми дошкольники ведут себя по-разному, а некоторые 5-летние дети способны поддерживать тесные, основанные на взаимной заботе, отношения в течение долгого времени. Они еще не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются правил, соответсвующих дружеским взаимоотношениям.

Слайд 18

Задачи развития эмоциональной сферы дошкольников: Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово); Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Слайд 19

Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников 5-7 лет. Все рекомендации для детей-дошкольников от 2 до 5 лет применимы и к старшим дошкольникам. Плюс с учетом формирования произвольности- подключаем дополнительные упражнения и игры для развития эмоциональной сферы.

Слайд 20

Игры, способствующие эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Игра «Детский сад» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния. Упражнение «Одень страшилку». Цель: дать детям возможность поработать с предметом страха. Педагог заранее готовит черно-белые рисунки страшного персонажа: Бабу- Ягу. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленький кусочек и размазывает его внутри страшилки. Когда дети «оденут» страшилку, они рассказывают о ней группе, что этот персонаж любит и не любит, кого боится, кто его боится?

Слайд 21

Игра «Крошка Енот» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Один ребенок – Крошка Енот, а остальные его отражение («Тот, который живет в реке».) Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, интереса, радости, а дети точно отражают их с помощью жестов и мимики. Затем на роль Енота поочередно выбираются другие дети. Игра заканчивается песней «От улыбки, станет всем теплей». Игра «Волшебные мешочки» Цель: снятие психологического напряжения детей. Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

Слайд 22

Упражнение «Конкурс боюсек ». Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх поговорить о нем. Дети быстро передают мяч по кругу и заканчивают предложение: «Дети боятся…». Кто не сможет придумать страх, выбывает из игры. Повторяться нельзя. В конце определяется победитель конкурса « боюсек ». Упражнение «Изобрази…» Цель: закрепление у детей полученных знаний о чувстве радости. «Давайте поиграем в игру, я назову по имени одного из вас, брошу ему мяч и попрошу, например, «… изобрази радостного зайчика». Тот из вас кого я назову, должен поймать мяч, изображая зайчика, говорит следующие слова: «Я – зайчик. Я радуюсь, когда…»

Слайд 23

Создание зон эмоциональной разгрузки в группах детского сада. 1. Уголок уединения. Это место, где ребенок может побыть один, спрятаться от внешнего мира, прийти в себя.

Слайд 24

2. Снять напряжение может помочь «подушка-подружка» или большая мягкая игрушка, с которой ребенок может пообниматься . А выплеснуть накопившуюся энергию помогают «подушка- побитушка » и «коврик злости» .

Слайд 25

3. Радуга настроения. Можно в раздевалке организовать для детей говорящую стену «Радуга настроения»: солнышко, тучки, облака и разноцветные мимические цветочки, бабочки. На ленты разных цветов, в зависимости от настроения, крепится фото ребенка или картинка. У каждого ребенка есть фото на прищепке или картинка, которую он себе выбрал и, приходя в группу, дети крепят свою фотографию или картинку к соответствующему их настроению цвету. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. «Радуга настроения» привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, учит проявлять эмпатию (сопереживание).

Слайд 26

4. Ритуалы начала нового дня. Доброжелательное отношение к сверстникам формируется у детей, когда взрослый налаживает контакты между ними, создает благоприятные условия для создания эмоциональной связи. Особенно это важно для детей младшего дошкольного возраста. Каждое утро можно начинать с игрового приема «Утро радостных встреч», помогающего детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Это может быть герой, персонаж, который по кругу приветствует детей в группе и радуется встрече с ними. Можно использовать песенку для приветствия и пропевать ее вместе с детьми. (например, Е.Железнова «Все на ножки становитесь»).

Слайд 27

5. «Азбука эмоций» или «Собери настроение» Для детей старшего дошкольного возраста можно использовать «Азбуку эмоций» . В этом возрасте они уже умеют различать эмоции, изображенные на картинках или карточках. Для обучения детей бесконфликтному общению можно использовать дидактические игры, например «Собери лицо» или «Собери настроение» и др. Эти игры могут быть как настольно-печатными, так и изготовленные разными способами (например из фетра (по принципу фланелеграфа ) или из картона)

Слайд 28

6. «Мешочки настроений» В качестве оборудования для зон эмоциональной разгрузки ещё хотелось бы представить «Мешочки настроений» . «Мешочек радости» изготовлен из светлого материала с соответствующим изображением лица хорошего настроения. «Мешочек грусти» изготовлен из тёмного материала с соответствующим изображением лица плохого настроения. Мешочки завязаны шнурками. Если у ребёнка плохое настроение, он может взять мешочек, развязать шнурок и «сложить» в него своё плохое настроение, обиды, злость, а потом тщательно завязать. Потом из другого мешочка берёт хорошее настроение, воображаемые смех, улыбку, радость.

Слайд 29

7. Баночки гнева Так же можно сделать «Баночки гнева» . Это баночки с крышками разных цветов и размеров. Особо эмоциональные дети могут «выкрикнуть» свой гнев в такую баночку, заперев его там, затем взять ее на прогулку и открыв, «выпустить» гнев на свободу.

Слайд 30

8. «Островок примирения» Немаловажный атрибут зоны эмоциональной разгрузки - это «Островок примирения» , целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – «Скамейка – мирилка » , «Футболка дружбы» и «Кубик – рукопожатия» . Поссорившиеся дети могут самостоятельно использовать их для примирения, зачитывая разученные стихи- мирилки . Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.

Слайд 31

Таким образом, эмоциональный интеллект у дошкольников можно развить при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций. Создаваемая в группе предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный эмоциональный комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития эмоционально-волевой сферы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Памятка для педагогов по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Памятка включает в себя рекомендации по развитию эмоциональной сферы....

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога ДОУ

Работа педагога-психолога ДОУ по развитию эмоционального интеллекта.Программа работы.Основные рекомендации....

проект «Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

Для гармоничного развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, необходимо грамотное планирование воспитательно - образовательного процесса, учет индивидуальной психологическ...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Рекомендация по развитию эмоциональности у детей дошкольного возраста....