Проект прослушивания русских народных сказок с детьми младшей группы
проект (младшая группа) на тему
В проекте изложена актуальность темы с учетом традиционного восприятия сказки как средства воспитания лучших человеческих качесвт, представлен план прослушивания русских народных сказок в младшей группе на год, подробно описаны формы и средства работы.
Материал предназначен для педагогов младших групп ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_proslushivaniya_skazok.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект прослушивания русских народных сказок
с детьми младшей группы.
«Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании». (К.Д. Ушинский).
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
Сказка – это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка – это, прежде всего, произведение искусства; живое, увлекательное, яркое, красочное, стирающее грань между реальностью и игрой, чем чрезвычайно импонирует детям и соответствует их психологическим особенностям.
Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность. Восприятие искусства всегда связано с сопереживанием. Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей.
Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Она используется как средство воспитания лучших человеческих качеств.
Цель проекта: развитие у детей устойчивого интереса к произведениям русского народного творчества; создание условий для воспитания нравственных личностных качеств каждого ребенка посредством чтения русских народных сказок.
Ожидаемый результат:
- Научить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.
- Развить целостное восприятие, память, внимание, воображение и связную речь.
- Воспитать умение сопереживать героям сказок, различать по поступкам и словам положительных и отрицательных героев, способствовать развитию лучших человеческих качеств: доброты, отзывчивости, честности, любви и уважения.
План прослушивания русских народных сказок с детьми младшей группы за 2013-2014гг.
Сентябрь 2013г. | ||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Виды деятельности; цели | Рассматривание альбома «Сундучок сказок». Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, называть знакомые сказки, героев. д/и «Из какой сказки?» Учить воспринимать на слух известные сюжеты р.н.с. Развивать память и речь. Прививать любовь к русским народ. сказкам. | Выразительное чтение р.н.с. «Колобок». Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать последовательность событий, рисовать худож. образы героев и их действий. | Выразительное чтение р.н.с. «Волк и козлята» в обр. А.Н.Толстого. Продолжать учить детей воспринимать речь на слух, следить за сюжетом, сопереживать героям. Дать возможность сравнить сюжеты одноименных сказок, оценить выразительность речи. | Мультзал: просмотр м/ф «Репка». Способствовать развитию связной речи, воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. д/и «Что неправильно?» Учить находить несоответствия в содержании текста. Развивать внимание и речь. |
Беседа на тему «Наши друзья книги». Рассказать детям о роли книги в жизни человека, о видах книг (словари, энциклопедии, справочники, худож. литература). Познакомить с правилами обращения с книгами. Воспитывать бережное отношение к ним. | Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Колобок» с показом картонных фигур героев в действии. Развивать диалоговую речь. Учить детей правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию сказки. | Мультконцерт: прослушивание «Песенки Козы» из м/ф «Волк и козлята». Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Формировать доброжелательное отношение друг к другу, семье, ближайшему окружению. | Инсценировка р.н.с. «Репка». Закрепить содержание сказки, последовательность событий. Способствовать развитию связной речи, стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию. Развивать воображение, память и мышление. |
Октябрь 2013г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Беседа о русской народной сказке. Познакомить с историей создания народных сказок; жизнью и бытом русского народа; пояснить отличие народных сказок от авторских. Экскурсия в комнату сказок. Продолжать знакомить детей с театральным искусством, прививать любовь к театру. Чтение потешек «Сорока-сорока» и «Зайка серенький» (Сбор.потешек, 9-10) Учить детей эмоционально воспринимать и запоминать потешки, выразительно их рассказывать наизусть. | Мультконцерт: прослушивание и разучивание «Песенки Колобка» из сборника Детских песен, 14:31 Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Тренировать память и речь детей. Воспитывать любовь к народному творчеству. | Рассказ р.н.с. «Колобок» без показа действий персонажей с договариванием детьми реплик героев. Закрепить содержание сказки; развивать интонационную выразительность речи, способность к звукоподражанию. | Инсценировка фрагмента р.н.с. «Маша и медведь» (диалог Маши в коробе и медведя). Способствовать развитию диалоговой речи. Развивать память и воображение. Воспитывать желание искать выход из трудной ситуации. | ||||||||
Пальчиковый театр по р.н.с. «Колобок» Учить детей внимательно следить за сюжетом сказки, высказывать свои впечатления от увиденного. Учить передавать отдельные действия персонажей. Закрепить содержание и последовательность событий. | д/и «Кто герои этой сказки?» Учить детей узнавать сказку по ее персонажам, формулировать правильное название сказки. Развивать память.Обогащать словарь детей прилагательными-определениями. Воспитывать интерес к знанию героев и сюжета. | Мультзал: просмотр м/ф «Маша и медведь». Способствовать развитию связной речи, воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. Формировать начальные представления о безопасном поведении. | ||||||||||
Ноябрь 2013г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Выразительное чтение р.н.с. «Снегурочка и лиса». Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи. Формировать начальные представления о безопасном поведении. | Повторное чтение р.н.с. «Снегурочка и лиса» и беседа по содержанию. Закрепить содержание сказки; учить правильно строить и формулировать ответы на вопросы по содержанию. Способствовать развитию диалоговой речи. Развивать память и воображение. | Разучивание потешки «Курочка-рябушка». Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Учить осуществлять действия по обыгрыванию сюжета, поощрять стремление импровизировать. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам, образу жизни в деревне. | Театрализованная игра «На птичьем дворе». Учить детей моделировать разнообразные игровые ситуации со знакомыми персонажами сказок, обыгрывать с помощью игрушек сюжет сказки. Развивать творческую самостоятельность, воображение и связную речь. Воспитывать любовь к театральной деятельности. | ||||||||
Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Снегурочка и лиса». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. д/и «Найди картинку с такими словами». Учить соотносить фразы текста с картинками. | Инсценировка встречи Снегурочки с медведем, волком и лисой по р.н.с. «Снегурочка и лиса». Способствовать развитию диалоговой речи. Развивать память и воображение. | Мультконцерт: прослушивание потешки «Курочка-рябушка» из сборника Детских песен, 22:46. Закрепить содержание потешки. Развивать слуховое восприятие, способствовать развитию диалоговой речи. (Сборн.потешек,11). | Работа в книжном уголке: рассматриваем иллюстрации. Предложить детям взять любимые книги, рассмотреть иллюстрации, рассказать с опорой на них запомнившиеся фрагменты сказок. Воспитывать приверженность к русскому народному творчеству. | |||||||||
Декабрь 2013г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Слушание аудиозаписи р.н.с. «Заюшкина избушка». Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий. Развивать слуховое восприятие и воображение. Воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи. | Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Заюшкина избушка». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. | Разучивание потешки «Петушок, петушок». Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Воспитывать доброжелательное отношение к домашним птицам, образу жизни в деревне. Прививать любовь к произведениям устного нар.творчества. | Повторное чтение потешки «Курочка-рябушка». Придумывание продолжения сюжета. Способствовать развитию воображения и связной речи. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и умение работать в команде. | ||||||||
Плоскостной театр: рассказывание р.н.с. «Заюшкина избушка». Учить видеть образ персонажей в плоскостных картинках, передавать его настроение в мимике, жестах, интонациях. Пополнять словарь эмоционально-оттеночной лексикой. Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев. | Театрализованная игра по р.н.с. «Заюшкина избушка». Активизировать интерес к театрализованной деятельности, учить имитировать движения героев, сопровождать их речью и песенками. Воспитывать артистизм, память и смелость выступать перед сверстниками. | Мультзал: просмотр потешки «Петушок, петушок». Учить детей внимательно слушать слова диктора, воспринимать худ.образ петушка. Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Формировать доброжелательное отношение к живым существам, стремление заботиться о них. | Инсценировка потешки «Курочка-рябушка». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию. Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке. | |||||||||
Январь 2014г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Слушание аудиозаписи р.н.с. «Кот, петух и лиса». Формировать у детей умение слушать и правильно воспринимать речь, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий. Способствовать развитию воображения.Воспитывать желание слушаться старших. Формировать знания об опасности. | Выразительное чтение р.н.с. «Кот, петух и лиса» и беседа по содержанию. Закрепить содержание сказки; учить правильно отвечать на вопросы по содержанию. Способствовать развитию диалоговой речи. Развивать память и воображение. | Разучивание потешки «Пошел котик на торжок». (Сборн.потешек,11). Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества. | Инсценировка потешки «Пошел котик на торжок». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию. Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке. | ||||||||
Рассматривание иллюстраций к р.н.с. «Кот, петух и лиса». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. д/и «Какие слова подходят к этой картинке?». Учить соотносить фразы текста с картинками. | Мультконцерт: прослушивание и разучивание «Песенки Петушка» из сборника Детских песен, 09:18 Способствовать развитию музыкального вкуса, эмоциональной разрядке. Тренировать память и речь детей. Воспитывать любовь к народному творчеству. | Обыгрывание сюжета р.н.с. «Снегурочка и лиса» с использованием игрушек. Учить имитировать характерные действия персонажей, побуждать обыгрывать действия героев сказки. Воспитывать интерес к игре-драматизации и звукоподражанию. | Мультзал: просмотр м/ф «Заюшкина избушка». Способствовать развитию связной речи, умению воспринимать речь зрительно и на слух. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. Формировать представления о безопасном поведении. | |||||||||
Февраль 2014г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Выразительное чтение р.н.с. «Три медведя». Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать стремление слушаться старших. Формировать начальные представления о безопасном поведении. | Рассказ р.н.с. «Три медведя» с показом картонных фигур героев в действии. Учить воспроизводить условные действия в соответствии с текстом. Поощрять аналогичные действия детей. Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев по голосу и действиям. | Чтение потешки «Ваня,Ваня,где ты был?». (Сборн.потешек,12). Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества. | Рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова к сказке «Три медведя». Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, выделять в них детали, находить знакомые образы. Познакомить со средствами выразительности, использованными художником. Прививать любовь к изобразительному творчеству. | ||||||||
Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Три медведя». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. Развивать память и мышление. Прививать любовь к сказкам. | Рассказ р.н.с. «Три медведя» без показа действий персонажей с договариванием детьми реплик героев. Закрепить содержание сказки; развивать интонационную выразительность речи, способность к звукоподражанию. | Просмотр диафильма к потешке «Ваня, Ваня, где ты был?». Способствовать развитию связной речи, подготовке детей к пересказу с опорой на серии сюжетных картин. Развивать воображение, память и мышление. Продолжать воспитывать любовь к потешкам. | Инсценировка потешки «Ваня, Ваня, где ты был?». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию. Развивать память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке. | |||||||||
Март 2014г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Слушание аудиозаписи р.н.с. «Гуси-лебеди». Формировать у детей умение слушать и правильно воспринимать речь, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий. Способствовать развитию воображения.Воспитывать желание слушаться старших. Формировать знания об опасности. | Обыгрывание сюжета р.н.с. «Гуси-лебеди» с использованием игрушек. Учить имитировать характерные действия персонажей, побуждать обыгрывать действия героев сказки. Воспитывать интерес к игре-драматизации и звукоподражанию. | Разучивание потешки «Солнышко-ведрышко». (Сборн.потешек,7). Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества. | Инсценировка потешки «Солнышко-ведрышко». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию. Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке. | ||||||||
Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Гуси-лебеди». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. Развивать память и мышление. Прививать любовь к сказкам. | Театрализованная игра по р.н.с. «Три медведя». Учить детей видеть отрицательные и положительные черты персонажа, воспроизводить слова сказки, передавать настроения героев. Воспитывать артистизм и смелость выступать перед сверстниками. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Учить детей сосредоточенно, внимательно рассматривать иллюстрации, составлять краткий описательный рассказ, отвечать на вопросы. Развивать связную речь. | Теневой театр по р.н.с. «Репка». Учить детей узнавать героев по силуэтным изображениям, следить за развитием сюжета. Развивать зрительное восприятие, эмоциональную сферу детей. Продолжать воспитывать любовь к театральной деятельности, к произведениям устного народного творчества. | |||||||||
Апрель 2014г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Выразительное чтение р.н.с. «Бычок-черный бочок, белые копытца». Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать стремление слушаться старших. Формировать начальные представления о безопасном поведении. | Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «Бычок-черный бочок, белые копытца». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно формулировать ответы на вопросы по содержанию. Развивать диалоговую речь, память и мышление. | Театрализованная игра по р.н.с. «Репка». Учить детей видеть отрицательные и положительные черты персонажа, воспроизводить слова сказки, передавать настроения героев. Развивать память и воображение. Воспитывать артистизм и смелость выступать перед сверстниками. | Инсценировка потешки «Ласточка». Закрепить содержание потешки. Способствовать развитию связной речи. Стимулировать детей к правильному естественному звукоподражанию. Развивать воображение, память и мышление. Воспитывать желание принимать участие в инсценировке. | ||||||||
Рассказ р.н.с. «Бычок-черный бочок, белые копытца» с показом картонных фигур героев в действии. Учить воспроизводить условные действия в соответствии с текстом. Поощрять аналогичные действия детей. | Мультзал: просмотр м/ф «Бычок-черный бочок, белые копытца». Способствовать развитию связной речи. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. | Разучивание потешки «Ласточка». (Сборн.потешек,12). Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. | Плоскостной театр по р.н.с. «Гуси-лебеди». Учить видеть образ персонажей в плоскостных картинках, передавать его настроение в мимике, жестах, интонациях. Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев по действиям и словам. | |||||||||
Май 2014г. | ||||||||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||||||
Виды деятельности; цели | Слушание аудиозаписи р.н.с. «У страха глаза велики». Формировать у детей умение слушать и правильно воспринимать речь, понимать ее содержание, следить за ходом развития событий. Способствовать развитию воображения. Формировать знания об опасности. | Рассказ р.н.с. «У страха глаза велики» с показом картонных фигур героев в действии. Учить воспроизводить условные действия в соответствии с текстом. Поощрять аналогичные действия детей. Воспитывать умение различать положительных и отрицательных героев по голосу и действиям. | Разучивание потешек «Божья коровка» и «Улитка» (Сборн.потешек, 9, 13). Развивать речевой слух детей, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к звучащему слову, поддерживать эмоциональный отклик детей. Прививать любовь к произведениям устного народного творчества. | Театрализованная игра по р.н.с. «Теремок». Учить детей передавать характерные действия персонажей, использовать костюмы, как можно точнее воспроизводить текст. Повышать интерес к театральному искусству, развивать выразительность речи и мимики. Воспитывать артистизм, память и смелость выступать перед сверстниками. | ||||||||
Рассматривание иллюстраций и беседа по р.н.с. «У страха глаза велики». Учить детей узнавать героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. Учить правильно отвечать на вопросы по содержанию. Прививать любовь к сказкам. | Мультзал: просмотр м/ф «У страха глаза велики». Способствовать развитию связной речи. Воспитывать положительные качества личности: желание дружить и помогать ближнему. | Выразительное чтение р.н.с. «Теремок». Учить детей фиксировать внимание на словах, рисовать художественные образы героев и их действий. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать чувства дружбы и взаимопомощи. | Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, составлять краткий описательный рассказ. Развивать связную речь. Прививать любовь к русским народным сказкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование изучения русских народных сказок во второй младшей группе.
Алгоритм изучения русской народной сказки....
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Познание», «Коммуникация»,
План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Методическая разработка НОД «Приключение непослушных колобков» по мотивам русской народной сказки с детьми младшей группы с интегр...
Проект «Значение русских народных сказок в развитии речи детей младшего возраста"
У детей младшего возраста слабо развита разговорная речь, многие дети не могут пересказать простые несложные сказки, рассказы. Детям дома редко читают русские народные сказки. Из- за этого у дет...
Примерный план изучения русских народных сказок во второй младшей группе.
Сказка «Репка»Сентябрь Знакомство с видом искусства театр. Чтение сказки «Репка». Рассматривание иллюстраций сказки. Октябрь Пересказ сказки. Знакомство де...
Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»
Игры-драматизации русских народных сказок с детьми раннего возраста «Репка. Теремок. Колобок»...
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей второй младшей группы посредством русских народных сказок». (Самообразование вт.мл.группа)
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022г.Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 г. «Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка...
Проект «Роль русских народных сказок в нравственно–патриотическом воспитании младших дошкольников через Лего – конструирования.
В дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Познакомив детей с волшебным миром сказок, начинается его знакомство с миром литературы,...