С думой о будущем: проблемы. поиски, решения
статья по теме
Ребенок - участник всех внутрисемейных событий - проникается тем, чем живут взрослые, впитывает их идеологию, судит их оценками. Поэтому с раннего детства родители, воспитатели и все его окружающие люди должны воспитывать разумные потребности и чувство долга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
С думой о будущем: проблемы. поиски, решения | 971.09 КБ |
Предварительный просмотр:
C думой о будущем:
проблемы, поиски, решения.
Воспитатель МКДОУ Митрофановский детский сад
С чего начинается воспитание? Оно начинается с того же, с чего начинается жизнь, - с постижения ребенком ближайшего окружения. Цель воспитательной работы – закладывать основы любви к семье, стране, к окружающим.
Мы хорошо знаем, что каждый ребенок начинается с семьи.
К.Д.Ушинский писал: «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ,- с ним выросло, отразило в себе всю его историю». Каждое движение взрослой души своими корнями уходит в детство. И от того, как оно прошло, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Дети – самое лучшее, что есть в жизни любого народа, любой страны. Эти маленькие человечки искренни, доверчивы, непосредственны. Они смотрят на мир широко распахнутыми глазами, в которых отражается наша совесть. И вырастут ли они добрыми, великодушными, оптимистичными или вберут в себя недостатки и пороки окружающего общества, во многом зависит от того, кто стоит у истоков формирования их характера и мировоззрения. Поэтому каждый взрослый в присутствии ребенка должен действовать так, чтобы вплоть до содержания наших мыслей и чувств ребенок мог подражать только доброму, истинному, прекрасному и мудрому.
Надо четко знать: все начинается с детства, и проще, эффективнее с самого начала правильно воспитывать, чем заниматься перевоспитанием, когда определенные формы реагирования, поведения уже сложились. Любой человек, выросший в определенной обстановке, становится ее источником. Воспитывая своих детей или руководя своими подчиненными, он бессознательно воспроизводит тот стереотип поведения, который когда – то сложился у него.
Как говорят исследователи, результат неудачного воспитания – закрепленные в детстве реакции. Они могут проявляться по - разному: либо человек старается уйти от проблем – желает стать маленьким, незаметным, либо он постоянно пытается подчинять всех своей власти, либо (в зависимости от обстоятельств) «надевает на себя различные маски». Жизнь диктует необходимость пересмотра многих основных позиций и установок - диктует необходимость перестройки.
Время бьет серьезную тревогу по поводу взаимоотношений и взаимопонимания между людьми. Это идет на всех уровнях – и в семьях, и в рабочих коллективах, и между различными коллективами, вплоть до отношений между народами и странами мира.
Вернемся к заглавию статьи.
Мы переживаем сейчас сложное и острое время. Проблема номер один – это установление прочного и надежного мира не только у нас в стране, но и в странах ближнего зарубежья (бывших союзных республиках) и на всей планете. Это для всех очевидно, ведь речь идет о выживании человечества на Земле.
Проблема номер два связана с нашими маленькими гражданами.
Наши дети живут в сложном, многогранном мире. Но последнее время, почему то кажется, что у него, как у медали, только две стороны: с одной стороны – материальное благополучие, которое должно бы идти на поводу у человека, а не наоборот, и духовный, нравственный кризис - с другой. А ведь мы обязаны растить наше будущее здоровым и физически и нравственно, растить их свободными и счастливыми.
Еще в ХVII веке Я.А.Коменский писал: «Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государства и всего мира». Академик А.Н.Амосов сказал: «Убежден, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить потенциал целого народа». Для непосвященных и непричастных эта проблема весьма завуалирована, тем более что сами дети не могут ее ощущать и говорить о ней нам, взрослым. Но посвященных она очень и очень волнует, ведь это наши дети, от нас зависит их счастье и здоровье, а от них, в конечном итоге, зависит наша жизнь, судьба наших завоеваний, осуществление родительских надежд.
Многие родители связывают понятие «счастливое детство» с неограниченным предоставлением ребенку материальных удовольствий, объясняя это: «У нас же этого не было такого достатка».
С этим доводом нельзя не согласиться: время сейчас такое, когда наши запросы легко удовлетворяются. Но именно поэтому в наши дни, когда материальный уровень семьи постоянно растет, вопрос о воспитании у детей разумных потребностей приобретает особую остроту. Потребности рождают желания. Однако если в ребенке не сформируют дисциплину желаний, то он никогда не будет по – настоящему счастлив, ведь всегда ему чего – то будет недоставать, сначала самой малости – «диковинной» игрушки, потом чуть больше – модных джинсов, а потом любой ценой (даже ценой жизни другого человека) машины…
Как не допустить, чтобы у ребенка возникла безудержность желаний? Какая сила способна противостоять этому пороку?
«Этой могучей силой является труд, который должен стать естественным состоянием человека, его привычкой»- говорил В.А Сухомлинский. Воспитание в процессе труда помогает растущему человеку в конечном счете осознать цену труда, затрачиваемого родителями на приобретение всего, чем пользуется семья, учит умерять свои запросы, не выходя за пределы общесемейного уровня потребностей.
На формирование потребностей детей огромное влияние оказывают весь уклад жизни семьи, ее социальные установки, интересы взрослых. На ребенке не может не сказаться, что выступает в семье на первый план: интересы личные или общественные; стремление взрослых окружать себя «престижными» вещами (подчас даже ненужными, зато модными) или обогатить себя нравственными ценностями. На поведении ребенка сказывается и многое другое: умеют ли родители ограничивать свой достаток в пределах разумного или страдают, что «есть у других» и чего нет у них; о чем ведут разговор папа и мама, выясняют личные отношения, каков круг друзей семьи. Ведь это и многое другое характеризует нравственный уровень семьи. Только в семье дети получают все исходные установки. Сила воздействия семьи на ребенка огромна. Все, заложенное в детстве (хорошее или плохое), прочно и устойчиво. Нравственность любого ребенка начинается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитет и кто не имеет на него влияния – все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу нравственного созревания. Важно, чтобы ребенок мог анализировать поступки других и свои собственные, важно соблюдать «чистоту своего внутреннего жилища». Воспитание стремления «чистить свой дом, наводить в нем порядок», приумножать свои положительные качества и избавляться от плохих – залог успешного формирования духовности маленького человека, его нравственного поведения. Для детей важно не зазубривать и выдавать без запинки правила нравственного поведения, а научиться размышлять над сутью нравственности каждого поступка, видеть его корни, способность развивать в себе умения доброго волшебника, а именно, ощущение того, что ты обладаешь богатством, которое приносит пользу тебе, украшает тебя и которое можно подарить другим людям.
Почему же некоторые дети, подрастая, утрачивают добрые чувства к родителям, перестают считаться с их мнением, забывают об ответственности и долге перед ними? Кто виноват в том, что взрослые дети (уже имеющие своих детей!) по – прежнему продолжают смотреть на родителей с точки зрения эгоиста и потребителя?
Причин немало, но главная из них – воспитание на переизбытке, на родительской безотказности. Пример тому: выброшенные в подъезды престарелые родители, переполненные дома престарелых и самое страшное - при живых родителях брошенные дети. Ребенок, вскормленный на избыточном потреблении всяческих благ, усваивает: ему обязаны все, он – никому.
Вот почему важно, чтобы потребности ребенка не шли в разрез с требованиями семейного коллектива, согласовывались с мнением отца и матери, вытекали из чувства долга перед ними и окружающими людьми. А чувство долга начинается с сознания необходимости делать то и поступать так, как этого требует большинство.
Чувство долга перед родителями (еще одна из важных проблем современности), умение проявить сыновнее внимание тогда, когда это будет необходимо в более поздние годы, не приходит к человеку вдруг. Оно, это чувство, формируется всей предшествующей жизнью.
Чувство долга вырастает из недр детства благодаря целенаправленному воспитанию ребенка, и проявляться оно должно прежде всего в уважительном, чутком отношении к близким. В.А.Сухомлинский, обращаясь к своим воспитанникам, призывал их не только всегда помнить о долге перед родителями, но и воплощать его в повседневных и конкретных поступках, не переступая той грани в отношениях с близкими, за которой начинается иждивенчество, эгоизм:
нельзя бездельничать, когда трудятся старшие;
нельзя оставлять старших в одиночестве;
нельзя садиться за стол, не пригласив старших;
нельзя требовать у старших то, чего у них нет;
нельзя смеяться над старостью;
нельзя пререкаться со старшими;
нельзя допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не позволяет себе;
нельзя делать то, что осуждают старшие.
Эти советы – целая программа воспитания. Обращенные к детям, они имеют самое прямое отношение к родителям и современному обществу в целом, ведь сегодняшний малыш в дальнейшем станет поступать по законам совести, если мы начнем всем миром готовить его к этому сейчас, то есть умерять свое «Я хочу» ради «Я обязан».
Девизом в жизни каждого человека должны стать слова: «Твори добро на всей планете и пусть его сполна получат дети».
Дети – семена жизни. Дадут положительные всходы семена – будет хлеб на столе, будет соль, будут цвести розы, будет красота. Будет продолжаться жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольный туризм: проблемы, поиски, решения (консультация для родителей)
Консультация для родителей...
Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.
работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...
Сценарий конференции для родителей и педагогов Воспитание самостоятельности у детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения.
Сценарий конференции для педагогов и родителей "Воспитание самостоятельности детей в семье. Проблемы. Поиски. Решения."...
Тезисы творческой работы «Способы совершенствования профессиональной культуры учителя современной школы», победитель регионального конкурса «Грани педагогического исследования» в номинации «Подготовка будущего учителя: проблемы, поиски, решения»
Проблема профессиональной культуры современного учителя все более актуализируется в связи с возрастающими требованиями к педагогической деятельности в условиях постоянного реформирования российского о...
Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"
Проект по краеведению: "Сохраняя прошлое - мы думаем о будущем"...
"Вернуться в прошлое, жить настоящим, думать о будущем"
На странице 11 выпуска № 17 газеты "Шахтерская правда" в городе Прокопьевске размещена статья "Вернуться в прошлое, жить настоящим, думать о будущем". Статья о моей про...
Развлечение в средней группе «Эколята – дошколята». Думать о будущем – помнить о настоящем!
В интересной игровой форме развлечения, формировать у детей основы экологической грамотности. Сценарий содержит интересные игры и задания, музыкальные и физкультурные номера, предполагающие участия ро...