Особенности межличностного общения ддетей 4 - 5 лет с взрослыми и сверстниками
консультация по теме

Хохлова Любовь Ивановна

Общение детей 4-5 лет с взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности межличностного взаимодействия

детей 4-5 лет с взрослыми и сверстниками.

      Основной признак возникновения сложной ситуации между педагогом и детьми – противоречия. Возникают они в связи с расхождением цели, которую ставит взрослый, и цели, которую преследуют дети.

      Все способы взаимодействия педагога, как с коллегами, так и с детьми условно делят на продуктивные и непродуктивные. К непродуктивным относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и « ролевое взаимодействие». Отметим: ни один из непродуктивных способов не способствует развитию положительных межличностных отношений, так как в их основе лежат «включенные» защитные механизмы психики. Продуктивные способы взаимодействия, естественно, создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту. Что относят к продуктивным? Речь идет о «рефлексии», «выяснение мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснения мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Разумеется, при этом потребуется сделать над собой усилие.

       Какие виды, какие способы взаимодействия наиболее характерны для практики? Разбирая продуктивные и не продуктивные меры, отметим:

  • Агрессию прямую – физические наказания, обвинения , угрозы, оскорбления _ и косвенную – перенос агрессивного поведения на другого;
  • Раздражение, несдержанность в проявлении негативных чувств при малейшем возбуждении в невербальных формах поведения, вспыльчивость, демонстрируемую жестами, злобными взглядом, мимикой интонацией;
  • Обиду в отношениях с окружающими за действительные или вымышленные действия;
  • Подозрительность, недоверие, необоснованную осторожность к окружающим.
  • Игнорирование ситуации» как способ взаимодействия подразумевает такое поведение субъекта, при котором он делает вид, что ничего не происходит, - неприятная информация как бы пропускается мимо.
  • «Ролевое взаимодействие» зиждется на разнообразных манипуляциях, цель которых – изменить любыми способами (или похвалой, или нравоучением, или категоричной оценкой) в выгодном для себя свете поведение другого человека.

Под «рефлексией понимается способность обосновывать собственное поведение, осознать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других, Формула «только тот кто умеет понимать себя, может понять другого человека» применима к педагогу в том случае, если он принимает себя со всех сторон – как с сильной так и со слабой. Позиция же неприятия себя обуславливает негативное восприятие окружающих, стремление авторитарную позицию

«Принимать себя – это значит уметь в своих слабых качествах найти позитивную сторону или выявить такое качество, которое не вызывает отрицательных эмоций. Да, это нелегко. В психологии выделяют пять шагов рефлексии.

  1. Осознание того, что происходит с собственным телом. Телесные реакции первичны, поэтому именно эти реакции дают точную информацию о ситуации. Вначале человек краснеет, бледнеет, дрожит или, наоборот, расслабляется, чувствует прилив сил. Только потом «включается анализ ситуации. Если при этом человек обращает внимание на то, что происходит с ним, с его телом, у него появляется возможность не допустить ошибки.
  2.  Второй шаг. Осознание собственных чувств и эмоций. Вербализация чувств в форме « Я-высказывание», с одной стороны, снимает эмоциональное напряжение, а с другой – дает возможность другому человеку лучше понять нас.
  3. Третий шаг. Осознание собственных мыслей.
  4. Четвертый шаг. Осознание собственных потребностей. Ответы на вопросы «Что я хочу?» или «В чем я нуждаюсь?» дают возможность четко сформулировать просьбу к другому человеку.
  5. Пятый шаг – осознание собственных действий представляет возможность увидеть себя со стороны глазами других людей.

«Выяснение мотивов» - это такой способ, благодаря которому педагог имеет возможность понять чувства и потребности каждого ребенка, заглянуть ему в душу. Представьте такую ситуацию: средняя группа, накрывают столы для ужина. Один из воспитанников, заглянув в тарелки, ложиться на стол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это  есть не буду!». Если педагог делает, что ничего не происходит, то его действия диагностируются как «игнорирование ситуации». Если констатирует: «Будешь так плохо  вести себя, не пойдешь на прогулку» - уже как «репрессивные меры». А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного» - это уже «ролевое содействие». К «выяснению мотивов отнесем такую фразу: «Тебе не нравиться эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя есть?».

         Стимул «изменить собственное поведение» направлен на признание собственной ошибки или неправоты, на проговаривание тех действий, которые могут изменить обстановку, разумеется, на положительный исход. Однако признаемся: взрослые редко приносят извинения детям. Более того, не только ждут но и часто требуют, чтобы дети просили прощения.

        С детьми надо разговаривать откровенно и честно, понимая их внутренний мир. Минуты огорчения и обиды дети переживают так же сильно, как и взрослые. Как не процитировать строки И.П. Токмаковой:

        Я могу и в углу постоять,

        Час могу, два или пять.

        Я не брал эту запонку красную,

        Ну зачем говорите напрасно вы!

   Ребенок, которому приносят извинения, на всю жизнь запомнит этот справедливый акт. Поэтому ему будет легче осмысленно, не под давлением или приказанием попросить прощения у взрослого.

  Прием оздоровит не только ситуацию, но и сами отношения, снимет напряжение, создаст условия для длительных положительных отношений.

  Чтобы научиться продуктивным способам взаимодействия, педагог должен знать, применять на практике, как сказано выше, технику анализа способов взаимодействия с субъектами профессиональной деятельности.

Алгоритм подобного анализа выглядит следующим образом:

  1. Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я могла бы сказать в этой связи?». Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение.
  2. Поставить диагноз решению. Для этого необходимо каждое записанное предложение соотнести с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», «рефлексия», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»). Тогда появится возможность увидеть соотношение общения – продуктивного или непродуктивного.
  3. Выбрать подходящий для решения ситуации продуктивный способ и подобрать необходимые слова.

    Применима ли данная техника анализа на практике? Сошлемся на такой пример. Зима. Дети на прогулке. Педагог разъясняет: «Снег есть нельзя». И тем не менее один ребенок, как бы не слыша слов взрослого, начинает ходить по сугробам и слизывать снег с руковиц. Что примерно может сказать педагог?

       «Еще раз говорю: есть снег нельзя, ты заболеешь!» В этом состоянии кроются ролевые установки. Педагог не выходит за рамки своей социальной роли, поэтому фраза эта диагностируется как «ролевое взаимодействие». Если приказ звучит грозно: «Сейчас же, немедленно прекрати есть снег! Иначе я тебя накажу!», это уже «репрессивная мера».

      Чтобы решить ситуацию продуктивно, необходимо определить, как действует ребенок: радостно? Так, чтобы привлечь внимание взрослого? Демонстрирует агрессию? Если он получает удовольствие, педагог проясняет мотив, которым он руководствуется: «Ты хочешь поиграть в интересную игру со снегом? (выяснение мотива). Если же делает назло, следует спросить: «Ты рассердился, потому что…?» (выяснение мотива). Продуктивные способы взаимодействия развивают педагогическую чувствительность к детям и вызывают у них эмоционально положительный и интеллектуальный отклик

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностного общения дошкольников

Особенности межличностного общения дошкольников...

Особенности общения детей старшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИ-ТИЯ   ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с тяжёлыми нарушениями речи «Особенности межличностного общения детей с ОВЗ со сверстниками»...

Особенности межличностных отношений у дошкольников в конкретной группе сверстников

Особенности межличностных отношений у дошкольников в конкретной группе сверстников Группа  сверстников  оказывает  значительное  влияние  на  формирование...

Особенности межличностного общения детей с зпр

К сожалению, на практике именно дети с ЗПР в группе сверстников с нормальным речевым развитием оказываются теми самыми «отвергнутыми»....

Особенности межличностного общения у детей с речевыми нарушениями

От того как будут выстраиваться межличностные контакты зависит не только эмоциональное благополучие, но и успех людей. Ведь вся жизнь любого человека проходит в социуме, а значит в общении и межличнос...

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"

Диагностическая карта "Развитие у детей навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками"...