Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР в ДОУ.
статья по теме

Работа с детьми с ЗПР в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Владимировна Буданова,

воспитатель,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад «Зернышко»,

г. Балашов  Саратовской области

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  В ДОУ.

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

ЗПР возникает, как правило, в связи с тем, что неблагоприятные факторы внешней среды приводят к нарушению темпа развития наиболее молодых отделов нервной системы. В большинстве случаев симптомы обратимы.

Вероятные причины ЗПР у детей: легкие внутриутробные поражения, легкие родовые травмы, эндокринные нарушения, хромосомные абберации (по последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями), тяжелые кишечно-желудочные заболевания на ранних этапах жизни ребенка, недоношенность, близнецовость, алкоголизм родителей, психические заболевания родителей, патологические черты характера у родителей, постнатальные заболевания воспалительного и травматического характера, асфиксии. [1, c. 7]

Так как ЗПР имеет разную степень выраженности, не все дети, имеющие это нарушение, нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения.

В более легких случаях, когда своевременно проведено грамотное обучение родителей, имеется амбулаторное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка, налажен контакт с дошкольным учреждением, возможно воспитание ребенка в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения. Однако и в этом случае необходимо уделить внимание специфическим образовательным потребностям ребенка.

Во-первых, мы должны учитывать, что ребенок с отклонениями в развитии не может продуктивно развиваться без специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха. Именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима. Взрослому нужно постоянно создавать педагогические условия, при которых ребенок сможет перенести усвоенные способы и навыки в новую или по-новому осмысленную ситуацию. Это замечание относится не только к предметно-практическому миру ребенка, но к формируемым навыкам межличностного взаимодействия.

Во-вторых, необходимо учитывать потребности ребенка-дошкольника с ЗПР в общении со сверстниками. Эти психологические потребности могут быть реализованы в условиях коллектива сверстников. Поэтому при работе с детьми этой категории индивидуальная работа должна вестись параллельно с коллективными видами деятельности. [4, с. 34]

В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребенка в целом. Однако у умственно отсталых детей в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Своевременно не возникает ни один из видов детской деятельности, которая призвана стать опорой для всего психического развития в определенном возрастном периоде. Следовательно, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребенка. Формирование всех видов детской деятельности происходит в ДОУ компенсирующего вида на специальных занятиях, а затем переносится в свободную деятельность детей. Многолетние исследования доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности. [3, с. 2]

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ЗПР строится на основе современных подходов к организации преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями системы непрерывного образования. В дошкольном учреждении эта работа ведется специалистами- воспитателями, дефектологами, логопедами.

Образовательная деятельность учитывает состояние и уровень развития ребенка и предполагает коррекцию по разным направлениям:

-обучение игровой деятельности и ее развитие;

-ознакомление с окружающим миром и развитие речи;

- художественно-эстетическое воспитание и развитие;

-формирование правильного звукопроизношения;

-ознакомление с художественной литературой;

-развитие элементарных математических представлений;

- трудовое воспитание;

-физическое воспитание.

Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. выделили основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы, которые способствуют решению задач поэтапного формирования способов ориентировочно-исследовательской деятельности  способов усвоения ребенком общественного опыта:

•     сенсорное воспитание и развитие внимания;

•     формирование мышления;

•     формирование элементарных количественных представлений;

•     ознакомление с окружающим;

•     развитие речи и формирование коммуникативных способностей;

•     обучение грамоте (развитие ручной моторики и подготовка руки к письму, обучение элементарной грамоте). [2, с.12]

Успех коррекционно-педагогической работы с ребенком с ЗПР в ДОУ обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей.

Специфика организации образовательной деятельности для детей с ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его преподнесения.

Построение содержания учебного плана в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих критериев:

-опора на жизненный опыт ребенка;

-ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами;

-усиление практической направленности изучаемого материала;

-выделение сущностных признаков изучаемых явлений;

-необходимость и достаточность объема изучаемого материла;

-введение в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности.

Важным элементом коррекционно-педагогической деятельности с дошкольниками является индивидуально-групповая работа по коррекции индивидуальных недостатков развития. Имеются в виду специальные занятия, с целью не только повышения общего, интеллектуального уровня развития, но и решения конкретных задач предметной направленности: подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов обучения и т.д.

Для коррекционно-развивающего обучения очень важно создать положительное эмоциональное отношение ребенка к занятиям. Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом с группой  (10 человек) или по подгруппам (5 - 6 человек), в первой половине дня. Подгруппы организуются с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав. Занятия по подгруппам чередуются с работой, организуемой воспитателями. Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка, результаты обследования детей фиксирует в протоколах, что помогает ему планировать индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций и операций. [5, с. 3]

Таким образом, основной задачей коррекционно-педагогической работы воспитателя ДОУ с детьми с ЗПР является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального.

При планировании образовательной деятельности с детьми с ЗПР воспитателями ставятся такие задачи, как: обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; коррекция негативных тенденций развития; стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой); профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.

Единство указанных задач позволит обеспечить эффективность коррекционно-развивающего воспитания детей в ДОУ и подготовки к школе детей с ЗПР.

Список литературы:

1.Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.

2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2003г.

3.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

. –– М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

4.Стребелева Е.А. , Венгер А. Л. , Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Под редакцией Стребелева Е.А. -M.: Издательский центр «Академия», 2002. — 312 c.

5. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов начальная школа - детский сад // Воспитание школьников.- 2000. - №5. - С.37-39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Рабочая программа коррекционно-педагогической работы с детьми в средней группе, имеющими нарушение зрения».

В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой большой ценностью. Каждый ребенок может рассчитывать на оказание ему необходимой помощи и...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения на разных этапах лечения.

Данный материал раскрывает взаимосвязь между коррекционной работой и лечением детей с нарушением зрения на лечебно-диагностической аппаратуре.Так же предложенна система работы на разных этапах  л...

Сообщение на педсовете "Взаимодействие воспитателей со специалистами в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушением зрения"

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения  возможна только при тесном взаимодействии всех специалистов и носит комплексный характер.  ...

Основные направления коррекционо-педагогической ракботы с неговорящими детьми

С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. В детском саду, компенсирующего вида № 25 "Солнечный зайчик" г.о. Серпухов,...

Опыт работы «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми»

Опыт работы «Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми»...