"Практика организации образовательного процесса в аспекте обеспечения прав детей".
статья по теме
Предварительный просмотр:
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АСПЕКТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ.
Петренко Т.В.
МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка» п. Ханымей, Пуровского района, ЯНАО, Россия.
Как и любой иной субъект права, воспитанники дошкольных учреждений обладают правоспособностью (способностью выступать носителями прав и обязанностей), которые возникают с момента рождения человека. В этом отношении воспитанник дошкольного образовательного учреждения по своему статусу лица, обладающего правоспособностью, аналогичен взрослому человеку. Дети дошкольного возраста не обладают правовой дееспособностью, по - этому все правовые сделки за них совершают их родители, усыновители, опекуны. Таким образом, правовой статус воспитанников включает, прежде всего, права, а также соответствующие гарантии их реализации. В статье 28 Декларации прав и свобод человека закреплено право детей на особую защиту. Ребенок обладает набором особого рода прав, предусмотренных в международных актах, федеральных законах (№124 –ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ») и иных актах. Дошкольное учреждение, которое посещает ребенок, (ст. 51 ФЗ) обязано создать условия, гарантирующие ему охрану и укрепление здоровья. Правовой статус воспитанников ДОУ регламентируется актами ДОУ - уставом, положениями. Таким образом, правовой статус воспитанников составляет главным образом права воспитанников, а также гарантии их реализации, содержащиеся в актах Ребенок имеет право на:
- охрану жизни и здоровья (ст.6), -право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития(ст.27), -свободу мысли, совести и религии, собственное мнение ( 30),
-право ребенка на сохранение своей индивидуальности,
-право на уважение своего человеческого достоинств и уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения,
-право на социально- педагогическую и психолого - педагогическую помощь в процессе образования,
-право на воспитание и образование(ст.28),
-право на пользование достижениями культуры и искусства,
-полноценное питание,
-право на имущество(индивидуальный одежный шкафчик, кровать, стол, стул,…, пользованием играми, игрушками и т.д. - иметь друзей, - обращение к ребенку по имени, - право выбора, - право на защиту, внимание, помощь со стороны взрослых и детей, - право на самозащиту( взрослым фиксируется жалоба ребенка и принимаются меры для восстановления его прав), - право на оказание ему первой медицинской помощи с последующим ( если это необходимо) вызовом врача и профилактических мер ( прививки, закаливание и т.д.)ст.24, - право участвовать в конкурсах детского творчества, культурной жизни ДОУ(ст.31) , - право выбирать и посещать кружки по интереса - право на труд (предусмотренный образовательной программой ДОУ ), - право на получение информации, - право на знание своих прав, - на развитие, - на отдых и досуг на участие в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту (статья31). Дети имеют не только права но и вытекающие из них обязанности: - с уважением и послушанием относиться к персоналу ДОУ; - уважать детей по группе, учитывать их мнение, при конфликтных ситуациях не применять физическую силу; - соблюдать установленные правила поведения в ДОУ; - бережно относиться к учебному материалу, играм, игрушкам; - оказывать посильную помощь взрослым (не сложные поручения, виды дежурства); - самообслуживание; - забота о людях; - помощь младшим и забота о них. Задача педагогов ДОУ: - донести до ребенка понимание его прав и обязанностей, - показать единство прав и обязанностей, - способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений, - развивать коммуникативную компетентность ребенка, - создавать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими детьми, - воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим. Работа с детьми. Цель: способствовать формированию основ правовых знаний. Задачи: - познакомить детей с основными документами по защите прав детей; - ознакомить детей с их правами и обязанностями;
- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения; - способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово);
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе и внешнего облика, физических недостатков), к достоинствам другого человека; - активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора. Принципы: доступность предлагаемого материала, систематичность и постепенность его усвоения, наглядность и практическое применение, индивидуальный подход, учет возрастных особенностей, коллективное взаимодействие, гуманизация (сотрудничество с ребенком, умение стать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера).
Формы организации работы с детьми:
- способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям;
- создать возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
- развивать коммуникативную компетентность ребенка;
- развивать социальные навыки;
- совместная деятельность взрослых и детей;
- самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми;
- тематические занятия;
- игры;
- беседы;
- театрализованные представления;
- выставки книг;
- чтение художественной литературы;
- экскурсии на тему «Органы правосудия и управления поселка»;
- традиционные праздники, концерты.
Воспитательно - образовательный процесс по ознакомлению детей с их правами и обязанностями ведется по трем разделам:
« Мы все равны».
« Мои права и обязанности».
« Моя защита».
Работа с педагогами.
Цель: повышение правовой компетентности воспитателя.
Задачи:
- ознакомить с основными международными документами, касающимися прав детей, нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней РФ;
- оказать посильную помощь в работе с детьми по ознакомлению детей с их правами и обязанностями;
- оказать помощь в ознакомлении родителей с правами и обязанностями их детей;
также с ответственностью родителей за своих детей перед законом РФ(СК ст.54, 55, 56, 69, 77; УК ст.106-136, 150-157).
Принципы: доступность предлагаемого материала, индивидуальный подход,
коллективное взаимодействие, гуманизация.
Формы организации работы : открытое посещение воспитательно- образовательного процеса, индивидуальные беседы,
обмен опытом, самообразование, совместная деятельность, консультации.
Работа с родителями. Цель: повышение знаний родителей о правах детей в России, и о защите их прав. Задачи:
- познакомить родителей с основными международными документами, касающимися прав детей, нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровней РФ;
- ознакомить родителей с правами и обязанностями их детей в ДОУ;
- формировать правовую культуру;
- формировать гуманное отношение к ребенку;
- обеспечить защиту прав ребенка.
Принципы: юридическая достоверность и доступность предлагаемого материала,
коллективное взаимодействие, индивидуальный подход в решении проблем, гуманизация.
Формы организации работы с родителями:
- общие праздники в детском саду;
- неформальные беседы:
« Что изменилось во взаимоотношениях с ребенком?»,
«Какие права ребенка вам труднее всего выполнить?»,
« Чего у ребенка больше – прав или обязанностей?»;
- групповые родительские собрания:
« Права детей в России»,
« Не нарушаю ли я права ребенка, говоря ему «Делай, как я сказала!»,
« Авторитет родителей, его виды»,
« Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка»;
- домашние задания родителям по оформлению нескольких разделов портфолио на своего ребенка;
- открытые занятия по правовому воспитанию дошкольников для родителей;
- стенд «Права ребенка»;
- ширма о правах детей;
- анкетирование по самоутверждении личности ребенка, «Мой ребенок»;
- памятки для родителей;
- консультации :
«Существующие формы наказания для детей за серьезные непослушания»,
« Прошу считать меня человеком!»,
« ТАSС – обучение детей решению проблем»,
« Борьба ребенка за право выбора»;
- индивидуальные беседы;
- схема правового просвещения родителей.
Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения – это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это отношения с матерью и отцом, братьями, сестрами. Для ребенка это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.
Анкета « Мой ребенок»
Когда он родился, то…………………………………………………………………
Самым интересным в первые годы жизни моего ребенка было то, что он …………………………………………………………………………………………
О здоровье своего ребенка я могу сказать следующее………................................
………………………………………………………………………………………….
В ДОУ к ребенку относятся …………………………………………………………
Его отношения с воспитателем ………………………..............................................
Моему ребенку нравится, когда ……………………………………………………
Моему ребенку не нравится, когда …………………………………………………...
Положительные качества ребенка…………………………………………………….
Отрицательными качествами является то……………………………………………
Трудности воспитания связаны с тем, что ……………………………………….. ...
Я хотел бы, чтобы воспитатель обратил внимание на ………………… …………..
Мы надеемся, что с помощью детского сада мы сможем развить в ребенке следующие качества …………………………………………………………………...
И преодолеть следующие трудности …………………………………………………
Любимые игры моего ребенка ………………………………………..........................
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некотор...
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2017-2018 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2018-2019 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...
«Проектная деятельность в организации образовательного процесса как нетрадиционная форма обучения детей дошкольного возраста»
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Дошкольное образовательное учреждение ориентировано на том, чтобы в центре внимания семьи должна находит...
Использование различных образовательных технологий для обеспечения высокого качества организации образовательного процесса
Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.В 2022-2023 учебном году основная методическая цель:«Изучение и внедрение проектной деятельности, к...
ПРОЕКТ: Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников образовательных отношений (воспитанников, педагогов) через реализа
Развитие всех компонентов речи дошкольников с помощью дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»....