Особенности организации образовательного процесса Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
материал на тему
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-
держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации образовательного процесса
Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Различают следующие категории детей с нарушением зрения:
• слепые/незрячие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04);
• слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2);
• дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3).
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, за-
держивает формирование двигательных навыков, координации; ведет к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии.
При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно часто могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью остаточного зрения, становится более полной, если поступает в комплекс с сенсорной и осязательной информацией. Для формирования речи детям с нарушениями зрения необходимо активное взаимодействие с окружающими людьми и насыщенность предметно-практического опыта за счет стимуляции разных анализаторов (слуховой, зрительный, кинестетический).
Дети с глубокими нарушениями зрения не имеют возможности в пол ном объеме воспринимать артикуляцию собеседника, из-за чего они часто допускают ошибки при звуковом анализе слова и его произношении. Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определение» порядков звуков, нередко проявляются в письменной речи. Кроме того, довольно часто нарушается соотнесенность слова и предмета, достаточно беден словарный запас и наблюдается отставание в понимании значение слов. Дети со зрительными нарушениями имеют особенности усвоения и использования неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации. Особое значение для слепых и слабовидящих детей имеет развитие слухоречевой памяти, так как большое количество информации им приходится хранить в памяти.
Дети с нарушениями зрения не видят строк, путают сходные по начертанию предметы и буквы, не видят написанного на доске, таблице, что вызывает утомление и снижение работоспособности.
Детям с нарушением зрения необходимо помогать в передвижении по помещениям Организации, в ориентировке в пространстве. Ребенок должен знать основные ориентиры Организации, группы, где проводятся занятия, путь к своему месту. Важно выбрать оптимально освещенное рабочее место (повышенная общая освещенность (не менее 1000 люкс) или местное освещение на рабочем месте не менее 400-500 люкс), где слабовидящему ребенку максимально видно доску и педагога. Для детей с глубоким снижением зрения, опирающимся в своей работе на осязание и слух, важна слышимость во всех зонах группы. Дети, имеющие зрительные нарушения, с разрешения педагога, должны иметь возможность подходить к наглядному материалу и рассматривать его. На специально организованных занятиях и в режимных моментах рекомендуется использовать аудиозаписи. Необходимо четко дозировать зрительную нагрузку: более 10-20 минут непрерывной работы.
На занятиях следует обращать внимание на количество комментариев, которые будут компенсировать обедненность и схематичность зрительных образов. Особое внимание следует уделять точности высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику.
Дети могут учиться через прикосновения или слух с прикосновением, должны иметь возможность потрогать предметы. Важные фрагменты занятия можно записывать на диктофон.
Наглядный и раздаточный материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Размещать демонстрационные материалы нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно.
Некоторым детям могут понадобиться увеличивающие вспомогательные средства: приспособления, увеличивающие целую страницу или линии, полезные при чтении. Использование приложений (Office Web Apps Майкрософт) расширяет возможности обучения и воспитания детей с нарушенным зрением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (АМБЛИОПИЯ И КОСОГЛАЗИЕ) В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Методические указания к использованию «Программы воспитания в детском саду» в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) созданы впервые и предназначены для заведую...
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с нарушением зрения в семье"
В материале рассказывается о том, какие ошибки допускают родители при воспитании детей с нарушением зрения. Даны рекомендации по воспитанию ребенка с нарушением зрения среднего возраста в семье,...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
«Офтальмо - гигиенические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения».
1. Охранно-гигиенические мероприятия и принципы их реализации образовательном учреждении.Важнейшим аспектом деятельности государственного образовательного учр...
Условия обучения и воспитания детей с нарушениями зрения
Взаимно дополняя друг друга, слуховые, кожные, абонятельные, вибрационные и зрительные ощущения подробно информируют ребенка об окружающем....
Рекомендации по организации обучения и воспитания дошкольников с нарушением зрения
Рекомендации родителям как организовать интересные занятия для дошкольников с нарушением зрения в домашних условиях...
«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ» .
Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей, имеющих проблемы зрительного анализатора, волнует специалистов, практиков и родителей. Для организации развивающей предметно-п...