Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Александрова ЕленаВикторовна

Педагогический опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.3 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

    Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.      

     Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

     Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города или села, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
    Поэтому я выделила несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Задачи патриотического воспитания:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье детскому саду, городу или селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
  • Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
  • Воспитание уважительного отношения к человеку- труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
  • Воспитание у детей любви к природе, желание беречь и защищать ее.

Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, на мой взгляд, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

Для работы над этой темой я выделила несколько направлений: 

  • Моя малая родина” (семья, дом, детский сад)

Задачи:

-Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.

-Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

-Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

-Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

  • “Мое село и область, в которой я живу”

Задачи:

-Дать знания детям о родном селе, истории, символике, достопримечательностях, экологической ситуации.

-Познакомить с именами тех, кто основал и прославил село.

-Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

-Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

  • “Россия – родина моя!”

Задачи:

-Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.

-Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.

-Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

- Знакомство детей с государственной символикой: флаг, герб, гимн, язык, традиции.

-Знакомство с русской культурой, языком, традициями.

  • «Отчизны верные сыны»

Задачи: 

 -Закрепить знания детей о том, кто такие защитники Отечества.

- Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, армию; желание, став взрослыми, встать на защиту своей страны.

 -Рассказать о героическом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.

Решаются задачи через проведение:

  • Занятий познавательного цикла «Герб и флаг Курганской области и Звериноголовского района», «Флаг и герб России», «История герба и флага», «Моя Москва», «История Кремля», «День Победы», «Защитники Отечества», «Моя семья», «Мое село», «Мой дом, моя улица», «Профессии детского сада» и другие.
  • Рассматривание репродукций по темам.
  • Беседы.
  • Чтение художественной литературы .
  • Презентации.
  • Выставки рисунков: «Что для меня Родина?», «Мамин портрет», «Портрет моего папы», «Моя семья».
  • Экскурсии в лес, по детскому саду, в школы (СОШ, музыкальную и спортивную), библиотеку, к памятнику погибшим солдатам в годы Великой Отечественной войны
  • Фотовыставки «Мой папа солдат», «Мамы и папы на работе», «Семья – здоровый образ жизни».
  • Утренники «День Победы», «Защитники Отечества», «Праздник бабушек и мам».
  • Дети принимали участие в легкоатлетическом забеге, посвященном Дню Победы, в праздничном концерте на площади.

       

      В работе с родителями изначально проведено анкетирование «Патриотическое воспитание - что это?», затем, по итогам анкетирования, проведено родительское собрание на эту же тему.

   Родители активно включились в работу. Принимали участие в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала, букета из осенних цветов, «Мамины постряпушки». Это не только обогатило семейный досуг, но и объединило детей и взрослых в общих делах.

     Вместе с детьми родители  занимались исследовательской деятельностью, результатом которой стали три книги «Генеалогическое древо», «От чего произошла моя фамилия» и «Почему так названа моя улица». Благодаря участию в районном конкурсе «Наша славная победа» семья Богатовых разыскала  своего родственника, погибшего в годы Великой Отечественной войны и служившего в танковых войсках.

      ТРУДНОСТИ: Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами в истории страны вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).  Для этого желательны посещения музеев. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Очень жаль, что сейчас нам не доступен краеведческий музей Дома творчества.

        Благодаря проведенной работе, у дошкольников моей группы сформировались начальные знания о малой Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит. 

     В октябре 2013 года я выходила с данной темой на конкурс по патриотическому воспитанию в районе и области, но там была отображена работа за предыдущий учебный год. Сейчас тема была расширена и работа велась глубже. На уровне детского сада был разработан и защищен проект «Патриотическое воспитание».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проект "Я помню! Я горжусь" - теоретические основы, актуальность, цели, задачи, основные направления работы, перспективный план, итоговые мероприятия....

работа с родителями по теме « Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Проблема патрио...

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...

Доклад "Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного посёлка"

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого,не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человек...