Педсовет по приобщению детей к чтению
методическая разработка по теме
Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологичес- ком развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_po_priobshcheniyu_detey_k_chteniyu.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет по приобщению детей к чтению
Ход педсовета:
ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЭРУДИТ»
Педагоги делятся на две команды (каждая располагается за отдельным столом).
- Представление команд: название, девиз, эмблема.
- Задание: Определить, в какой возрастной группе может быть реализована данная программная задача. (Составлена на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).
-Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая, книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным. (В средней группе.)
-Приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. (В первой младшей группе).
-Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок. Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения. (Во второй младшей группе.)
-Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения), помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову. Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. (В подг. к школе группе.)
-Побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. (В старшей группе.)
- Задание капитанам команд: прочитать выразительно отрывок из рассказа Б. Житкова «Дым», «На льдине».
- Игра «Волшебный сундучок». Старший воспитатель вынимает из сундучка разнообразные предметы и предлагает назвать сказки, где эти предметы упоминаются. Например: яйцо («Курочка-ряба», «Гадкий утёнок»), ложка («Три медведя», «Сладкая каша»), кот («Кот, петух и лиса», «Кот в сапогах», «Кто сказал «мяу»?»), горошина («Принцесса на горошине»), яблоко («Гуси-лебеди», «Хаврошечка») и т.д.
- Отгадайте загадки – назовите героев сказок. Раз зимою баба с дедом Внучку сделали из снега. Жаль, друзья, что сказка эта Продолжалась лишь до лета. (Снегурочка) Парень слез с любимой печки, За водой поплёлся к речке. Щуку в проруби поймал И с тех пор забот не знал. (Емеля) Мальчик в джунглях очутился И с волками подружился, И с медведем, и с пантерой. Вырос сильным он и смелым. (Маугли) Больных зверей он исцелил И Бармалея победил. (Айболит) Отыскала мама дочку
В распустившемся цветочке. (Дюймовочка) Шныряет по городу злая старушка, А в сумке сидит её злая подружка. (Шапокляк) Нравом зол, цветом сер, Шестерых козлят он съел. (Волк) Плутовка пела под окошком: -Я угощу тебя горошком! Поверил песням петушок И сразу угодил в мешок. (Лиса)
«Узнайте сказку».
Старший воспитатель рассказывает о сказке, не называя действующих лиц, названия, сюжета, так чтобы педагоги догадались, о каком произведении идёт речь. 1. Путём неимоверных усилий некая госпожа получила желаемое. Желаемое вскоре пропало. Сначала пропало из вида этой госпожи, а затем – вообще с лица земли, чему способствовала особа, наделённая умом и льстивым голосом. (Сказка «Колобок»). 2. В ненастье всем плохо, особенно тем, кто не пьёт чай в тёплом домике… Эта история произошла дождливым летним днём, хотя, вполне вероятно, что и осенним… Красивый, скорее всего, белый появился в лесу. Был он крошкой. Многих существ спас он от … не будем говорить от чего. От беды, допустим. В конце этой истории крошка стал дедушкой-вели- каном. Ну и победила, конечно же, дружба! (В.Сутеев «Под грибом»). 3. Жили-были родственники в разных домах. Одна родственница пошла к другой, явился плохой Бяка, всех съел. В конце справедливость восстановили сильные ребята из леса. (Ш.Перро «Красная Шапочка».)
Отрывок из рассказа Б. Житкова «Дым»
«И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:
-А ну, посчитайте, все ли?
Одного жильца не хватало.
И мужчина закричал:
-Петька-то наш в комнате остался!
Старший пожарный послал человека в маске найти Петьку. Человек вошёл в комнату.
В комнате огня ещё не было, но было полно дыму.
Человек в маске обшарил всю комнату, все стены и кричал со всей силы через маску:
-Петька, Петька! Выходи, сгоришь! Подай голос!
Но никто не отвечал.
Человек услышал, что валится крыша, испугался и ушёл. Тогда старший пожарный рассердился:
-А где Петька?
-Я все стены обшарил, - сказал человек.
-Давай маску! - крикнул старший.
Человек начал снимать маску. Старший видит – потолок уже горит. Ждать некогда».
Отрывок из рассказа Б. Житкова «На льдине»
Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтобы было теплей, и крепко заснул.
Вдруг ночью отец вскочил и закричал:
-Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!
Все вскочили, забегали.
-Почему вас качает? – закричал Володя.
А отец крикнул:
-Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.
Все рыбаки бегали по льдине и кричали:
-Оторвало! Оторвало!
А кто-то крикнул:
-Пропали!
Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны набегали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить.
Игра «Подарок».
Старший воспитатель. Вы любите дарить и принимать подарки? (Да.) Сегодня вы добрые волшебники. Посмотрите внимательно на человека, стоящего справа от вас. Попробуйте угадать, что он мечтает получить в подарок. Протяните ему руку и скажите, что бы вы хотели ему подарить. А тот, кто мечтает получить подарок, пусть от всей души поблагодарит волшебника.
(Участники образуют круг, поочерёдно пожимают друг другу руки и говорят, что они готовы друг другу подарить.)
Затем все садятся за столы.
Старший воспитатель. Скажите, а что было приятнее - дарить или получать подарки? (Ответы участников). Все знают высказывание «Книга – лучший подарок». Но как мало среди нас волшебников, которые считают книгу желанным подарком.
Книгу не зря называют источником знаний. Люди, кото- рые много читают, - интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом, развитым воображением. Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЛИТЕРАТУРОЙ
Метод | Приёмы |
Словесный | -Чтение произведений, -Вопросы к детям по содержанию произведений, -Пересказ произведения, -Заучивание наизусть, -Выразительное чтение, -Беседа по произведению, -Прослушивание грамзаписи. |
Практический | -Элементы инсценировки, -Игры-драматизации, -Дидактические игры, -Театрализованные игры, -Использование разных видов театра,, -Игровая деятельность. |
Наглядный | -Показ иллюстраций, картинок, игрушек, -Элементы инсценировки, -Движение пальцами, руками. -Схемы, -Алгоритмы, -Просмотр видеофильмов, диафильмов, -Оформление выставки. |
Основные требования к оформлению книжных уголков
Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Давайте вспомним основные требования к оформлению книжных уголков:
-рациональное размещение в группе,
-соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей,
-соответствие интересам детей,
-постоянная сменяемость,
-эстетическое оформление,
-востребованность.
Практическая часть. Педагогам отобрать из предложенных книг те, которые подходят для оформления книжного уголка в их группе.
Формы работы по приобщению детей к чтению
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее не так просто найти интересные формы работы с детьми в этом направлении.
Традиционным является оформление уголков чтения в группах детского сада. В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.
Ещё одна форма – оформление тематических выставок, посвящён- ных творчеству писателей. Для их лучшей организации необходимо составить календарь памятных дат, позволяющий ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Так, например, можно оформить экспозиции, посвящённые К.И. Чуковскому, А.С. Пушкину, А.Л. Барто, Е.И. Чарушину, С.Я. Марша- ку, уральским писателям Д.Н. Мамину-Сибиряку, Е.А. Пермяку.
Очень востребованными у дошкольников являются занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Так, например, детям интересны не только сами стихи А.Л. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.
Создание «Книжной больницы» в группах поможет привить детям бережное отношение к книге. Дети должны знать, что для издания одной книги необходим труд многих людей.
Очень интересными являются выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Так в ДОУ можно организовать такие выставки, как «Наши любимые книги», «По страницам сказок2, «Увлекательное путешествие» и др. В их оформлении могут принимать активное участие дети всех возрастов и их родители.
Следующая форма работы – создание детьми книг-самоделок. Одно дело – прочитать книгу, и совсем другое – сделать её самому. Книги можно составить по произведениям детских писателей или придумать самим.
Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Многие из них могут принести в детский сад свои книги, альбомы. Таким образом, дети смогли бы увидеть очень старые экземпляры книг, книги-малютки или наоборот, книги-великаны, альбомы, посвящённые технике, моде, спорту, которые начали собирать ещё их родители. Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению в семье.
Ещё одной формой приобщения детей к книгам является посеще- ние деткой библиотеки.
Главный результат работы по приобщению детей к книге в том, что, несмотря на засилье видеотехники, дети не потеряют интереса к книге: они будут её любить, читать, рассматривать, обменивать- ся своими впечатлениями, с удовольствием посещать библиотеку.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ
ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ
Всё дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребёнка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребёнку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.
Дошкольный возраст – время активного становления ребёнка, как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители – основные проводники между ребёнком и печатным художественным словом, задача же воспитателей – убедить их в пользе чтения детям.
Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребёнок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, даёт новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологичес- ком развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвящённой одной цели – воспитанию настоящего читателя. Эта цель достигается благодаря использованию таких форм сотрудничества с родителями, как индивидуальные консульта- ции, семинары-практикумы по вопросам приобщения детей к чтению.
В течение учебного года педагогам необходимо уделять большое внимание тому, как в семье решается задача приобщения ребёнка к книге. Воспитатели групп могут обратится к родителям с просьбой принести любимые книжки для того, чтобы почитать её вместе со всеми, рассмотреть иллюстрации, обсудить произведение.
В уголок для родителей можно положить несколько папок, посвящённых чтению. Первая содержит материалы о детских поэтах, писателях, иллюстраторах, об интересных книгах и новинках. Название второй папки «Не читайте эти книги» говорит само за себя.
Важной формой работы с родителями по приобщению детей к чтению является семинар-практикум. Он проводится для родителей воспитанников в возрасте от одного года до трёх лет и проходит в форме беседы с периодичностью один раз в три месяца. На семинаре рассматриваются и обсуждаются разные вопросы, посвящённые детскому чтению, рассказывается о его значении, качестве современной детской литературы, составлении перечня детских книг и других проблемах.
В течение года в группе можно организовать фотовыставки, например «Почитай мне, мамочка!», «Моя любимая книжка», «Мы знакомимся с литературой» «Наша любимая библиотека».
Совместная работа педагогов и родителей приведёт к проявлению стойкого интереса малышей к литературе: дети с удовольствием и вниманием будут слушать чтение книжек в группе, просить читать им дома, самостоятельно брать книги в книжном уголке и рассматривать иллюстрации, «читать» своим игрушкам.
Д И А Г Н О С Т И К А
Тема: «Наличие у детей интереса к художественной литературе».
Цель: Выявить уровень соответствия знаний, умений, навыков детей программным требованиям.
Время проведения:
Группа: старшая.
Диагностику проводил: ст.воспитатель
Вопросы, подлежащие проверке:
1.Назови литературный жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение, загадка и др.).
2.Прочитай наизусть любое стихотворение.
3.Расскажи сказку, которая тебе очень нравится.
4.Перескажи рассказ (Л.Толстой «Находка»).
5.Разложи картинки по порядку следования сюжета сказки.
6.Определи несоответствие в рисунках (отсутствие персонажа в знакомой сказке, наличие чужого персонажа).
7.Отгадай загадки про сказки, найди картинки к ним.
Результаты диагностического обследования
Ответы детей оценивались по 3-х бальной системе:
3 балла – получает ребёнок, который правильно ответил на вопрос (высокий уровень),
2 балла – сделал 1-2 ошибки (средний уровень),
1 балл – неправильно ответил, сделал более 2-х ошибок, не ответил на вопрос (низкий уровень).
0 – не дал ответа.
Условные обозначения:
В – высокий уровень,
С – средний,
Н – низкий.
№ п/п | Ф.И. ребёнка | Вопрос № | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | уро- вень |
Выводы и предложения:
План тематического контроля по МАДОУ Большеалексеевскому д/с комбинированного вида «Калинка».
Тема: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
Цель: Оценить эффективность воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой
Срок проведения:
Проверку проводил: старший воспитатель
План тематической проверки
Цель | Методы | Содержание |
Обследование знаний, умений и навыков детей | Анализ деятельности детей на занятиях. Беседа с детьми | Соответствие знаний, умений, навыков детей программным требованиям. Наличие у детей интереса к художественной литературе |
Оценка профессиональных умений воспитателей | Анализ проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой. Беседа с воспитателями | Методика проведения занятий, разнообразие используемых педагогами методов и приёмов. Оценка знаний воспитателями раздела программы «Худо- жественная литература». |
Создание в группах условий для работы по теме | Анализ предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе | Наличие книжного уголка в группе. Соответствие по- добранных книг возрасту детей. Наличие материала о писателях и поэтах, ху- дожниках-иллюстраторах (тематических альбомов, иллюстративного материала к тематическим выставкам, аудиокассет или пластинок с записями произведений для детей) |
Планирование работы | Анализ планов воспи- тательно-образова- тельной работы | Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в книжном уголке |
Работа с родителями по данной теме | Анализ документации, наглядной пропаганды Анкетирование роди- телей | Оценка осведомлённости родителей о работе по данной теме, проводимой в каждой группе |
Выводы и предложения:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
семинар – практикум «Приобщение детей к чтению художественной литературы»
В программе семинара представлены различные формы работы с педагогами, родителями и детьми по решению годовой задачи "Приобщение детей к чтению художественной литературы"...
Конспект занятия по приобщению детей к чтению.«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения.
«Чтение стихотворений С.Я.Маршака из цикла «Детки в клетки». Музыкально-ритмические движения....
Презентация по чтению "Приобщение детей к чтению"
В презентации отражены различные методы обучения дошкольников чтению....
Сообщение к педсовету по приобщению детей к художественной литературе.
Организация образовательной работы по области «Чтение художественной литературы». Метод чтения и беседы. Прием моделирования....
Конспект регламентированной образовательной деятельности по теме: «Приобщение детей к чтению художественной литературы» (Чтение русской народной сказки «Снегурушка и лиса»)
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», с образом лисы (отличным от лисиц из других сказок). Упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Сне...
Приобщение детей к чтению или система работы по приобщению детей к чтению
В статье описана работа с дошокльниками по эффективному приобщению их к чтению. Рассказано как сделать так, чтобы ребенок полюбил мир книг и художественной литературе....