Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
ТЕМА «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Статья из опыта работы.
Номинация «Мы сохраним славу России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gr.no_10_2.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 44
ТЕМА «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста».
Статья из опыта работы.
Номинация «Мы сохраним славу России».
Разработала: Будруева Ирина Николаевна,
воспитатель первой квалификационной категории,
стаж работы в занимаемой должности 14 лет
2010г.
В последнее время особенно остро встал вопрос о нравственно-патриотическом воспитании. Смена политического строя России среди прочего оказала сильное влияние на самооценку нашей нации. Она резко снизилась и произошла ориентация на все иностранное с практически полным отрицанием ценностей нашей страны, ее культуры и обычаев. Все это отразилось на большинстве наших граждан, и новое поколение, с молоком матери очень часто получают не то воспитание, которое бы нам хотелось. Однако наш мир и страна движутся вперед. Многие философы считают, что мир вступает в новую эпоху, сталкивается с невиданными ранее явлениями (глобализм и терроризм, размывание государственных границ) и в третьем тысячелетии перед теми, кто воспитывает подрастающее поколение, встает вопрос о поиске нового, позитивного взгляда на происходящее, позволяющего восстановить и поднять самооценку нации. Одним из важных задач в восстановлении этой самооценки является «развитие чувства патриотизма», которое начинается уже в детском саду.
Дошкольное детство- это важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребёнок переживает то, что с ним происходит и им совершается. Его чувства - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает. Основную роль играют в этом возрасте эмоции. Ребёнок постигает этические эталоны, которые выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла.
Этому способствуют занятия по ознакомлению с окружающим миром, социальному развитию. Главная цель этих занятий - воспитывать у детей заинтересованность своими семейными корнями, событиями, происходящими в окружающей их жизни, интерес к культуре, истории своей страны.
Следовательно, можно выделить основные условия, при которых более эффективно прививаются детям нравственно-патриотические чувства:
- формирование у детей своего отношения к окружающему миру. Оно осуществляется в активной деятельности, творческой игре, труде. Особое значение имеет выполнение общественно значимых заданий;
-формирование представлений о явлениях общественной жизни. Они создают возможность ориентироваться в ней, являются основой, оценки и осознанного отношения к общественной жизни. Для этого необходимо отбирать наиболее ценный в воспитательном отношении материал;
-сочетание в процессе воспитания интеллектуального и эмоционального факторов. Воспитатель должен обеспечить эмоционально положительную обстановку при восприятии ребёнком явлений окружающей жизни, а также высокий уровень эмоциональной активности и эстетического интереса.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить видеть ребёнка красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Именно в процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Конечно же начинать надо с семьи. Именно здесь начинается мир ребёнка, здесь он впервые осознаёт себя человеком – членом семейного общества. В рамках этого блока дети получают знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях родителей, о семейных историях, традициях. Не последнюю роль здесь играет авторитет родителей, семьи.
Требовательное отношение родителей к себе – основа авторитета. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом. Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к старшему поколению и к окружающим, знание своих корней, ответственность за воспитание своих детей перед обществом, страной и самим собой. Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми. Необходимо по возможности чаще проводить семейные досуги, где ребёнку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи; отец и мать, бабушки и дедушки, а также другие родственники предстают весёлыми, остроумными, интересными людьми. Как можно больше они должны рассказывать о своём труде на благо Родины, о семейных династиях.
Итак, семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали отношение ко всему окружающему.
Следующий этап – подробное знакомство с «малой родиной» (городом, селом, деревней). Дети получают краеведческие сведения о месте, где родились и живут, об истории возникновения, достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. На этом этапе считается наиболее эффективным не столько изучение теоретического и наглядного материала, сколько практический опыт( посещение музеев, выставочных галерей, памятников, различных исторических мест, библиотек). На занятиях по развитию речи и ознакомлении с художественной литературой как можно больше читать произведения писателей-земляков и разучивать стихотворения о родном крае. Считается целесообразным и проведение дидактических игр и викторин на темы «Моя семья», «Наша улица - лучшая в городе», «Мой любимый детский сад», фотовыставок и выставок рисунков на темы «Мамы и папы на работе», «Кем я хочу стать», «Моё любимое место в городе», «Праздник в детском саду» и т.д.
Самая главная задача этого этапа – воспитать гордость за свою малую родину и её людей, желание сделать её как можно лучше и в дальнейшем прославить своими делами.
Ещё одним из проявлений патриотических чувств - считается любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять, а самое главное преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен рачительно и бережно относиться к природе. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Задача воспитателя – показать детям, как человек может оберегать и умножать природные богатства, а также рассказать, какое огромное количество сил люди вкладывают в то, чтобы нас радовали своим видом леса и озёра, поля и реки.
Самое главное на этом этапе – пробудить в душе каждого ребёнка эстетические чувства, связанные с любовью к малой родине.
При ознакомлении с родно природой дети сначала получают самые элементарные сведения о природе участка детского сада, огороде, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Знакомство с природой родного края не может состоятся без её созерцания. Вот поэтому в детском саду существует термин «любование», когда дети любуются всем, что их окружает: восходом и закатом солнца, первой травкой, цветением цветка, бегущими по небу облаками, первым снегом и т.д. Результативны на этом этапе экскурсии по природным местам города и его окрестностей, совместные с родителями походы, личное участие в озеленении территории детского сада и своего двора.
Основная задача воспитателя – воспитать у ребёнка умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и пополнить её богатство.
Только после знакомства с понятиями «семья», «родной город», «малая родина», «родная природа» можно переходить к пониманию слова «Родина». Итак, обратившись к словарю, мы узнаём, что «патриотизм – это любовь к Родине».
Скорее всего для детей дошкольного возраста достаточно получение географических сведений о территории России, знакомство с её государственными символами: гербом, флагом, гимном. Дети также знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. Основная задача – сформировать у детей гражданско-патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
И в заключении – знакомство детей с родной культурой. На этом этапе очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учат любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Последовательность реализации всех этих этапов даёт положительные результаты в работе по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данного материала является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Литература
1.Блинова Г.М. Познавательное развитие дошкольников. Самара, 2004.
2.Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001 №2.
3.Ковалёва Г.А. Воспитывая маленького гражданина…: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
4.Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. М., 2000.
5.Махнева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.,2004.
6.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.,2003.
7.Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти своё место в мире людей. М.,1998.
8.Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.
9.Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2001.
10.Соловьёва Е.В. Дети планеты Земля. М., 2001.
11.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.,2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Современное российское общество остро нуждается в активных, компетентных гражданах. Эта потребность объясняется, прежде всего, стремлением к стабилизации экономического и социального роста, дальнейшег...
воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Чувствопатриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со все...
«Былинный эпос в изобразительном искусстве как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Методическая разработка...
выпускная работа повышения квалификации на тему «Региональная культура как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.1. Теоретические исследования российских и ставропольских ученых патриотического воспитания...
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Краеведение как средство воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возрастаПетрова Тамара ПавловнаМДОУ"Детский сад №4 "Вис-вис" общеразвивающего вида д.Полевая, Волжского района, РМЭ.Патрио...
"Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста начинается с воспитания любви к малой Родине"
У каждого города своя история. Знать ее,чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольника. Изучение исторических документов, сбор необходимых данных для реализации проекта, подводит...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образовательный проект на тему "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...