Статья: "Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями"
статья на тему
Система музыкального развития в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников.
Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи.
Наш опыт мониторинга этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность, с такими трудностями мы сталкиваемся.
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья: "Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями" | 52.5 КБ |
statya_.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья: «Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями»
Музыкальный руководитель: Иванова Галина Васильевна
Система музыкального развития в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт мониторинга этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность, с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.. Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Данные упражнения разработаны для детей посещающих обычный (не логопедический) детский сад, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания.(Э. Жак-Далькроз,, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.)Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения.
В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Бернштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются. Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства. Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию включает следующие элементы логоритмики: - логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной; - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; - пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук; - упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; - вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки; - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; - упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; - коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; - упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Итак, структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова. - Организационный момент. - Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание. - Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика. - Слушание музыки. - Пение. - Танец или хоровод. - Игра. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Таким образом, систематически используя на непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию элементы логоритмики мы решаем следующие задачи: - Развитие слухового внимания. - Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха. - Развитие фонематического слуха. - Развитие пространственной организации движений. - Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики. - Формирование и развитие кинестетических ощущений. - Воспитание выразительности и грации движений. - Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое. - Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации. - Развитие физиологического и фонационного дыхания. - Развитие певческого диапазона голоса. - Развитие чувства ритма. - Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями. - Воспитание умения перевоплощаться. - Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков. - Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением. - Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Список использованной литературы:
Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2006.
Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 4-5 лет. М.:– ТЦ Сфера, 2008.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 5-6 лет.– М.:ТЦ Сфера, 2007.
Предварительный просмотр:
Статья: «Музыкальное развитие детей с речевыми нарушениями»
Музыкальный руководитель: Иванова Галина Васильевна
Система музыкального развития в детском саду предполагает интенсивное развитие музыкальных способностей дошкольников. Особенно эта работа важна для воспитанников с нарушениями в развитии речи. Наш опыт мониторинга этих детей показывает, что они, как правило, отстают от сверстников и в музыкальном развитии: аритмичность, плохой мелодический слух и музыкальная память, интонационная выразительность, с такими трудностями мы сталкиваемся. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.
Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.. Особенности речевого аппарата детей с нарушениями речи заключается в вялости лицевых мышц, зажатости нижней челюсти, плохой работе резонаторов. Это зачастую усугубляется зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Данные упражнения разработаны для детей посещающих обычный (не логопедический) детский сад, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.
Логоритмика является одним из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания.(Э. Жак-Далькроз,, Г.А. Волкова, В.А. Гринер и др.)Основополагающий принцип логоритмических упражнений – взаимосвязь речи, музыки и движения.
В результате соединения речи с движением создаются устойчивые связи трудно дифференцированных «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата (Н.А. Бернштейн). Наличие этой связи позволяет контролировать артикуляцию, дыхание, просодику по качеству выполнения движения «крупной» и «мелкой» моторики.
Музыка является организующим и руководящим началом на музыкальных занятиях с элементами логоритмики. Впервые методические рекомендации по их проведению были разработаны В.А. Гринер, которая отмечала, что «музыкальный ритм как организующий момент, лежит в основе метода» (Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1958). Музыка используется для упорядочения темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Для повышения эффективности работы лучше подбирать знакомую и интересную детям музыку, с простой ритмической структурой и чёткой фразировкой.
Одним из начальных приёмов работы над постановкой и автоматизацией звуков является артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных музыкальных комплексов способствует не только осуществлению серий движений, но и формирование навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание логоритмических упражнений изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме пальчиковой гимнастики, логопедических распевок, игр создает доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь. Сюжетно-тематическая организация занятия наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются. Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию с элементами логоритмики направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства. Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию включает следующие элементы логоритмики: - логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц, органов артикуляционного аппарата, рекомендованные Т.В. Буденной; - чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; - пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук; - упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; - вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания, логопедические распевки; - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; - упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; - коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения; - упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Последовательность ознакомления со звуками можно варьировать в зависимости от характера нарушений речи у детей. Общеразвивающие упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей. Итак, структура музыкального занятия с элементами логоритмики такова. - Организационный момент. - Речь с движением (чувство ритма) или упражнение на дыхание. - Упражнение на мелкую моторику или артикуляционная гимнастика. - Слушание музыки. - Пение. - Танец или хоровод. - Игра. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.
Таким образом, систематически используя на непосредственно образовательная деятельность по музыкальному развитию элементы логоритмики мы решаем следующие задачи: - Развитие слухового внимания. - Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха. - Развитие фонематического слуха. - Развитие пространственной организации движений. - Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики. - Формирование и развитие кинестетических ощущений. - Воспитание выразительности и грации движений. - Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое. - Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации. - Развитие физиологического и фонационного дыхания. - Развитие певческого диапазона голоса. - Развитие чувства ритма. - Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями. - Воспитание умения перевоплощаться. - Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков. - Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением. - Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Список использованной литературы:
Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2006.
Волкова Г.А. Логоритмическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 272с.
Емельянов В., Трифонова И. Первый уровень: Развивающие голосовые игры. Раменское, 1999.
Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 4-5 лет. М.:– ТЦ Сфера, 2008.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий в детьми 5-6 лет.– М.:ТЦ Сфера, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»
Консультация для родителей на тему:«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями»Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов:...
Эмоционально-волевое развитие детей с речевыми нарушениями
В данном материале обобщён опыт работы по развитию эмоционально-волевой сферы детей с речевыми нарушениями. Предложенная система работы является комплексной, так как охватывает всех участников пр...
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями (консультация для родителей)
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п....
Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями"
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей о роли художественных произведений в речевом развитии детей с речевыми нарушениями
Полезная информация для консультационной работы воспитателя с родителями....
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, присущую только человеку. Важность речи определяется ее ролью в общении и познании. В тех случаях, когда у ребенка сохранен...