«Педагог – наш кумир, с которым познаем себя и мир»
консультация по теме
"Определить трудности в работе, найти пути решения, которые по большей части зависят от вас самих - все в ваших руках - все, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.41 МБ |
Повышение профессиональной компетентности педагогов | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Упражнение «Коллаж» Желтый (поведенческие) Сопротивление выходу на работу. Частые опоздания. Откладывание деловых встреч. Уединение, нежелание видеть коллег. Нежелание видеть детей. Нежелание заполнять документацию. Формальное исполнение обязанностей. ЗЕЛЕНЫЙ (физиологические) Нарушение сна (бессонница / уход в сон). Изменение аппетита (отсутствие/заедание). Длительно текущие незначительные недуги. Восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Усталость, быстрая физическая утомляемость. Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ. Обострение хронических заболеваний. Слабая концентрация внимания, рассеянность. Синий (когнитивные) Мысли о смене профессии, уходе с работы. Отсутствие наставников. Ригидность мышления, использование стереотипов. Сомнения в полезности работы, ' Разочарование в профессии. Ощущение, что то, что я делаю, не получается. Озабоченность собственными проблемами Красный(аффективные) Утрата чувства юмора. Постоянное чувство неудачи, вины; самообвинение. Повышенная раздражительность. Ощущение придирок со стороны других. Равнодушие. Бессилие, эмоциональное истощение. Подавленное настроение.
"Формула успеха" Волевое принуждение «Мышечный корсет» Настроение Вера Результат
"Формула успеха" Волевое принуждение Вначале настраиваем себя на волевое принуждение к формированию успеха. «Мышечный корсет» Принимаем мышечный корсет, т. е. распрямляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами, сознательно создаем осанку и мимику победителя. Настроение Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Вера Дальше формируем мысленный образ успеха - усилием воли заставляем себя в него поверить. Результат При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас.
"Звуковая гимнастика" Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика. Это эффективное средство влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Потренируемся?
"Звуковая гимнастика" А , Е - зеленые И ,О – красные У , Я - синие М ,Х - желтые ХА- все
"Звуковая гимнастика" А - воздействует благотворно на весь организм; Е - воздействует на щитовидную железу; И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О - воздействует на сердце, легкие; У - воздействует на органы, расположенные в области живота; Я - воздействует на работу всего организма; М - воздействует на работу всего организма;' X - помогает очищению организма; ХА - помогает повысить настроение
«Мои сильные стороны» Итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые по большей части зависят от вас самих. Другими словами, все в ваших руках - все, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах.
Всё в ваших руках ! Успехов вам!
«Профессиональное будущее» монета - повышение зарплаты; ключик - без труда найдете подход к родителям и детям; перо - обобщение опыта; бусинка - приобретение новых профессиональных качеств; радуга - энтузиазм в профессиональной деятельности; конфета - установка на профессиональные перспективы; краски - активная профессиональная позиция; кристальный цветок - стойкое психологическое здоровье .
Предварительный просмотр:
Повышение профессиональной компетентности педагогов
Цель: стабилизация благополучного психоэмоционального состояния педагогов.
Задачи:
повышение профессиональной компетентности; повышение психологической готовности к принятию профессиональной деятельности;
углубление знаний о способах и приемах сохранения психологического здоровья, обучение снятию эмоционального напряжения; развитие профессионально значимых качеств личности, навыков самопознания и рефлексии; формирование внутренней позиции успешного педагога.
Целевая группа: педагоги.
Количество человек:
Продолжительность игрового тренинга: 1 ч 30 мин.
Используемые методы: метод словесного изложения, метод демонстрации, репродуктивный метод, беседа, упражнения, метод эмоционального стимулирования, работа под руководством, рефлексия.
Используемые приемы: интонационное выделение важных моментов изложения, подробное резюмирование каждого отдельного этапа деятельности, наводящие вопросы, побуждающие к актуализации знаний, жизненного опыта, прием обращения к мыслям, чувствам и действиям, использование метафор, саморефлексия, обратная связь.
Ход игрового тренинга
Приветствие
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!!!!
1.Упражнение «Я такая»
Цель: объединение коллектива, умение показать себя всем «здесь» и «сейчас», свое внутреннее ощущение, и увидеть себя со стороны .
Ведущий:
Каждый из вас по очереди должен пройти в центр круга и назвать свое имя. Затем вернуться на свое место. А другие участники, должны в точности повторить его интонацию, мимику, манеру передвижения.
Выполнение:
Все участники образуют большой круг. Затем каждый из участников поочередно входит в центр круга и называет свое имя, затем возвращается на место.
Все остальные участники, двигаясь к центру круга, повторяют его имя и манеру передвижения. Участник, имя которого называется, наблюдает за этим со стороны, оставаясь на месте.
ВЫВОД: Иногда необходимо посмотреть на себя со стороны, глазами окружающих нас людей.
Время: 10 минут
2.Упражнение «Зато»
Цель упражнения: введение в темпоритм, атмосферу тренинга, самосознание, тренинг спонтанности высказываний.
По кругу продолжить фразы:
· Я устала, зато...
· Я небольшого роста, зато...
· Я иногда несдержан, зато...
· Я ленива, зато...
· Я застенчива, зато...
· Я криклива, зато...
· Я молчалива, зато...
· Я слишком уступчива, зато...
· Я не умею печь пироги, зато...
· Я зануда, зато...
· Я педагог, зато...
· У меня нет интернета , зато...
· Я молодая, зато...
· Я не всегда успеваю делать в срок, зато...
· Я не люблю слушать классическую музыку, зато...
· Я слишком часто фантазирую, зато...
· Я не очень хорошо пою, зато...
· Я иногда, слишком много ворчу, зато...
· Я несколько легкомысленна, зато...
· Меня легко рассмешить, зато...
· Я бываю капризна, зато...
3.Упражнение «Коллаж»
Цель: определить профессиональные трудности каждого педагога.
Материал: фломастеры, карандаши, краски, кисть, ножницы, цветные листы (желтый, красный, синий, зеленый) с написанными на них высказываниями о профессиональных трудностях.
Время: 7 мин.
Инструкция ведущего: «Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с разными трудностями. Я предлагаю выразить их на листах, которые лежат на столах. Выберите цветные листы с написанными на них высказываниями, которые вам подходят, и создайте из них картину (коллаж). Можете пользоваться всем, что есть у вас на столах».
Высказывания:
На листах желтого цвета (поведенческие)
- Сопротивление выходу на работу.
- Частые опоздания.
- Откладывание деловых встреч.
- Уединение, нежелание видеть коллег.
- Нежелание видеть детей.
- Нежелание заполнять документацию.
- Формальное исполнение обязанностей.
На листах красного цвета (аффективные)
- Утрата чувства юмора.
- Постоянное чувство неудачи, вины; самообвинение.
- Повышенная раздражительность.
- Ощущение придирок со стороны других.
- Равнодушие.
- Бессилие, эмоциональное истощение.
- Подавленное настроение.
На листах синего цвета (когнитивные)
- Мысли о смене профессии, уходе с работы.
- Отсутствие наставников.
- Ригидность мышления, использование стереотипов. Сомнения в полезности работы, ' Разочарование в профессии.
- Ощущение, что то, что я делаю, не получается. Озабоченность собственными проблемами.
- Здесь и далее в скобках пояснение для ведущего.
На листах зеленого цвета (физиологические)
- Нарушение сна (бессонница / уход в сон).
- Изменение аппетита (отсутствие/заедание).
- Длительно текущие незначительные недуги.
- Восприимчивость к инфекционным заболеваниям.
- Усталость, быстрая физическая утомляемость.
- Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ.
- Обострение хронических заболеваний.
- Слабая концентрация внимания, рассеянность.
Слово ведущего: «Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует? Это важно, так как каждый цвет имеет свое значение: красный - трудности в аффективной сфере; желтый - в поведенческой; синий - в когнитивной; зеленый - в физиологической».
По окончании работы участники подходят к каждому коллажу, определяют «доминирующую проблемную зону».
4.Упражнение «Подарок»
Цель: обогащение знаний молодых педагогов о способах решения трудностей.
Время: 12 мин.
Материал: цветные стикеры для каждого участника.
Инструкция. На мольбертах вывешиваются списки трудностей (см. предыдущее упражнение). Каждому участнику предлагается поделиться способом преодоления той или иной трудности. При этом участник приклеивает свой стикер к той, к которой у него есть решение. Вполне возможно, что один и тот же педагог предложит несколько «рецептов», тогда на мольберте будет приклеено несколько стикеров.
Если участникам сложно придумать решение для какой-то из проблем, ведущий предлагает свое. Например, при нарушении сна (бессоннице / уходе в сон) можно заводить будильник на несколько минут раньше и начинать утро с прохладного душа. Если не получается заснуть - включать релакс-музыку (шум моря, пение птиц) или разработать для себя ритуал отхождения ко сну {прием арома-ванны, молока с медом).
Упражнение «Формула успеха».
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога у молодых специалистов.
Время: 5 мин.
Материал: «Формула успеха».
Волевое принуждение
«Мышечный корсет»
Настроение
Вера
Результат
Инструкция ведущего: «Существуют разные способы решения трудностей. Перед вами один из них - картина "Формула успеха". Ее создали опытные педагоги для того, чтобы коллеги были успешны в своей деятельности.
Вначале настраиваем себя на волевое принуждение к формированию успеха. Принимаем мышечный корсет, т. е. распрямляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей. Другими словами, сознательно создаем осанку и мимику победителя. Затем искусственно вызываем внутреннее состояние радости. Дальше формируем мысленный образ успеха - усилием воли заставляем себя в него поверить. При таком поведении результат сам собой, даже не спрашивая вашего разрешения, будет всегда при вас».
5.Упражнение "Звуковая гимнастика"
Цели: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.
Время: 3 мин.
"Звуковая гимнастика"»
Материал:
А - воздействует благотворно на весь организм;
Е - воздействует на щитовидную железу;
И - воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О - воздействует на сердце, легкие;
У - воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я - воздействует на работу всего организма;
М - воздействует на работу всего организма;'
X - помогает очищению организма;
ХА - помогает повысить настроение
Инструкция ведущего: «Формировать мышечный корсет помогает дыхательная гимнастика. Это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. На нашей импровизированной выставке вашему вниманию представлена еще одна картина под названием "Звуковая гимнастика". У каждого из вас на бёйджике есть буква, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Потренируемся? (Каждый педагог пропевает свою букву в соответствии с инструкцией.)
А теперь попробуем спеть все вместе... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать "мышечный корсет": распрямляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.
После такого упражнения вы легко найдете верные пути решения трудностей, о которых мы сегодня говорили».
6. Упражнение «Мои сильные стороны»
Цель: активизация внутренних ресурсов
Время: 4-5 мин.
Материал: бумага формата А4, фломастеры.
Инструкция ведущего; «Итак, у каждого из вас нашелся способ, помогающий справиться с проблемой и найти внутренние ресурсы. Значит, они есть. А воспользуетесь ли вы ими, будет зависеть от того, какие сильные стороны у вас имеются.
У каждого на столе лежит лист бумаги. Обведите на нем свою руку и на каждом пальце напишите, какими сильными качествами вы обладаете.
Итак, сегодня вы определили трудности в работе, нашли пути решения, которые по большей части зависят от вас самих. Другими словами, все в ваших руках - все, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах».
7. Упражнение «Профессиональное будущее»
Цель: формирование профессиональной мотивации.
Время: 2 мин.
Материал: «картина» с предметами - монетой, ключиком, пером, бусинкой, изображением радуги, конфетой, красками, кристальным цветком. Все предметы прикреплены двухсторонним скотчем так, чтобы участники могли их легко снять.
Инструкция ведущего: «Вы сегодня поделились многим со мной, и мне, в свою очередь, захотелось каждому из вас подарить презент на память».
Ведущий просит каждого участника выбрать из всех предметов на картине тот, который понравился больше всего, после чего интерпретируется каждый выбор.
Интерпретация выборов:
- монета - повышение зарплаты;
- ключик - без труда найдете подход к родителям и детям;
- перо - обобщение опыта;
- бусинка - приобретение новых профессиональных качеств;
- радуга - энтузиазм в профессиональной деятельности;
- конфета - установка на профессиональные перспективы;
- краски - активная профессиональная позиция;
- кристальный цветок - стойкое психологическое здоровье.
Рефлексия
· Я устала, зато...
Я небольшого роста, зато...
·
Я иногда несдержан, зато...
·
Я ленива, зато...
·
Я застенчива, зато...
·
Я криклива, зато...
·
Я молчалива, зато...
·
Я слишком уступчива, зато...
·
Я не умею печь пироги, зато...
·
Я зануда, зато...
·
Я педагог, зато...
·
У меня нет интернета , зато...
·
Я молодая, зато...
·
Я не всегда успеваю делать в срок, зато...
·
Я не люблю слушать классическую музыку, зато...
·
Я слишком часто фантазирую, зато...
·
Я не очень хорошо пою, зато...
·
Я иногда, слишком много ворчу, зато...
·
Я несколько легкомысленна, зато...
·
Меня легко рассмешить, зато...
·
Я бываю капризна, зато...
Я ленива, зато...
·
Я застенчива, зато...
·
Я криклива, зато...
·
Я молчалива, зато...
·
Я слишком уступчива, зато...
·
Я не умею печь пироги, зато...
·
Я зануда, зато...
·
На листах желтого цвета (поведенческие)
- Сопротивление выходу на работу.
- Частые опоздания.
- Откладывание деловых встреч.
- Уединение, нежелание видеть коллег.
- Нежелание видеть детей.
- Нежелание заполнять документацию.
- Формальное исполнение обязанностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с педагогами по теме: «Познай себя»
Цель данного занятия это расширение представлений педагогов о связи между психикой и телом, понимании важности языка тела и развитие чувствительности к невербальным средствам общения....
Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...
Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»
Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...
Тренинг для педагогов ДОУ "Познай себя"
Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игры и упражнения, данного тренинга, направлены на осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации...
Дополнительная образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная страна - страна, в которой я познаю себя и мир»
Осуществление работы педагога-психолога с детьми в нашем ДОУ осуществляется в пространстве сенсорной комнаты, которая предоставляет огромные возможности для реализации различных программ и метод...
Психологический тренинг с воспитателями «Воспитатель - наш кумир, с которым познаем себя и мир!»
Формировать коммуникативные способности личности: оптимизация внутригрупповых взаимоотношений, развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и от...