Тренинг для педагогов ДОУ "Познай себя"
материал на тему
Тренинг направлен на профилактику эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игры и упражнения, данного тренинга, направлены на осознание участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе и своей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19_trening.docx | 29.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение «Позитивные установки»
Первый прием позитивного отношения к жизни это позитивные установки (утверждения).
Вся наша жизнь зависит от установок! Поэтому вне зависимости от того, во сколько вы проснулись, первые слова и мысли должны нести положительную окраску.
Установки должны быть короткими и позитивными. Они отчетливо должны звучать внутри нас или говориться вслух или пропеваться.
Это первое правило каждого дня!
Давайте с вами придумаем вместе краткие и ёмкие позитивные установки, с которых можно начать день.
- Я отлично себя чувствую;
- Я в полном порядке;
- Сегодня будет прекрасный день
- Я рождена для люби;
- Я свежа как майская роза (без юмора никуда) и т.д.
Упражнение «Я подарок для человечества».
Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность. «Я подарок для человечесвта, так как я…»
Тест Зигмунда Фрейда
1. Ты всматриваешься в море?
(твое первое ощущение, можешь закрыть глаза...)
2. Ты идѐшь по лесу и смотришь под ноги?
(что чувствуешь, на вопросы не больше 30-40 секунд).
3. Видишь полѐт чаек? (что ты при этом испытываешь, если быстрый ответ, хорошо идѐм дальше)
4. Табун лошадей? (пиши первое, что приходит в голову , не думай долго)
5. В пустыне стена с маленьким отверстием, за которым оазис? (вот в этом вопросе НУЖНЫ ТВОИ
ДЕЙСТВИЯ, А НЕ МЫСЛИ, что ты будешь делать)
6. Уставший в пустыне видишь по дороге кувшин с водой? (что ты делаешь, не чувства, а действия, это
банально, но напиши на листочке)
7. Заблудился в лесу, вечер, увидел дом, в котором светит окно? (что делать собираешься, пиши)
8. Ты в тумане? (ДЕЙСТВИЯ, как ты себя поведѐшь, пиши, это финиш)
РЕЗУЛЬТАТЫ: (Что под этими вопросами имел ввиду Фрейд. )
1. Твоѐ отношение к жизни, эмоции, ощущения.
2. Твоѐ самочувствие в родной семье.
3. Твоѐ отношение к женщинам.
4. Твоѐ отношение к мужчинам.
5. Твоя основная жизненная стратегия, цель. Как решаешь свои проблемы.
6. Твоя сексуальная избирательность. Выбор партнѐра.
7. Твоя готовность к замужеству/женитьбе.
8. Твоѐ отношение к смерти.
Игра «Телефакс».
Вот и мы с вами поработали уже достаточно времени. Давайте немного разомнемся и поиграем в игру «Телефакс». Она не несет в себе серьезной смысловой нагрузки. Участники делятся на две команды паровозиком. Первые участники каждой команды должны стоять лицом друг к другу. Первые в ряду игроки получают чистый лист бумаги и карандаш, последние – карточки с рисунками (больше ее не должен видеть никто). Каждая команда работает как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение (простой рисунок), который рисуется указательным пальцем по спине впереди стоящего. Игроки не должны переговариваться между собой. Когда сообщение дойдет до первого члена команды, он рисует его на карточке и кричит: «готово». Побеждает команда, которая сделает задание быстрее. Можно играть несколько раундов.
Упражнение «Я – сильный, я – слабый» – 5 мин.
Ведущий. Я предлагаю вам проверить, как слова и мысли влияют на состояние человека. С этой целью мы выполним следующие упражнения, для которого необходимо разбиться на пары.
(Помощь одного из участника).
- Вытяни, пожалуйста, вперед руку. Я буду опускать твою руку вниз, нажимая на нее сверху. Ты должен удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный!» Теперь делаем то же самое, но ты должен говорить: «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, то есть тихо, уныло...
- Вот видите, как поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями и побеждать.
Рефлексия: как вы понимаете это упражнение?
Упражнение «Цветок» (под музыку)
Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.
Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.
Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.
Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д.
Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.
Анализ упражнения:
1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?
2. С какими трудностями вы столкнулись?
Упражнение «Встреча».
Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».
Упражнение "Веселый мусорщик"
Все участники делятся на команды. Дается задание обмениваться предметами, которые в данный момент имеются в руках и в карманах. Меняться нужно предмет на предмет, имеет значение только количество, без учета ценности. После того, как задание получено, группы должны обсудить тактику работы. В это время ведущий подходит к каждой команде и сообщает настоящие, скрытые задания, которые нужно выполнять в процессе обмена. Примеры заданий:
- Обмениваться с партнером, который сидит, когда Вы стоите (пристройка сверху)
- Обмениваться только на территории своей команды
- Обмениваться, выводя за дверь
- Обмениваться, подводя к окну.
- Обмениваться, положив руки на плечи.
Процесс обмена анализируется. Моменты реализации скрытых заданий разбираются с точки зрения техники манипулирования. Успешная реализация оценивается в 10 раз дороже, чем простой обмен.
Упражнение разминки "Диван моей мечты"
Процедура группового психологического тренинга. Участники фантазируют на тему, о каком диване и вообще какой атмосфере отдыха они мечтают.
Упражнение предназначено для тех случаев, когда участники слишком перевозбуждены предыдущими упражнениями, и их надо немного успокоить.
Ведущий приглашает участников занять свои места. Участники рассаживаются, занимая удобные им позы. Если они сидят в креслах с высокой спинкой, можно откинуться и занять положение полулежа.
Когда все устроились, ведущий говорит:
– Закройте глаза. Сейчас время отдыха. Вы отдыхаете. Ваше тело отдыхает. Каждая клеточка организма отдыхает. Ваше дыхание спокойное. Медленное и спокойное. Тело расслаблено. Каждая мышца расслаблена. Вы чувствуете, как у вас тяжелеют руки... ноги... Ваши мысли текут спокойно. А теперь представьте диван, диван своей мечты. Это такой диван, который лучше всего вам бы позволил расслабляться. Из какого материала он сделан? Какой формы? Какого размера? Что находится вокруг дивана? Что вам помогает расслабиться лучше всего. Представьте каждую деталь. А теперь я буду подходить к каждому по очереди и класть ему руку на плечо. Этот человек пусть нам немного расскажет о диване своей мечты. Нам ведь тоже интересно. Итак, первый человек...
В конце участники встают, потягиваются. Ведущий приглашает сделать несколько энергичных движений (например, боксирующие удары).
Упражнение разминки "Пересаживания"
В процессе группового тренинга иногда возникают случаи, когда участники слишком засиделись на одном месте. Для того, чтобы их немного взбодрить, а также для небольшой разминки мозга предназначено это упражнение.
Если участники тренинга засиделись, ведущий может предложить всем пересесть. Только пересесть надо так, чтобы каждому досталось новое место.
После того, как все расселись и уже успели устроиться в новых местах, ведущий предлагает опять пересесть, но так, чтобы никому не досталось места, на котором он сидел раньше (в последний или предпоследний раз).
Так продолжается до тех пор, пока кто-то не оказывается на месте, где уже сидел.
Ведущий предлагает придумать оптимальную стратегию для пересаживания (чтобы как можно дольше пересаживаться). Идеальная стратегия состоит в том, чтобы каждый пересаживался на соседнее место справа или слева.
Если участники волею каких-то обстоятельств с первого раза стали пересаживаться так, как надо, ведущий может усложнить задачу: пересаживаться надо так, чтобы хотя бы один сосед оказался новым (в сравнении с предыдущим разом).
Упражнение "Всеобщее внимание"
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются обратить на себя внимание как можно большего числа играющих. Начали! Подсчитываем, в заключение, кто привлек внимание большего числа участников игры.
Упражнение разминки "Кувшин"
Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу.
Ведущий просит участников тренинга встать, образовав круг. Между участниками должно быть такое расстояние, чтобы они не соприкасались вытянутыми в стороны руками.
Ведущий предлагает размяться. Сначала он показывает на себе: с глубоким вдохом поднимает руки вверх, становится на цыпочки, секунд 5-10 так стоит, потом с выдохом опускает руки. После этого ведущий даёт объяснения: встав на цыпочки, он представил, что руки его образуют большой кувшин, и в этот кувшин со всех сторон слетаются "капли радости и удачи"; скоро они наполняют весь кувшин, после этого он переворачивается, и вся "радость и удача" выливается на голову и тело.
После этого ведущий проделывает это упражнение опять, вместе с участниками.
Для закрепления рекомендуется это упражнение по ходу тренинга повторить ещё несколько.
Упражнение «А я Счастлив».
Все сидят в кругу. Один стул свободный. Начинает тот, у кого свободный стул справа. Он должен пересесть на свободный стул и сказать: «А я счастлив». Следующий, у кого справа оказался пустой стул, пересаживается и говорит: «А я тоже», третий участник говорит: «А я учусь у…» (называет имя любого участника). Тот, чье имя назвали, бежит на пустой стул и называет способ поднятия настроения, затем все по аналогии повторяется сначала.
Упражнение «Я подарок для человечества».
Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность. «Я подарок для человечесвта, так как я…»
Процедура "Спасибо за приятное занятие"
- Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
- «Большой» - для меня было важным и интересным…
- «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
- «Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
- «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
- «Мизинец» - для меня было недостаточно..
Список литературы:
- Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары – практикумы, тренинги, рекомендации/авт. – сост. А.В.Ненашева, Г.Н.Осинина, И.Н.Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2014 г.
- Практические семинары и тренинги для педагогов. – Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/ авт.- сост. Е.В.Шитова. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
- http://azps.ru/training/razminka/kuvshin.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Люби себя"
тренинг для педагогов способствующий преодалению психологических барьеров, снятию напряжения и тревоги...
Психологический тренинг для педагогов: «Познай себя»
Основные задачи тренинга: исследование психологических проблем, улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.Скачать музыку...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «СОЗДАЙ СЕБЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя»...
Тренинг для педагогов "Люби себя"
Любите себя и будьте любимы!...
Тренинг для педагогов "Помоги себе сам"
Конспект тренинга с воспитателями детского сада по профилактике эмоционального выгорания...
Психологический тренинг для педагогов: "Сохраним себя для себя"
Цель: развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего , не выявленного, потенциала.Задачи:·...