Воспитательные возможности мини музея в детском саду
консультация по теме
Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 507.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательные возможности
мини музея в детском саду
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Понятие «музейная педагогика» заимствовано из немецкой терминологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи различной тематики.В последние годы музейная педагогика значительно изменилась, т.к. дошкольные учреждения стали создавать собственные мини музеи, а организация и использования их рассматриваются как особая форма работы с детьми и родителями.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной педагогики коммуникации и направлена на решение задач нравственного, патриотического воспитания и активизации творческих способностей ребёнка при использовании мини музеев в игровом пространстве детского сада. Активное её использование в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению традиций. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, обогащать социальный опыт для развития игровой деятельности.
Причин создания мини музеев несколько: во-первых, отсутствие обычных музеев в достаточной близости и отсутствие времени для их посещения. Во-вторых, отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомит ребёнка.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в 20 веке профессор Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребёнку.
Несмотря на то, что мини-музей, как мы выяснили ,несут исключительную пользу (т.е. может охватывать весь программный аспект работы с детьми, развивать игровую среду), при организации их практики сталкиваются с проблемами, которые условно можно разделить на «детские» и «взрослые»
Детские проблемы заключаются в том, что ребёнок, по природе своей коллекционер, использует свои коллекции исключительно в практических целях. Трудно представить ребёнка только созерцающего коллекцию своих машинок, или демонстрирующего её своим друзьям через стекло на полочке. Все детские коллекции – часть развивающей и игровой среды. Восприятие и внимание дошкольников недостаточно сформированы, отличаются непроизвольностью. Яркий предмет занимает его внимание, но если его нельзя трогать и он статичен – интерес к нему угасает.
Взрослые проблемы заключаются прежде всего в стремлении «прописать» музей в определённом месте. Т.к. педагоги ответственно относятся к дизайну и оформлению музея, превращая его в изюминку интерьера, тем самым «замыливая» глаз и постепенно музей теряет возможность воздействия на процессы, детей за счёт новизны и неожиданности. Поэтому при создании мини музея необходимо следовать выделенным принципам, как то:
- Принцип интеграции. Мини музеи должны создаваться с учётом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогать реализовывать её общие задачи. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей жизни, тесно связанные между собой.
- Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини музей должен предоставить ребёнку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу: играть с экспонатами, мастерить, рисовать и т.д. (должен быть выделен уголок для самостоятельной деятельности)
- Принцип научности. Несмотря на то, что мини музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления.
- Принцип природосообразности. При организации мини музея необходимо учитывать психофизические особенности детей разного возраста
- Принцип культуросообразности. Мини музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к людям) через освоение ценностей и норм конкретной национальности и региональной культуре.
- Принцип гуманизации и партнёрства. Мини музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребёнка, поддержки его инициативы, творчества и создавать условия для новых партнёрских отношений в системе «ребёнок – педагог» (диалоговое общение).
- Принцип динамичности и вариативности. Этот принцип связан с принципом интерактивности. Мини музей должен периодически меняться по тематике, экспонатам, содержанием уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
- Принцип разнообразия. Экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
- Принцип экологичности. В экспозиции должны преобладать экологически безопасные для здоровья детей экспонаты.
- Принцип безопасности
- Принцип креативности
- Принцип непрерывности
Итак, можно выделить основные цели и задачи мини музея. Музейная педагогика в условиях детского сада:
- Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
- Является действенным модулем развивающей природной среды; средством индивидуализации образовательного процесса
- Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
- Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями. Важная особенность мини музея - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою сопричастность созданию экспозиции мини музея, участвуют в обсуждении темы, сбора экспонатов. В настоящих музеях трогать руками экспонаты запрещено, а в мини музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день. В обычном музее ребёнок пассивный зритель и созерцатель, а здесь он – соавтор, творец. Причем не только он сам, но и его родители. Мини музей результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их родителей.
Создание мини музея может стать отдельным проектом одной группы, либо всего детсадовского коллектива. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.
- Подготовительный.
- Выбор темы
- Определение путей создания
- Подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей (распределение обязанностей между педагогами), педагог-психолог отслеживает влияние мини музея на развитие дошкольников, соответствие возрасту, отношение детей к проблеме), муз. Руководитель организует праздники, семинары, мероприятия.
- Трактический. Главная задача – совместная реализация 1 этапа, оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, изготовление игр, макетов.
Работа проводится в трёх направлениях:
- Информирование – первичное получение сведений о мини музеях, составе и содержании его коллекции.
- Обучение – передача и усвоение знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации
- Развитие творческих начал. Создание условий для самореализации.
Формы работы в мини музее:
- Обзорная экскурсия
- Занятие, посвященное 1 экспонату или одной рубрики
- Музейные праздники (театральные викторины, конкурсы)
- Экспресс выставки семейных коллекций
- Детские творческие работы
Методы и приёмы работы:
- Метод парных сравнений
- Метод «динамичной автономии» - локальное выделение показываемого образца – педагогический приём концентрации зрительного внимания детей
- Проблемные ситуации
- Игры – имитации
- Воображаемые путешествия
- Викторины, конкурсы
Итак, главной функцией мини музея становится:
- образовательная
- воспитательная
- познавательная
- развивающая
Главное в таком мини музее не ценность экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребёнка.
Экспонаты условно распределены по тематике:
Язык колокола
В данном разделе представлены колокола – рассказчики. Недаром на Руси «било» прозвали языком. Язык колокола рассказывал людям о надвигающейся беде (войне, эпидемии болезни), возвещал о великих победах, о рождении великих людей, созывал народ на собрания, поднимал на битву. В больших городах, где возводили Храмы создавались колокольни из большого количества разноголосых колоколов. Существует легенда о большом Валдайском колоколе, который Иван III решил перевезти из покорённого Великого Новгорода в столицу, узнав о его великолепии. Но повозка не выдержала, то ли веса колокола, то ли скорби людской, с которой провожали горожане свой колокол. Развалилась повозка на Валдайских холмах, колокол упал и разбился. Царский обоз ушёл, а осколки остались. Их подбирали местные жители и стали отливать из них небольшие колокола и до сих пор льют. С этой легендой связано появление русского поддужного колокола.
В каждой маленьком поселении обязательно строились звонница, был свой набатный колокол. Колокола на Руси не только уважали, но и одушевляли их. Известна легенда об угличском колоколе, который был сослан в ссылку, в сибирский Тобольск, за весть об убиении царевича Дмитрия.
Праздничный перезвон.
Рубрика представлена различными колокольчиками, которыми украшаются всевозможные праздники. Колокольчики изготовлены в разной технике росписи, из различных материалов. Знакомя детей с такими колокольчиков, мы знакомим их с обычаями и нравами, праздничными обрядами. В данном разделе уместно размещать детскую творческую мастерскую, а как итог – детские работы, которыми дополняется экспозиция музея.
Звуки моря
Здесь представлены колокольчики, приехавшие к нам из различных курортных мест. Помимо курортной географии, на основе этой рубрики возможно проводить занятия по экспериментированию с песком, водой. Например: один из колокольчиков «приглашает» ребят к себе на родину, на солнечный пляж, где предлагает поиграть. То есть реализуется самый основной вид детской деятельности – игра.
Звон на весь мир
В данном разделе реализуются различные методы работы с детьми по развитию познавательного интереса. Колокольчики «иногородцы» и «иностранцы» рассказывают об истории , географии, культуре своей Родины. Полезно проводить экскурсии по карте
Подводя итог выше изложенного, хочется отметить широкий спектр воздействия на ребёнка через мини музей, погружая его в знакомый и незнакомый для него мир, когда привычные на первый взгляд вещи, могут учить, развлекать, воспитывать, развивать и формировать личность маленького человека
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание мини-музея в детском саду
в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....
Проект по организации мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.
Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Ру...
Презентация открытия мини-музея в детском саду "Страна Кукляндия"
На протяжении нескольких лет дети нашего МДОУ№75 посещали ЦДиЮТ ,где занимались в кружках ручного труда,в скульптурном кружке.Посещали музей «Народного творчества»,где впервые познакомились с эк...
Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".
Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...
Организация мини музея в детском саду
Этот файл содержит в себе описание для создания мини музея в старшей группе детского сада....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду...
Консультация для воспитателей "Воспитательные возможности мини- музея в детском саду"
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятил...