Проблемы гендерного воспитания в дошкольном образовании
статья по теме

Миханкова Елена Валерьевна

В статье рассматриваются понятия "гендер", "гендерное воспитание", а также проблемы реализации гендерного воспитания в современном дошкольном образовании. В представленном материале дан анализ отличий воспитательной работы с мальчиками и девочками дошкольного возраста с учетом биологических особенностей строения головного мозга у детей разного пола. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhankova.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.В. Миханкова,

М.А. Поденако,

ГАДОУ Детский сад № 53 комбинированного вида

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Одной из наиболее популярных и активно развивающихся научных проблем на настоящий момент времени,  безусловно,  является проблема    гендерных различий и гендерной идентичности, также активно развиваются смежные науки, изучающие полоролевые или гендерные особенности детей, такие как гендерная педагогика, нейропедагогика, нейропсихология. Гендерная педагогика – это раздел педагогики, изучающий особенности гендерной социализации, обучения и воспитания мальчиков и девочек.

  Стоит отметить, что понятие «гендер», будучи относительно новым, имеет в современной научной литературе как минимум два основных варианта трактовки. В первом случае «гендер» понимается как социальный пол в отличие от биологического, тогда как во втором случае «гендер» рассматривается как комплексная социально-биологическая характеристика, с помощью которой дается определение понятиям «мужчина» и «женщина».

Гендер – это социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Таким образом, под «гендером» понимается специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин.

      Одной из наиболее важных проблем современной гендерной педагогики является научное обоснование и определение конкретных целей, задач и содержания гендерного воспитания на разных возрастных этапах.

В настоящее время гендерный подход интенсивно внедряется в педагогическую теорию и практику, что определяет необходимость подготовки специалистов, обладающих знаниями о гендерных особенностях детей и способных применять эти знания в образовательном процессе.

Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.

        Актуальность исследуемой темы объясняется тем, что в отличие от зарубежных педагогов и психологов, в нашей стране этот вопрос оставался долгое время закрытым, педагогика ориентировалась на абстрактного ребенка, без учета его полоролевых особенностей. Изучение особенностей развития мальчиков и девочек, учет их гендерных различий поможет педагогам и родителям максимально индивидуализировать педагогический процесс в ДОУ и школе, позволить правильно отбирать содержание, методы и приемы сопровождения дошкольников.

Детство для человека – уникальная пора развития всех психических функций, за несколько лет у ребенка формируются разные типы мышления, в этот период происходит закладка основы дальнейшей активной жизни будущего члена общества. Многие авторы отмечают (Еремеева В.Д., Хризман Т.П. и др.), что уже в самом раннем возрасте учеными зафиксированы различия в работе мозга мальчиков и девочек, органы чувств младенца уже настроены определенным образом, их мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки. Эти различия обусловлены физиологией, которую обязательно должны учитывать педагоги и родители, воспитывая и обучая детей.  Нейропсихологи в своих исследованиях отмечают, что весь процесс воспитания и обучения направлен на развитие самого главного органа психики – мозга и всех его многочисленных функций, регулирующих поведение ребенка.  К сожалению, часто взрослые действуют в вопросах воспитания и обучения интуитивно, по наитию, не опираясь на научные знания о гендерных особенностях детей.

Рассмотрим основные различия между мужским и женским мозгом:

1.Миндалевидное тело головного мозга больше у мужчин, что способствует их большей агрессивности, в отличие от женщин;

2. Дугообразный пучок развивается у девочек раньше, что подтверждается более ранним развитием речи, девочки начинают говорить предложениями раньше, чем мальчики;

3. Зона Брока более активна у женщин, что приводит к лучшим вербальным навыкам, чем у мужчин;

4. Кора мозга содержит нейроны, обеспечивающие высшие интеллектуальные функции и память, распознает сенсорные импульсы. У мужчин кора головного мозга толще в правой части, у женщин в левой. У мужчин лучше развиты пространственные связи, женщины превосходят мужчин в слушании, коммуникации;

5. Эстроген, формирующий женский мозг, снижает агрессивность, состязательность, желание самоутвердиться;

6. Височная доля мозга – связи и нейронные пути женского мозга обеспечивают превосходство при решении коммуникативных задач;

7. Теменная доля мозга у женщин обрабатывает больший объем информации, женщины обладают лучшей тактильной чувствительностью, мужской мозг лучше работает при дозировании информации.

8. Затылочная доля мозга обнаруживает и интерпретирует визуальные образы, различия очевидны в реакциях на чувствительность к свету, женщины видят лучше при тусклом свете, мужчины – при ярком.

В большинстве случаев с точки зрения хронологии развития мозг девочек достигает зрелости раньше, чем у мальчиков. Так, девочки могут приобретать сложные вербальные умения почти на год раньше мальчиков, девочки получают больше сенсорной информации, у них лучше слух и обоняние, они получают больше информации через кончики пальцев и кожу. У мужчин лучше развито правое полушарие, что ведет к лучшему пространственному восприятию, например, при проведении измерений, инженерном проектировании, топографии и чтении карт. Женский мозг использует свои ресурсы быстрее и чаще, задействует больше клеток, лучше функционируют память и чувственное восприятие, мужской мозг имеет больше преимуществ при решении задач с пространственными взаимосвязями. В то же время, меньшая внешняя эмоциональность мальчиков делает их более уязвимыми, эмоционально неустойчивыми, более подверженными стрессовым ситуациям из-за неумения перерабатывать свои чувства, становятся более агрессивными и замкнутыми в себе. Сильная сторона мужчин – способность к новому, нестандартному решению, к новаторству, исторически доказано, что сначала профессию осваивали мужчины, а доводили умения до совершенства – женщины.

Таким образом, необходимость учета современными образовательными учреждениями гендерных особенностей детей не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос о правильной, методически верной организации педагогического процесса ДОУ и школы на основе знаний и понимания полоролевых отличий. К сожалению, часто переосмысление и перестройка отношения педагогов к данному вопросу заканчивается лишь формальной заменой слова «пол» на «гендер», нет единого подхода к решению этой проблемы, четкого планирования систематичной работы с детьми. Прежде всего, это происходит из-за недостатка знаний педагогов о гендерных особенностях и различиях дошкольников, необходимо осуществлять просветительскую деятельность среди педагогов, активнее внедрять в практику повышения квалификации педагогов курсы по гендерной теории и методологии, разъясняющие сущность, задачи и принципы гендерного подхода в психолого- педагогической науке и практике.

Следующей, очень важной проблемой дошкольного образования является феминизация, отсутствие педагогов мужчин, особенно это важно для ролевого подражания мальчикам без отцов. Стратегия обучения и в детском саду, и в школе чаще всего рассчитана на девочек, лишь в средней и старшей школе появляются учителя – мужчины. При этом воспитывают и девочек и мальчиков чаще всего женщины: дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели. В результате для многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин,  женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми, поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости.

Сейчас образование нуждается в специалистах, обладающих гендерными знаниями, способными эффективно решать  задачи формирования личности с учетом гендерных особенностей. Гендерная компетентность является одной из составляющих профессиональной компетентности.

В ряде современных исследований выявлялись особенности гендерных представлений и установок учителей школ и воспитателей дошкольных учреждений. Исследования показали, что педагоги дифференцируют мужские и женские качества в соответствии с традиционными гендерными установками. Спектр качеств и умений, которые, по мнению педагогов, необходимо воспитывать у детей разного пола существенно различается. Важными для девочек называются такие качества, как доброта, женственность, мягкость, качества, необходимые в общении с другими людьми, а для мальчиков – твердость, целеустремленность, выносливость.

В исследовании О. Б. Отвечалиной выявлено, что гендерные представления воспитательниц отличаются противоречивостью, которые демонстрируют его в отношении к внешнему виду и стилю одежды детей разного пола; в распределении хозяйственно-трудовых поручений; при организации игр; в особенностях оценки личностных качеств и достижений; в особенностях наказаний. Так, для мальчиков устанавливаются более жесткие рамки в отношении прически и поведения, а для девочек – в отношении аккуратности, опрятности внешнего вида. Мальчиков наказывают чаще девочек и на более длительное время, у девочек осуждают проявление агрессивности, драчливости.

Гендерная компетентность педагога включает овладение им организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом гендерных особенностей.

При работе с мальчиками в группах педагогу важно:

  • делать упор на визуальную информацию, располагать информацию столбиками;

 • допускать абстрактные рассуждения при объяснении материала;

 • обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия;

 • организовывать диалоги и дискуссии;

 • особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений;

 • предлагать делать самооценку деятельности, организовывать работу в парах;

  • уметь пользоваться неуемной энергией мальчика и направлять ее в русло учебы и воспитания;
  • обращать особое внимание на более чувствительных, менее соревновательных и менее агрессивных мальчиков
  • разрешать мальчикам физически двигаться, вовлекать их в физическую деятельность
  • предоставлять мальчикам как можно больше пространства
  • предлагать больше рассказывать и выдумывать, чтобы помочь мужскому мозгу развивать воображение и вербальные навыки
  • давать мальчикам больше вещей пощупать, потрогать, особенно во время обучению письму или грамоте;
  • педагогу важно помнить, что мальчики реагируют избирательно и только на значимые для них оценки;
  • мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности
  • критикуя мальчика, нужно всё излагать кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение, ребенок перестанет слушать и слышать критику.

При работе с девочками педагогу необходимо:

• применять конкретные письменные примеры и расчеты;

• располагать визуальную информацию в горизонтальном направлении;

• задействовать речевые способности учащихся;

• использовать коллективные формы работы;

• обязательно комментировать ход и результаты учебно-познавательной деятельности;

• использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу;

• стимулировать здоровую соревновательность в классе

• педагогу важно помнить, что девочки эмоционально реагируют на все оценки педагога;

• для девочек эмоционально значимо, кто их оценивает и как, им важно быть хорошими в глазах взрослых

• критикуя девочку, сначала нужно разобрать, в чем ее ошибка,  не высказывать свое негативное отношение к ней.

Таким образом, можно выделить основные задачи гендерного подхода в ДОУ:

  • повышение гендерной компетентности педагогов ДОУ,
  • отбор содержания педагогического процесса с учетом гендерных особенностей детей,
  • создание предметно-развивающей среды группы, опираясь на интересы и потребности мальчиков и девочек
  • формирование гендерной компетентности родителей воспитанников ДОУ.

Список литературы:

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П Мальчики и девочки. – СПб, 2006
  2. Гариен М. Мальчики и девочки учатся по-разному. – М., 2004         
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы гендерного воспитания в современных условиях дошкольного образования

Проблемы гендерного воспитания в условиях современных реалий социума. Рассматриваеются проблемы духовной гендерной принадлежности, принадлежности к тому или иному полу по чертам характера....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Проблема духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовании

Долгое время вопросы духовного становления личности ребенка, воспитания в православных традициях ставились на второй план, уступая место традиционной манере обучения. Однако, с прошествием времени ста...

«Эстетическое воспитание в дошкольном образовании НСО: опыт, проблемы, перспективы»

В современном мире наши дети живут и развиваются в условиях развития высочайших информационных технологий. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения: нарушаются традиц...

Консультация для педагогов «Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации»

Консультация для педагогов«Проблемы гендерного воспитания дошкольников в дошкольной образовательной организации» Для нашей страны проблема гендерного воспитания детей в условиях детск...

Консультация для педагогов «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»

Доклад раскрывает «Современные проблемы художественно-эстетического воспитания в дошкольном образовании»...