Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Доклад на педсовет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pelsovet_yanvar2018_microsoft_office_word.docx | 24.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ детский сад «Светлячок»
Доклад на педсовет:
«Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель
Нестерова Татьяна Викторовна
Юрты, 2018
Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Опыт народной педагогики так же свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т.п.
В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.
Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за сегодняшними воспитанниками можно отметить, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера.
Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении подвергаются исключительно женскому влиянию неприемлемо для мальчиков.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание образовательного процесса ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:
• в физическом развитии и социальном поведении;
• в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;
• в проявлении агрессии.
Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли:
• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;
• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Под «гендером» принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры.
Гендерное воспитание проявляется в любом процессе в детском саду.Как построить работу с детьми по гендерному воспитанию?
Образовательный процесс
В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие, то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии.
Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.
Оценивая результаты деятельности детей и их поведения, следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.
Игровая деятельность
Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.
Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей, чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями. При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.
Музыкальные занятия
Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей.
Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники), девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы).
Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс), мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.
Театрализованная деятельность
Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.
Физическое воспитание
Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности:
- различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)
- различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)
- различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)
- различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)
- различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)
- ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)
- различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)
- в подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)
- акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.
Как же построить развивающую среду, ориентированную на гендерное воспитание?
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление прихожей, спальни и других помещений, в которых бывают дети).
Для девочек – это игры на семейно-бытовые темы. Для мальчиков – это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей» и др. Кроме атрибутов к сюжетно-ролевым играм, необходимы и дидактические игры. Такие игры трудно приобрести. Их можно сделать самим.Для детей младших групп игры «Ленточки и бантики», «Подбери одежду кукле», «Чья игрушка?», «Чей предмет? Папы или мамы?», «Подбери пару по настроению», «Найди одежду для мальчика и девочки» и т. д.
Нужно использовать маркеры с акцентом на гендерную идентичность. Оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек подобрать картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. Такие же красочные маркеры можно изготовить для кроватей и шкафчиков для полотенец. Подобрать для девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого.
В книжном уголке можно организовывать «Выставки книг про девочек и для девочек», «Выставки книг про мальчиков и для мальчиков».
Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково. Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе: толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.
Сотрудничество с родителями.
Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, играть, т. е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Родителям необходим определенный запас знаний, которым воспитатель готов поделиться.
Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек можно предложить по темам:
• Воспитание девочек и мальчиков
• Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания
•Поведение мальчиков и девочек
•Дружба мальчиков и девочек
•В семье растет дочь, в семье растет сын
•Игрушки мальчиков и девочек
•Я и моя семья
•Домашние обязанности малышей. С удовольствием и без напоминаний
•Женские и мужские профессии.
Таким образом, наша с вами задача, заключается в воспитании детей с учётом пола, организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).
Литература.
- Доронова Т. Н. «Девочки и мальчики 3-4 в семье и детском саду». Пособие для дошкольных образовательных учреждений. М. 2008
- ЕремееваВ.Д., ХризманТ.П.Мальчики и девочки — два разных мира. Санкт-Петербург, 2001.
- Шелухина И. П. «Мальчики и девочки», М. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию гендерное воспитание – процесс, направленн...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...
Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”
Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...