Обобщение опыта работы
методическая разработка по теме
"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через обновление системы работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.docx | 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через обновление системы работы ».
Слово к читателю
Перед вами обобщенный опыт работы над методической темой «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через обновление системы работы ».
Данная тема рассматривалась мною на протяжении последних пяти лет. Передо мной стояли задачи:
донести до сознания педагогов актуальность данной темы;
помочь им организовать работу над ней с учетом специфики нашей страны, республики, города, контингента детей своих групп;
знакомить с новинками методической литературы в данной области.
Мною были проведены мероприятия, которые преследовали одну цель – воспитание маленького человека, будущего гражданина, защитника семейных устоев, любящего свою семью, город, Родину, заботящегося о своих близких, пытливо изучающего историю и традиции.
Заповеди для взрослых, работающих с детьми:
Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.
Стараться:
Иметь в душе высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея мира в собственной душе, нельзя дать его другим.
Выхолить из конфликтных ситуаций с достоинством и с юмором. Искать выход из конфликта, а не виноватых; находить ошибки и причины недоразумений не в другом, а в себе.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа здоровья.
Всюду наводить порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививать это детям.
Быть добрым и честным.
Обладать терпением, не унижаться до раздражения.
Воспитывая детей, стремиться:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственности за себя и свои поступки.
Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную атмосферу вокруг него.
Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.
Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.
Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом.
«Ты все можешь» - главная формула образования.
Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Воспитывать желание помочь.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
Не кричать на детей.
Не унижать и не упрекать ребенка.
Не обсуждать с родителями поведение не их ребенка.
Не распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах).
Система работы с дошкольниками по вопросам нравственно-патриотического воспитания
Что такое нравственно- патриотическое воспитание?
«Родина», «Отечество» - в корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы нравственно-патриотического воспитания в детском саду, станем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ ПВ, воспитания чувства любви к Отечеству.
Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Работа по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) безусловно, отражена в различных программах воспитания в детском саду. Успех этой работы также зависит от методической литературы, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны складываться у детей в процессе прохождения той или иной темы («Школа», «Библиотека», «Семья», «Путешествие по городам» и т. д. ).
По личному опыту работы можно сказать, что в ходе нравственно-патриотического воспитания нельзя преуменьшать роль родителей. Так могут быть предложены следующие формы работы с родителями:
- Дни открытых дверей;
- Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
- Совместное проведение праздника
- Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию или промыслу).
Эта работа особенно актуальна сейчас, когда современное общество не определило систему нравственного поведения человека, потеряв многолетний опыт воспитания гражданина на идеалах коммунизма, пионерских и комсомольских организаций.
Программа «От рождения до школы», которой я руководствуюсь, определяет следующие требования:
Младший дошкольный возраст
Знать:
- народные песни, потешки, сказки;
- узнавать народные мелодии;
- название своего родного города;
- название нашей страны, республики и ее столицы.
Уметь:
- играть в народные игры;
- дружить со всеми детьми, независимо от национальности.
Старший дошкольный возраст
Знать и понимать:
- что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;
- что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;
- что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
- что такое страна, сходства и различия разных стран;
- песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;
- знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.
Устанавливать и объяснять:
- причинные связи и зависимости;
- наличие людей с разным цветом кожи;
- почему важно изучать разные языки;
- почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;
- почему человек любит свою родину.
При этом должны соблюдаться условия:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.
Таким образом, хочу подчеркнуть еще раз, что нравственно-патриотического воспитание связано с эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника.
Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в семье (Например: сюжетные игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Ремесленники» и т. д. ).
Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.
Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр в программе «От рождения до школы» определен соответственно возрастным группам детей и сезону.
Особое внимание следует уделять играм-драматизациям. Можно проводить не только драматизацию по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы.
В режимные моменты можно активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками – помощь малышам.
Нельзя забывать о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом могут принимать участие и дети.
Или изготовление визитки группы в виде дерева яблони – «Яблоко от яблони недалеко падает»: яблоко – дети, капли дождя – воспитатели и сотрудники детского сада, корни дерева – родители.
Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая нравственно-патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"
Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...
Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"
Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...
Обобщение опыта работы: отчёт о работе экспериментальной площадки по теме «Формирование речевого творчества детей как средства коммуникативной компетентности дошкольников.
Представляю отчёт своей работы в экспериментальной площадке на базе детского сада...
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.
Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....
обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ
в работе обобщен опыт по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...
Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».
В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...
Обобщение опыта работы по кружковой работе
На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы: ...