Обобщение опыта работы
методическая разработка по теме

Костенко Ольга Николаевна

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через обновление системы работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  работы по теме:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через обновление системы работы ».

Слово к читателю

Перед вами обобщенный опыт работы над методической темой «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через обновление системы работы ».

Данная тема рассматривалась мною на протяжении последних пяти лет. Передо мной стояли задачи:

донести до сознания педагогов  актуальность данной темы;

помочь им организовать работу над ней с учетом специфики нашей страны, республики, города, контингента детей своих групп;

знакомить с новинками методической  литературы в данной области.

Мною были проведены мероприятия, которые преследовали одну цель – воспитание маленького человека, будущего гражданина, защитника семейных устоев, любящего свою семью, город, Родину, заботящегося о своих близких, пытливо изучающего историю и традиции.

Заповеди для взрослых, работающих с детьми:

Самое главное в воспитании детей – любовь, терпение и личный пример.

Стараться:

Иметь в душе высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции. Не имея мира в собственной душе, нельзя дать его другим.

Выхолить из конфликтных ситуаций с достоинством и с юмором. Искать выход из конфликта, а не виноватых; находить ошибки и причины недоразумений не в другом, а в себе.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа здоровья.

Всюду наводить порядок и уют, создавая оазис доброты, любви и красоты: в душе, в семье, на работе. Прививать это детям.

Быть добрым и честным.

Обладать терпением, не унижаться до раздражения.

Воспитывая детей, стремиться:

Любить ребенка таким, каков он есть.

Уважать в каждом ребенке личность, воспитывая в нем чувство достоинства и ответственности за себя и свои поступки.

Хвалить, поощрять, ободрять ребенка, создавая положительную атмосферу вокруг него.

Верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития, находить его сильные стороны.

Раскрывать душу ребенка прежде, чем его ум.

Поступать так, чтобы каждый ребенок почувствовал: возможности заложены в нем самом.

«Ты все можешь» - главная формула образования.

Учить ребенка трудолюбию, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Воспитывать желание помочь.

Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

Сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.

Не кричать на детей.

Не унижать и не упрекать ребенка.

Не обсуждать с родителями поведение не их ребенка.

Не распространять конфиденциальную информацию (сведения о здоровье, психологическом состоянии, семейных обстоятельствах).

Система работы с дошкольниками по вопросам нравственно-патриотического воспитания

Что такое нравственно- патриотическое воспитание?

«Родина», «Отечество» - в  корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Язык в данном случае, как и всегда, отражает самое важное в сознании народа. Решая вопрос о том, какими должны быть содержание и методы нравственно-патриотического воспитания в детском саду, станем на путь, указанный родным языком – главным инструментом человеческой культуры.

Суть нравственно-патриотического воспитания  состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ ПВ, воспитания чувства любви к Отечеству.

Наследовать – значит делать своим, осваивать наследие – то, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.

Работа по формированию у дошкольников элементов гражданских чувств и представлений (любовь к родному краю, природе, уважение к защитникам Родины, уважение к труду взрослых и трудящемуся человеку), личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, организованности, организаторских умений) безусловно, отражена в различных программах воспитания в детском саду. Успех этой работы также зависит от методической литературы, данных о том, какие представления, чувства, отношения, навыки поведения должны складываться у детей в процессе прохождения той или иной темы («Школа», «Библиотека», «Семья», «Путешествие по городам» и т. д. ).

По личному опыту работы можно сказать, что в ходе нравственно-патриотического воспитания  нельзя преуменьшать роль родителей. Так могут быть предложены следующие формы работы с родителями:

  • Дни открытых дверей;
  • Организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
  • Совместное проведение праздника
  • Художественная мастерская (обучение определенному рукоделию или промыслу).

Эта работа особенно актуальна сейчас, когда современное общество не определило систему нравственного поведения человека, потеряв многолетний опыт воспитания гражданина на идеалах коммунизма, пионерских и комсомольских организаций.

Программа «От рождения до школы», которой я руководствуюсь, определяет следующие требования:

Младший дошкольный возраст

Знать:

  • народные песни, потешки, сказки;
  • узнавать народные мелодии;
  • название своего родного города;
  • название нашей страны, республики и ее столицы.

Уметь:

  • играть в народные игры;
  • дружить со всеми детьми, независимо от национальности.

Старший дошкольный возраст

Знать и понимать:

  • что, кроме России, есть и другие страны; запомнить и назвать некоторые из них;
  • что все эти страны и Россия находятся на земле – нашей планете;
  • что на Земле живет много разных людей, они похожи друг на друга, но и очень отличаются друг от друга;
  • что такое страна, сходства и различия разных стран;
  • песни, сказки, пляски, игры своей страны и каких-то других стран;
  • знать некоторых ученых, композиторов, писателей (российских и зарубежных), известных всему миру.

Устанавливать и объяснять:

  • причинные связи и зависимости;
  • наличие людей с разным цветом кожи;
  • почему важно изучать разные языки;
  • почему полезно знакомиться с обычаями и традициями других народов;
  • почему человек любит свою родину.

При этом должны соблюдаться условия:

  • непосредственное участие в названном процессе и взрослых, и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов – мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь: мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
  • использование народного опыта непосредственно в жизни детей (лекарственные травы, работы на садово-огородном участке);
  • усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Таким образом, хочу подчеркнуть еще раз, что нравственно-патриотического воспитание  связано с эстетическим воспитанием и присутствует во всех видах деятельности дошкольника.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме можно знакомить детей с различными бытовыми ситуациями в семье (Например: сюжетные игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Ремесленники» и т. д. ).

Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.

Подвижные народные игры должны проводиться чаще, чем обычно. Перечень игр в программе «От рождения до школы» определен соответственно возрастным группам детей и сезону.

Особое внимание следует уделять играм-драматизациям. Можно проводить не только драматизацию по сказке, но и учить детей обыгрывать потешки, небылицы.

В режимные моменты можно активизировать работу по привитию навыков традиционной культуры поведения. Перед обедом это может быть цикл бесед о традиционной нравственности. Перед сном – колыбельные, мерно рассказанная мудрая сказка или притча. Перед прогулками – помощь малышам.

Нельзя забывать о наглядности, в изготовлении которой с большим энтузиазмом могут принимать участие и дети.

Или изготовление визитки группы в виде дерева яблони – «Яблоко от яблони недалеко падает»: яблоко – дети, капли дождя – воспитатели и сотрудники детского сада, корни дерева – родители.

Перечисленные формы работы с детьми не являются единственными. Они известны каждому педагогу, и каждый, разумеется, может дополнить эти предложения новыми. Но самое главное – помнить, что ответственный подход к делу, материнское отношение к ребенку, благожелательное принятие его самостоятельности, а не установление мелочной опеки над ним – все это и есть народная педагогика (тоже составляющая нравственно-патриотического воспитания), и она даже в обычных условиях поможет реализовать программу, содержание которой предварительно надо еще осваивать самим взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"

Описание опыта работы старшего воспитателя по теме самообразования "Система методической работы по повышению квалификации педагогов"...

Обобщение опыта работы по теме "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни воспитанников путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм.Представленны...

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы.

Работа с родителями в ДОУ по формированию ЗОЖ. Обобщение опыта работы....

обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в практику работы с детьми с ОВЗ

в работе обобщен опыт  по использованию в практике работы с детьми с нарушением зрения (старшие дошкольники) здоровьесберегающих технологий В. Ковалева, В. Базарного, А.Аветисова...

Обобщение опыта работы по методической теме «Развитие мелкой моторики посредством работы с пластическими материалами».

В процессе работы с детьми в группе, я обратила внимание на одну характерную особенность, объединяющую большинство воспитанников: несмотря на все разнообразие предлагаемых видов деятельности: будь то ...

Обобщение опыта работы по кружковой работе

На протяжении нескольких лет я веду в своей группе работу по оздоровлению детей. Наш кружок так и называется «Азбука здоровья». Цели моей работы:             ...