Виды и содержание труда в детском саду.
консультация по теме
Консультация для воспитателей по организации трудовой деятельности с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_soderzhanie_truda_v_detskom_sadu.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Виды и содержание труда в детском саду»
Мищук Галина Михайловна,
старший воспитатель
МАДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» г.Емвы
Направления работы:
- ознакомление с трудом взрослых, значимость труда, уважение к людям труда;
- трудовая деятельность детей.
Виды детского труда:
- самообслуживание (направлено на удовлетворение повседневных личных потребностей);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
- труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде);
- ручной труд (работа с бумагой, тканью, картоном и пр.).
Формы организации труда:
- поручения;
- дежурства;
- коллективный труд.
Самообслуживание
- это забота о чистоте тела, о порядке в костюме.
В младшем возрасте – это основной вид труда. Детей учат самостоятельно и аккуратно есть, правильно держать ложку, умываться, пользоваться полотенцем, салфеткой, самостоятельно мыть руки, одеваться и
раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и вешать одежду, замечать неполадки в одежде и исправлять их, или обращаться за помощью, убирать игрушки, книги на определенное место.
приемы:
- поощрение самостоятельности;
- показ и помощь;
- обыгрывание ситуаций (оденем на прогулку, уложим спать);
- рассматривание иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
- особое значение – соблюдение твердо установленного режима;
Это все возможно, если и дома у ребенка созданы определенные условия: имеется вешалка для его одежды, место для хранения различных вещей; если покупается удобная для одевания одежда и обувь.
Трехлетние дети еще недостаточно умелы и родителям часто некогда ждать, им не хватает терпения, поэтому они быстро натягивают ребенку колготки, зашнуровывают ботинки и не понимают, что тем самым они отнимают у ребенка его дело. Пусть ребенок повозится со своими колготками, а дело родителей – незаметно оказать помощь, поощрить. Если этого не делать во время, позднее придется удивляться, откуда взялись эта неумелость и нежелание трудиться.
В среднем возрасте появляется большая самостоятельность в умывании, одевании, еде, поэтому детям можно поручить оказывать помощь друг другу при одевании (поручения): застегнуть сзади пуговицы, завязать шарф, шнурки.
В четыре года ребенок должен сам раздеваться и одеваться, аккуратно складывать и вешать одежду, застилать постель (с помощью), аккуратно мыть лицо, шею, уши, чистить зубы.
Порядок в игровом уголке должен поддерживать сам ребенок, взрослый помогает мыть игрушки и стирать кукольное белье.
Ребенок накрывает на стол и убирает со стола. Со временем это станет его обязанностью.
Методы:
- поощрение, положительная оценка (объективная);
- обязательно поддерживать интерес к труду;
- нельзя наказывать трудом ( за то, что насорил - будешь убирать ), труд должен быть наградой (ты научился быть аккуратным - теперь я позволю тебе вытирать чашки).
В старшем возрасте вводятся длительные обязанности по самообслуживанию. Основной метод – контроль и напоминание.
Обращается внимание на то, чтобы ребенок осознанно пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение приводит к плохим последствиям ( плохо застегнул пальто - простудишься).
Хозяйственно- бытовой труд
- всегда направлен на заботу об окружающих.
В младшем возрасте - это простые поручения: вместе со взрослым протереть пыль, собрать листья на участке. И хоть труд этот еще незначителен и дети чаще только мешают взрослым, его следует всячески поощрять.
Очень важно уже в этом возрасте дать понять детям, что всякий труд – это преодоление определенных трудностей. Чтобы ребенок получил радость от своего труда, он должен слегка устать, и увидеть наглядно результат своего труда.
Со второго полугодия во второй младшей группе вводятся дежурство по столовой.
В средней группе дети уже моют игрушки, стирают кукольную одежду, самостоятельно следят за порядком в группе и на участке. Эти дети любят трудиться со взрослыми – родителями, няней, дворником и эту особенность надо обязательно использовать.
Важно - приучать доводить начатое дело до конца, поощрять инициативу. Нельзя допускать переутомления детей - это вызовет негативное отношение к труду.
В средней группе ребенок полностью сервирует стол (дежурство), со второй половины года - дежурит по подготовке к занятиям.
В старшей группе воспитывают навыки коллективной трудовой деятельности. Детей учат выслушивать задание, продумывать план работы, готовить все необходимое, не отвлекаться, делать все добросовестно, помогать товарищам, не бросать работу не закончив ее.
Дети самостоятельно следят за порядком в группе и на участке, делают атрибуты к играм, оформляют помещения к празднику, ремонтируют книги и т. п. Дежурства носят самостоятельный характер, вводится дежурство по уголку природы.
Труд в природе.
В младшей группе осенью дети наблюдают за трудом старших детей на участке (сбор семян, урожая, перекопкой грядок), работой взрослых на огороде. Дети могут собрать сухие листья, перевезти их на машинках. Весной – посеять крупные семена, летом- помочь в сборе урожая. В группе - дети наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями и животными, выполняют отдельные поручения.
В средней группе осенью собирают семена цветов, ботву, овощи, можно посадить под зиму грядку чеснока. Зимой - подкармливают птиц на участке. Можно привлекать детей к труду в огороде: сеют семена, поливают, рыхлят, пропалывают, уносят сорняки, посыпают песком междурядья. В группе – выполняют поручения по уходу за растениями и животными.
Во время работы надо все объяснять: как, зачем и почему мы это делаем.
В старшей группе дети ухаживают за растениями и животными в группе. Осенью наблюдают за работой взрослых на огороде, собирают урожай, семена, листья для коллекций. Зимой – убирают снег, стряхивают его с веток, покармливают птиц. Весной - перекапывают грядки, рыхлят, высевают семена и т.д. Летом – ухаживают (полив, прополка, рыхление).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественный труд в детском саду, как средство ознакомления детей с народно-прикладным искусством народа ханты в процессе игровой деятельности
Ознакомление детей с народно-прикладным искусством народа ханты...
Образовательная программа по художественному труду «Азбука творчества» На основе программы: И.А.Лыкова «Художественный труд в детском саду»
Художественное творчество...
Методическая разработка "Организация и содержание наблюдений в детском саду."
Данная публикация воспитателю в работе с детьми средней группы, а также может быть использована при проведении семинаров по теме: "Организация прогулки в ДОУ"....
Методическая разработка на тему: «Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старшей группе детского сада»
Вашему вниманию предлагается методическая разработка на тему: "Формирование элементарных математических представлений посредством различных видов деятельности, представленных в виде игры, в старш...
Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства
В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценнос...
Обновление содержание работы воспитателя детского сада с родителями обучающихся: развитие компетенции ответственного родительства
В современном обществе важнейшей задачей государства остается укрепление института семьи и родительства. Именно в семье, через родителей, передаются и хранятся от поколения к поколению духовные ценнос...