Консультация для родителей: «Роль трудового воспитание в жизни старшего дошкольника, виды детского труда в детском саду и дома»
консультация (старшая группа)
Освещение вопроса трудового воспитания у старших дошкольников.Трудовое воспитание в детском саду и дома. Рекомендации родителям, с примерным перечнем игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Трудовое воспитание | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Выборгского района города Санкт – Петербурга «Детский сад №127
Консультация для родителей:
«Роль трудового воспитание в жизни старшего дошкольника, виды детского труда в детском саду и дома»
Подготовили:
воспитатели 11 группы
Елизарова Е.А.
Ярушина О.Н.
Санкт-Петербург
2024 г.
План:
1.Актуальность и роль трудового воспитания старших дошкольников.
2.Виды детского труда.
3.Посильный детский труд дома.
4.Рекомендации родителям.
5. Примеры организации трудового воспитания в семье.
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Еще несколько лет назад труд был необязательной дисциплиной как в детском саду, так и в школе. В настоящее время, его актуальность возросла и согласно ФГОС (Федеральному Государственному образовательному стандарту) является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Современное трудовое воспитание ребенка -залог его успешного гражданского становления. Так как через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребенка, понимание того, что каждый человек должен трудиться - это его долг.
В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Рассмотрим краткую характеристику видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя (одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др. В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно - бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое-либо трудовое действие. Трудовое поручение по форме организации может быть: индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию – соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой, в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный труд – предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого от темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
При условии регулярной и методически правильно организованной работы по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду получим следующие результаты:
- повысится интерес дошкольников к труду;
- сформируются навыки совместной деятельности;
- сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
- расширятся представления детей об окружающем;
- создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
- ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
- возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
- сформируется чувство общественного долга;
- труд станет для детей потребностью.
Для более устойчивого процесса формирования трудовых качеств и закрепления полученных навыков в процессе образовательной работы ДОО, конечно же, необходима параллельная деятельность в семье воспитанников. Задачи трудового воспитания ребенка настолько разносторонни, что для их успешного решения необходимо тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, родителей и воспитателей. Воспитание трудолюбия у ребенка – это сложная и многоплановая задача. Ребенок, умеющий справляться с домашней работой, в дальнейшем будет более легко справляться и с различными жизненными трудностями. Привычка к труду делает ребенка ответственным, значимым, самостоятельным. А вот отсутствие желания и умения что-то делать по дому являются признаком инфантильности и эгоизма.
Самые частые ошибки родителей:
- ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка. «Отойди, ты все испортишь», – постоянно слышит малыш. Ирония и пренебрежение отобьет охоту даже у взрослого, что же говорить о малыше;
- стремление родителей все сделать самим. Нехватка времени и нежелание переделывать работу за ребенком приводит к тому, что родители делают все сами – даже то, что малыш в состоянии сделать сам;
- приучение к труду силой. Не часто, но все же случается, что родители слишком требовательны к ребенку. Они не только дают ему слишком много работы, но и заставляют его делать все идеально. У многих детей в данной ситуации возникает вполне объяснимое отвращение к труду;
- нежелание родителей помогать. Некоторые родители считают, что малыш должен до всего доходить «своим умом». Возможно, иногда это полезно, однако в большинстве случаев ребенок лишается поддержки в виде опыта и мудрости взрослых. Это ведет к отставанию от сверстников.
Что делать?
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Если вы опасаетесь, что ваша квартира сильно пострадает после такой помощи, то давайте задания сами. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так. Понятно, что взрослым проще и быстрее сделать все самим, но дайте ребенку возможность ощутить свою полезность.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
Пусть у каждого в семье будут распределены обязанности. Дайте малышу почувствовать себя полноценным помощником. Пусть в его обязанности будет входить уборка игрушек, полив цветов и т.д. Когда ребенок увидит, что каждый в семье выполняет свои обязанности, то он осознает свою важность и не будет отказываться от работы.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Не ругайте ребенка, если он не понимает, что вы хотите. Попробуйте объяснить еще раз. Очень важно не повышать голос, не говорить приказным тоном, а спокойно просить ребенка о конкретной помощи. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.
5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!
Многие родители совершают ошибку, обещая за выполненную работу материальные поощрения: вымоешь посуду – куплю мороженое, польешь цветы – пойдем на аттракционы. Ребенок быстро привыкнет к такой схеме и будет вам помогать только за определенное вознаграждение. Надо приучать малыша к тому, что, помогая вам, он приносит пользу близким людям. Он должен испытывать гордость за то, что может самостоятельно выполнять какое-то задание. Постарайтесь малышу давать задания, которые у него лучше получаются.
6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей. Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Если она вызывает у вас отвращение, раздражение, вы всем своим видом показываете, как ненавидите мыть пол или посуду……. Я сомневаюсь, что ребенок захочет делать домашние дела, увидев, как они напрягают вас. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно.
Мы, как педагоги, хотели бы дать некоторые рекомендации, а точнее, практические советы:
1.Комментируйте свои действия. Каждая мать, находясь дома, постоянно чем-то занята (готовит пищу, протирает пыль, перебирает вещи в шкафу и т.д.) Если к своему труду, она добавит несколько слов (комментариев), то со временем у ребенка сформируется позитивный взгляд на труд. Например, убирая посуду со стола после ужина, мама говорит, что сейчас ее помоет для того чтобы неприятные запахи не беспокоили их вечером. Комментируйте ваши действия, чтобы ребенок понимал важность их выполнения.
2.Доверяйте детям трудиться самим. Не бойтесь доверить, вашему ребенку что-то сделать, даже если вы не уверенны, что он сделает это качественно. Не огорчайте его, если в первый раз он не оправдал ваших надежд.
3.Уважайте труд вашего ребенка. Замечайте любое его действие. Как правило, родители замечают только то, что не выполнено или плохо выполнено. Оцените каждый шаг ребенка. Похвалите его за приложенные усилия, и мягко направьте его в нужном направлении.
4.Сделайте торжественным новое поручение. Соберите всю вашу семью и объявите, что вы считаете, своего ребенка достаточно взрослым, чтобы доверить ему самому ходить за хлебом.
5.Проявите твердость в голосе, когда даете новое поручение, которое ребенок должен будет делать периодически. Выберите такую интонацию, чтобы ребенок не смог вам возразить. Конечно, первое время нужно будет напоминать и контролировать то дело, которое вы доверили ребенку.
6.Конкретизируйте свои поручения. Например, вы просите убраться вашу дочь в своей комнате, и конкретизируете задание: заправить постель, собрать игрушки, протереть пыль, пропылесосить. Иногда ребенок может не удовлетворить ваши ожидания, только потому, что не понял, какие действия ему нужно было выполнить.
Примеры организации трудового воспитания в семье.
Игра «Накроем стол»
Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки; знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков,
приглашение к столу, поведение за столом); воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения в семье.
Ход игры: мама входит в комнату с нарядной куклой. Ребенок рассматривает ее, называет предметы одежды. Мама говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Проигрываются с ребенком этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места. После чего мама напоминает, что она собиралась приготовить праздничный ужин, где соберутся все члены их семьи, но совершенно не остается времени накрыть на стол. Тогда ребенок предлагает помочь и сервировать взрослый стол, так же, как делал это для кукол.
Игра «Угадай профессию»
Цель: расширять представления детей о профессиях членов семьи, учить детей правильно называть профессии по ассоциациям.
Ход игры: вечером после ужина родители предлагают поиграть в игру. Папа может выступать в роли ведущего. Он называет предметы, а ребенок должен угадать, к чьей профессии они относятся. (Мама – повар: кастрюля, поварешка, белый колпак. Дедушка водитель автобуса: колесо, руль, фары. Брат – студент: тетрадь, ручка, книги. И так далее.)
Игра «Что сначала, что потом?»
Цель: уточнять знания детей о правилах ухода за растениями и животными, посадки и пересадки растений, деревьев, уборке сада, сборе урожая; воспитание бережного отношения к природе.
Ход игры: мама показывает ребенку картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений, деревьев, овощей или уборки урожая, осенней листвы, снега, чистки аквариума и т.д, и просит разложить их по порядку выполнения действий, объясняя свой выбор. Затем вместе с ребенком по одной из выбранных схем выполняют трудовые действия.
Игра «Зачем нужно это делать?»
Цель: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры: в эту игру может играть любой родитель, например, готовя ужин, идя домой из сада или магазина. Взрослый называет предмет, а дети должны назвать это действие. – Поливать растения (Лейка.) - Кормить птиц (Кормушка.) – Кушать, мыть. (Тарелка.) – Носить, стирать. (Платье.)
Детям старшего дошкольного возраста, после разминки, задают вопросы посложнее. - Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)? -Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку? - Зачем делать еженедельную уборку квартиры? - Зачем ухаживать за своим телом?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для родителей Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление...
Консультация для родителей " Роль экологического воспитания в жизни дошкольников"
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодей...
Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"
В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....
Консультация для родителей «Значение патриотического воспитания в жизни старших дошкольников»
Патриотическое воспитание в ДОУ направленно на развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, на воспитание патриота, любящего свою Родину и гордящегося ею.Очень важно приобщить ребенка ...
Консультация для родителей «Роль трудового воспитания в развитии дошкольника».
Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.Трудовое воспитание- формирование необходимых для трудовой деятельности нравст...
Консультация для родителей. Роль финансовой грамотности в жизни старшего дошкольника
Консультация для родителей. Роль финансовой грамотности в жизни старшего дошкольника...
Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста."
О роли трудового воспитания в развитии нравственных качеств личности ребёнка в детском саду и дома....