Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
методическая разработка (старшая группа)
Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста обеспечивает учёт национальных ценностей и традиций в образовании, восполняя недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания детей. Сущность образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию ребенка заключается в сохранении, передаче и воспроизведении культуры своего отечества. Опыт художественно-эстетических практик, накопленный в сфере профессионального педагогического и дошкольного образования, может быть осмыслен с теоретико-методологической точки зрения в контексте изменения парадигмы современного образования, в основе которой лежит культуросообразная концепция развития личности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
№ | Тема занятия | Цели и задачи занятия |
1. | В тереме расписном я живу… | Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре. |
2. | Праздник «Осенины – осени именины» | Дать представление детям об обычаях и традициях русского народа. Познакомить с народным праздником – Осинины. |
3. | Мебель наших предков. | Продолжать развивать интерес к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком. |
4. | Деревенская посуда. | Дать представление о старинной посуде, закрепить знания о современной посуде. Расширять словарный запас, активизировать мыслительную деятельность, учить разрешать проблемные ситуации |
5. | Народные промыслы. | Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать, почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку. |
6. | Ой вы гости, господа. | Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”. |
7. | Матрешка – игрушка на все времена. | Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу. |
8. | Рукомойник. | Продолжить знакомить детей с бытом и жизнью людей. Познакомить с рукомойником. Закрепить знания частей предмета и их назначение. |
9. | Хохломские узоры. | Познакомить детей с историей народного промысла, его легендами и преданиями. Вызывать яркие эмоции у детей, желание самим создавать узор. |
10. | Нитки. Ткачество. | Продолжать знакомить детей с особенностями труда людей в деревне. Расширять знания и словарь по теме: прялка, веретено, растягивать, скручивать, прясть. |
11. | Городецкая роспись. | Рассказать о городе Городце и Городецкой росписи. Познакомить с пословицами и поговорками о мастерстве. |
12. | Одежда наших предков. | Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения. |
13. | Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы. | Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами. |
14. | Дымковская игрушка. | Познакомить детей с народными дымковскими игрушками, с легендами и обрядами, связанными с народным промыслом, воспитывать эстетическое отношение к предметам. |
15. | Женские головные уборы. | Познакомить детей с русскими головными уборами, особенностями их изготовления и применения. Развивать художественный вкус и творческое воображение. |
16. | Гжельские узоры. | Познакомить с гжельскими узорами, учить выделять основные средства выразительности: яркость, нарядность, цвет, декоративность, разнообразие элементов росписи. |
17. | Сказания и поверья русского народа. | Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей. |
18. | Леший. | Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы. |
19. | Масленица. | Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку. |
20. | Сердце матери лучше солнца греет. | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. |
21. | Русская народная кукла. | Познакомить детей с многообразием русской народной куклы, ее изготовлением и значением в жизни людей. |
22. | Жестовские подносы. | Познакомить с деревней Жестово и промыслом – изготовлением и характерной росписью подносов. |
23. | Фольклор – народная мудрость. | Познакомить детей с русским фольклором. Познакомить с многообразием его форм. |
24. | Русская печь. | Познакомить детей с главным предметом крестьянского жилища – печью. Рассказать об особом, почтительном отношении народа к печи, об обрядах, сопровождающих жизнь человека от рождения до последних дней. |
25. | Какой бывает фольклор? | Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми. |
26. | Комплексное занятие «Русская изба. Посиделки». | Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, сундук и др.); воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору; обогащать словарь народными пословицами, поговорками, загадками; учить составлять узор на разных материалах (бумага, ткань), красиво располагать его элементы, сочетать цвета; показать бережное отношение наших предков к природе. |
27. | Москва: древняя столица. | Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени. |
28. | Богатыри земли русской. | Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей. |
29. | Русский самовар и чаепитие на Руси. | Познакомить детей с устройством самовара, показать роль и значение чаепитие для русского народа. |
30. | Щи да каша – пища наша. | Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека. |
31. | Филимоновская игрушка. | Познакомить с народным промыслом, с характерными особенностями игрушек, отличающих их от всех остальных народных игрушек. |
32 | Эх, лапти мои, лапти липовые. | Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта. |
33. | Комплексное занятие «Рукодельница и себе и людям радость приносит». | Знакомить с вышивкой, орудиями труда вышивальщиц; продолжать прививать интерес, любовь и бережное отношение к предметам русского быта, традициям; обогащать словарь пословицами, поговорками, словами «рукодельница», «мастерица», «вышивальщица»; развивать умение видеть красоту растений, упражнять в назывании цветовых оттенков, умении составлять орнамент, подборе сочетаний цветов. |
34. | Занятия и ремесленничество русского народа. | Дать представление о занятиях и ремесленничестве русских людей; рассказать о том, как рано дети начинали помогать родителям по хозяйству; знакомить детей с новыми словами; прививать любовь и уважение к труду людей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок
В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к народной культуре....
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Можно ли воспитать любовь к своей Отчизне простым утверждением, что Родину нужно любить? Не требует даже доказательств то, что на формирование нашего мировоззрения большое влияние оказывают эмоции, чу...