"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"
учебно-методический материал по теме
"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminologicheskiy_slovar_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Терминологический словарь
- ПАТРИОТИЗМ - (от греч. — соотечественник, — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
- Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины с учетом опыта и достижений прошлых поколений и тенденций развития общества.
- Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
(Философский словарь)
Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего, гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
(Евгений Вяземский | Я - гражданин России | Учительская газета | www.ug.ru)
- Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.
- Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.
- Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.
- Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.
- Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.
- Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.
- Воспитание гражданственности - это:
- -воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- -воспитание уважения к труду;
- -развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- -формирование элементарных знаний о правах человека;
- -расширение представлений о городах России;
- -знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- -развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- -формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Воспитание гражданственности – это:
1.- Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.
2.- Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.
3.- Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.
4.- Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.
- Духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
(Общая психология. Словарь)
«Духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства.
(Википедия)
Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.
Духовность - это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития.
Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.
Духовность – это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения.
Духовность – это отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.
Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль).
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
- Духовное воспитание детей – важная составляющая в процессе воспитания каждого малыша. Дело в том, что получение полноценной нравственной личности в будущем невозможно без духовного воспитания. Именно духовность закладывает в ребенка такие черты, как человеколюбие, помощь ближнему и т.д.
- Мораль – принятые в обществе представления о плохом и хорошем. Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным.
Слово «мораль» пришло к нам из французского языка от слова «moralie», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «moralis»
Мораль — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого общество чести, совести, долга, достоинства.
- Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воли — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
- Нравственное воспитание.
В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяется как целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения. Из определения видно, что нравственность как личностная характеристика – явление весьма сложное, многоуровневое, объемлющее такие личностные структуры как разум, чувства, воля. Поэтому нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
Педагогическая энциклопедия. М., 1999. С. 153-159.
Духовно-нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терминологический словарь по Общей психологии
Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П....
Опыт работы "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста".
"Любовь к родному краю, родной культуре, ролной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родной с...
Терминологический словарь. Возрастная педагогика
Возрастная педагогика...
Терминологический словарь "Моя малая родина"
В работе представлены термины и определеления слов, которыми должен овладеть ребёнок, изучив курс "Моя малая Родина". В работе раскрыты определения понятий как для взрослых, так и адаптирова...
Терминологический словарь
Презинтация Терминологический словарь...
Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического воспитания детей старшего возраста
Материал предназначен для учителей-логопедов ДОУ. В данном материале логопед деляться своей работой на тему: "Развитие связной речи и обогащение словаря в процессе нравственно-патриотического вос...
терминологический словарь по педагогике
краткий терминологический словарь по педагогике...