Терминологический словарь
презентация на тему
Презинтация Терминологический словарь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terminologicheskiy_slovar.pptx | 127.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое ФГОС ДО? ФГОС ДО устанавливаются в РФ в соответствии с требованиями статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового Закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования! ФГОС ДО утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155.
Что является отличительной особенностью Стандарта? Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставшей главной целью формирования успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. ФГОС ДО осуществляет нормативно-правовое регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в объеме, ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ для всех учреждений, регулирующих основную общеобразовательную программу ДО.
Что является основными целями ФГОС ДО? 1. Обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; 2.Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения; 3.Сохранения единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
Какие основные принципы устанавливает ФГОС ДО? Поддержка разнообразия детства; Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации(обогащения) детского развития; Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Новые Профессиональные и личностные качества педагога Четкое видение современных задач дошкольного образования; Ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; Гуманная педагогическая позиция; Умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей; Проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка; Умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;
Умение работать с содержанием обучения и разнообразными педагогическими технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность; Умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению субъективно и объективно новых подходов и технологий, оценивать их соответственно принятым на государственном уровне целям образования, задачам гуманизации образовательного процесса, возможностям и потребностям детей; Способность к саморазвитию, саморазвитию личностных структур сознания, придающих гуманных смысл деятельности педагога.
Образовательные области 1.Социально-коммункативное развитие 2.Познавательно-речевое развитие 3. Художественно-эстетическое развитие 4.Речевое развитие 5. Физическое развитие
Общие педагогические подходы к воспитанию детей Системный подход… Гуманистическая позиция… Деятельностный подход… Личностно-ориентированный подход… Гендерный подход… Возрастной подход… Онтологический подход… Культурологический подход… Аксиологический … Синергетический подход… Кибернетический…
Каков должен быть выпускник ДОО? Ребенок –выпускник ДОО должен обладать личностными характеристиками среди них : Инициативностть , Самостоятельность, Уверенность в своих силах, Положительное отношение к себе и другим, Развитое воображение, Способность к волевым условиям, Любознательность.
Цель детского сада Эмоционально, коммуникативно , развить ребенка! Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться!
Нормативно-правовая база ФГОС ДО: Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования (Приказ от 30.08.2013г. № 1014) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки от 17.10.2013г. № 1155) Профессиональный стандарт педагогического работника (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 18.10.2013г. № 544н.
Гуманизация образования - философская и социально-политическая доктрина, согласно которой содержание образования должно обеспечить свободное и всестороннее развитие личности, деятельностное участие индивида в жизни общества. Демократизация - реорганизация чего-либо на демократических началах, внедрение демократических принципов.
Парадигма ( от гр paradeigma - пример, образец) - признание научных достижений, которые в течение определенного времени оказывают сообществу модели постановки проблемы и их решение. Педагогика (от гр paidec - дети; ano - веду) - наука об обучении, образование и воспитание людей в соответствии с потребностями социально-экономического развития общества. Педагогика вальдорфская - совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанные на антропософской (антропософия - религиозно-мистическое учение, ставит на место Бога обожествленного человека) интерпретации развития л человека как целостной взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Педагогика народная - отрасль эмпирических педагогических знаний и народного опыта, отражающие взгляды на систему, направления, формы, средства воспитания и обучения подрастающего поколения. Педология (от гр pais - ребенок и logos - учение) - наука о ребенке, особенности ее анатомо-физиологического, психического и социального развитияу .
Качество образования – «качественные» изменения в учебном процессе и в окружающей обучающихся среде, которые можно зафиксировать как улучшение знаний, умений и ценностей. Качество образования – определённый уровень знаний, умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли обучающиеся в соответствии с планируемыми результатами.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентности – предметные сферы развития ребёнка. (В.В.Сериков) Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетенция – (в общем смысле) – личные возможности должностного лица, его квалификация, знания, опыт, позволяющие принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определённых знаний, навыков. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях. Компетенция педагогическая – единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.
Образовательная компетенция – совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определённому кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально-значимой продуктивной деятельности. 1) Ключевые компетенции – относятся к общему ( межпредметному ) содержанию образования: - ценностно-смысловая компетенция; - общекультурная компетенция; - учебно-познавательная компетенция; - информационная компетенция; - коммуникативная компетенция; - социально-трудовая компетенция; - компетенция личностного самоусовершенствования.
2)Общепринятые компетенции – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей. 3) Предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Обучаемость – способность к усвоению информации, учебного материала.
Познавательная активность – свойство личности, выражаемое в устойчивом интересе к знаниям, в реализуемой потребности к самостоятельным разнообразным учебным действиям. Познавательная деятельность – направленная на овладение знаниями. Познавательный процесс – деятельность, направленная на получение достоверных знаний о мире. Познание - 1) процесс психического отражения и восприятия объективного мира, результатом которого является новое знание о его сущности; 2) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире; 3) воспроизведение в сознании характеристик объективной реальности. Следует различать обыденное, мифологическое, философское, художественное и научное познание.
Демократический стиль общения – члены коллектива участвуют в обсуждении задач, решения принимаются совместно. Демократичный – чуждый высокомерия, сознания превосходства по отношению к людям. Стиль авторитарный (от фр autoritaire - властный, лат auc-toritas - власть, влияние) - стиль общения, основанный на беспрекословном подчинении отдельного человека или коллектива властной личности. Авторитетность - способность человека иметь определенный вес среди людей, пользоваться их признанием и уважением. Стиль либеральный (от лат liberalis - свободный) - беспринципное безразличное отношение к негативным воздействиям воспитанников, попустительство ученикам. Деятельностный подход – признание единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности. Дифференциация обучения – организация учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности.
Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются условия для развития их индивидуальных особенностей. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества. .
Знания – результат познавательной деятельности; совокупность усвоенных понятий, законов, принципов и зафиксированных образов, явлений и предметов. Инноватика – наука, изучающая различные новации, инновации, нововведения и инновационные процессы. Инновационные технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных особенностей обучающихся. Инновация – обновление, новинка, изменение; несёт в себе сущность содержания и организации нового.
Интеграция – объединение (в известных пределах) в одном учебном предмете обобщённых знаний той или иной научной области.
Самобытность – оригинальность, природное своеобразие. Самовоспитание – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области. Самосознание – оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самооценка – оценка человеком самого себя. Самооценка - оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Самостоятельность
Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Самоопределение – сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях Самоопределение личности - осознание человеком своего места в жизни, в обществе. Самоопределение личности - самостоятельный выбор человеком своего жизненного пути, целей, ценностей, нравственных норм, будущей профессии и условий жизни. Самореализация личности - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.
Одарённость – 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.
Одаренность в основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.
Гиперактивность - это заболевание !!!, которое необходимо лечить, поскольку в дальнейшем оно может отразиться на обучении ребенка и его жизни. Это врожденное патологическое состояние.
Признаки гиперактивности : не способен долго сосредотачиваться даже на интересующем его занятии; не может спокойно усидеть на месте; находится в непрерывном движении; слышит обращение к себе, но не отвечает ответной реакцией; часто теряет свои вещи; избегает монотонных занятий, а также тех, которые требуют умственных усилий; никогда не заканчивает начатое занятие; имеет трудности во время садиковых занятий; очень много говорит; отвечает на вопрос еще даже не дослушав его до конца; имеет проблемы с памятью; мало спит, даже в младенчестве; постоянно проявляет беспокойство; имеет черту характера не подчиняться правилам в любых делах; часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника; не может дождаться своей очереди; подвержен частым и внезапным сменам настроения.
При начале занятий в дошкольных учреждениях к основным общим симптомам проявления гиперактивности могут добавиться головные боли, на которые будет жаловаться малыш, ночные страхи, нервные тики и тому подобное. Если во время не начать предпринимать меры и не найти правильный подход к воспитанию таких детей, то в дальнейшем гиперактивность мешает добиться успехов в жизни даже детям с высоким интеллектом. При обнаружении у ребенка подобных симптомов, рекомендуется обратиться к специалисту!
О требованиях Стандарта к работе с родителями 1.1. Положение Стандарта могут использоваться родителями при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования; 1.2. В основе Стандарта лежит принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей), педагогических и иных работников Организации и детей; 1.4.Принципы дошкольного образования: … сотрудничество Организации с семьей… … приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства… 1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач: … объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; …обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
1.7. Стандарт является основой … для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития… Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему 2.11.2 В содержательном разделе Программы должны быть представлены: … особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений…. должна учитывать образовательные потребности, интересы, мотивы детей, членов их семей, педагогов… 2.13 Дополнительный раздел Программы. Краткая презентация должна быть ориентирована на родителей детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации должны быть указаны: …характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей…
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 3.1 Требования…. к образовательной среде …создает условия для участия родителей в образовательной деятельности 3.2.1 Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогическое условия: …поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей в непосредственно в образовательную деятельность 3.2.3…Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия родителей 3.2.5 Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… …взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. в т.ч. Посредствам создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи
3.2.6 В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия: …для консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования 3.2.8 Организация должна создавать возможности : Для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности; Для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; Для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования 4.4 Настоящие требования являются ориентирами для: …взаимодействия с семьями; …информирования родителей…относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации
Система взаимодействия с семьей 1.Изучение семьи, запросов…..: социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи; наблюдения про процессом общения членов семьи с ребенком; анкетирование; проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах… 2. Информирование родителей… Рекламные буклеты; Журналы для родителей; Визитная карточка учреждения; Выставки детских работ; Личные беседы; Общение по телефону; Индивидуальные записки; Родительские собрания; Родительский клубы; Объявления; Фотогазеты; Памятки
3. Консультирование родителей… 4. Просвещение и обучение родителей… Семинары-практикумы; Мастер-классы; Приглашение специалистов; Тренинги; Творческие задания; Подготовка и организация музейных экспозиций в ДОО. 5.Совместная деятельность детского сада и семьи… Попечительский совет; Родительский комитет; Дни открытых дверей; Организация совместных праздников; Выставки семейного творчества; Семейные фотоколлажи ; Субботники; Экскурсии; Походы; Досуги с активным вовлечением родителей
Формы взаимодействия ДОО и семьи Анкетирование Опрос Интервью и беседа Практикум Лекция Дискуссия Круглый стол Дебаты Педагогический совет с участием родителей Педагогическая лаборатория Родительская конференция Общее родительское собрание Групповые родительские собрания Аукцион Вечер вопросов и ответов Родительские чтения Педагогическая беседа Семейная гостиная Клубы для родителей Дни добрых дел День открытых дверей… Праздники, утренники, концерты, соревнования Выставки детских работ Совместные походы и экскурсии….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Терминологический словарь по Общей психологии
Абсолютный порог чувствительности – величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным П....
"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"
"Терминологический словарь по патриотическому воспитанию"...
Игра с педагогами "Терминологический диктант"
Игра "Терминологиечский диктант" предназначена для педагогов ДОУ. Цель: оценка уровня педагогического мастерства. Игра состоит их 3 частей, может быть использована как часть педагогического совет...
Терминологический словарь. Возрастная педагогика
Возрастная педагогика...
Терминологический словарь "Моя малая родина"
В работе представлены термины и определеления слов, которыми должен овладеть ребёнок, изучив курс "Моя малая Родина". В работе раскрыты определения понятий как для взрослых, так и адаптирова...
Конспект и терминологический словарик по серии вебинаров на тему "STEAM-образование"
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект и терминологический словарик по серии вебинаров на тему "STEAM-образование". STEAM-образование включает в себя 5 составляющих:...
терминологический словарь по педагогике
краткий терминологический словарь по педагогике...