« РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»
материал по теме

Гончарова Любовь Ивановна

«Рука- это вышедший наружу мозг человека».

 

                                                                                                                             И. Кант

 

                                                                         «Движения, особенно движения пальцев рук,                           сами по себе необыкновенно сильно

стимулируют развитие мозга,

разных его отделов.

И чем раньше движения входят в жизнь ребенка,

             тем больших высот можно достигнуть».                                                                                                                                                                                                                        

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Б. Никитин

                                       

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность внутренних органов. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития  и, следовательно,  готовности к обучению в школе. Тонкая моторика- это разновидность движения,  в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своим движением, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с 1,5- 2 лет и дети с удовольствием повторяют за взрослым тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и нише, сверху и снизу, вправо и влево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого  или другого партнера по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Выполняя упражнение, сначала нужно объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остается только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все движения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам вначале трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать  на подушечках пальцев глазки и ротик.

Свою работу по знакомству с пальчиковыми играми начала с хорошо знакомых детям попевок: «Ладушки», «Сорока- сорока», «Пальчик- пальчик, где ты был?»

Игра «Кошка и дождик» очень быстро запомнилась детям.

Воспитатель рассказывает стихотворение, а дети повторяют движения и слова за взрослым.

                                 Дождик капал по дорожке

               «стучим» кончиками пальцев по раскрытой ладошке

                                 На крыльце сидела кошка.

                круговыми движениями гладим ладошку

                                 Лапкой капельки ловила

                 сжимаем кисть в кулак

                                 И в карман их все сложила.

                  раскрываем кулачек, хлопаем в ладоши

 

Очень нравится детям игра «Пирожок».  Ребенок ждет, когда взрослый назовет его имя, и ему достанется пирожок. Дети радуются, смеются.

                                Пирожок слепили,

                 наискосок «шлепаем» ладошку о ладошку

                                          Даше.

                                   хлопок.

                                Пирожок слепили,

                  наискосок шлепаем ладошку о ладошку

                                Саше.(и так дальше, пока не будут перечислены все дети)

                               Ну, а этот пирожок,

                  наискосок шлепаем ладошку о ладошку

                               Кот Василий уволок.

                                   хлопок

Игра «Курочка»- познавательная. Дети закрепили, что цыплята любят червячков, а их можно нарисовать на ладошке волнистой линией.

                                 Мама курочка пришла,

                     «идем» пальчиками от локтевого сгиба к кисти

                                Лапкой землю погребла.

                         гладим ладошку

                               Червячка она нашла,

                      рисуем на ладошке «червячка»

                               И цыпляткам отдала.

                       скучим пальчиками по ладошке

 

В игре «Пес» дети вначале испытывали затруднения. В начале трудно было поднять большой пальчик, а затем еще и мизинчик. Но всем хотелось правильно сделать, подходили, показывали, правильно ли у них получилось.

                                  Во дворе!

                    раскрытая ладошка

                                   В конуре!

                    сжимаем кисть в кулачок

                                  Живет пес,

                    поднимаем вверх большой палец

                                  У него колечком хвост.

                     поднимаем вверх мизинец.

 

Игру «Лягушка» дети выучили очень быстро. Перед игрой рассмотрели лягушку- игрушку.

                                       В камышах она живет

                        шевелим всеми пальчиками

                                      Песню ква- ква- ква поет.

                        хлопаем в ладоши

                                     Кто такая отгадай?

                        шевелим всеми пальчиками

                                     А потом с ней поиграй!

                                      Ква-ква- ква.

                          собираем пальчики  «щепоткой».

 

На прогулке можно поиграть в игру «Прогулка».

                                     Вот кулак, а вот ладошка,

                         сжимаем кулачок, раскрываем кулачок

                                     А по ней гуляет кошка.

                          «ходим» пальчиками по ладошке

                                     Кошка спрыгнула с ладошки,

                           ставим пальчики на запястье

                                     Побежала по дорожке.

                          «бежим» по руке от запястья к локтевому сгибу

После того как дети запомнили эти игры, выучили потешку «Моя семья» . Оъяснила детям, что сначала пальцы правой руки нужно согнуть в кулачок, а затем по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Пальчики поочередно разгибали вначале на правой руке, а затем на левой.

                                          Этот пальчик- дедушка,

                                          Этот пальчик- бабушка,

                                          Этот пальчик- папочка,

                                          Этот пальчик- мамочка,

                                          Этот пальчик- я, ( ребенок показывает на себя)

                                          Вот и вся моя семья.

 

                          Игра   «Пальчики в замочке»

                                         Дружат в нашем садике

                                         Девочки и мальчики

              (Пальчики правой и левой руки соединяются в замок)

                                         Мы с тобой подружимся

                                         Маленькие пальчики.

 

                                          Раз, два, три, четыре, пять

                                          Мы подружимся сейчас.                                                                                                                   

(Ритмично поднимать и опускать пальчики по парам, начиная с мизинцев).

 

Перед обедом можно поиграть в игру «Варим щи».

                                        Чтоб отведать вкусных щей,

                                         Надо много овощей.

                        растираем ладошки между собой до тепла

                                         Первая у нас капуста,

                                         С нею будет очень вкусно.

                                         большой палец

                                         А вторая вот морковка,

                                         Мы порежем ее ловко.

                                      указательный палец

                                        Третий репчатый лучок,

                                          Он вкусней чем чесночок.

                                            средний палец

                                          А четвертая картошка,

                                          Помешаем ее ложкой.

                                          безымянный палец

                                          Пять, конечно же свекла,

                                          Красный цвет она дала.

                                                    мизинец

 

Много радости, веселья доставляет детям игра «Девочки и мальчики». Каждый ребенок ждет, когда ведущий назовет его имя.

                                         Озорные пальчики,

                           быстро «шевелим» пальчиками

                                        Девочки и мальчики

                          собираем пальчики в кулачок

                                        Это раз - у нас Катюшка,

                                        У нее весь нос в веснушках.

                           поднимаем вверх большой пальчик

                                       Это два- у нас Андрюшка,

                                       У него весь нос в веснушках.

                          поднимаем вверх указательный пальчик

                                       Это три - у нас Маришка,

                                       Озорница, шалунишка.

                          поднимаем вверх средний пальчик

                                       А четыре- рыжик Гришка.

                          поднимаем вверх безымянный пальчик

                                       Ну, а пятая малышка,

                                       Это девочка Иришка.

                           поднимаем вверх мизинчик

Игра повторяется до тех пор, пока не будут названы имена всех детей.

 

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводим систематически в разные  режимные моменты длительностью около 5 минут.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развиваем мелкие мышцы рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующему улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, важным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующем развитие мышления ребенка.

 

 

 

 

                                                          Литература:

                                                          Трясорукова Т. П. «Гимнастика для пальчиков – для де-

                                                          вочек и мальчиков» Ростов-на-Дону, 2012

                                                          «Пальчиковые и игры и упражнения для детей 2- 7 лет»

                                                          Волгоград, 2011 год 

                                                          Н,Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой мото -

                                                           рики»   Ростов н/Д,2008.                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         «Рука- это вышедший наружу мозг человека».

                                                                                                                             И. Кант

                                                                         «Движения, особенно движения пальцев рук,                           сами по себе необыкновенно сильно

стимулируют развитие мозга,

разных его отделов.

И чем раньше движения входят в жизнь ребенка,

тем больших высот можно достигнуть».                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                     Б. Никитин

                                       

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них можно регулировать деятельность внутренних органов. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития  и, следовательно,  готовности к обучению в школе. Тонкая моторика- это разновидность движения,  в которой участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своим движением, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с 1,5- 2 лет и дети с удовольствием повторяют за взрослым тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, а в других - ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и нише, сверху и снизу, вправо и влево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого  или другого партнера по игре важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Выполняя упражнение, сначала нужно объяснить, как выполняется то или иное упражнение, показать позу пальцев и кисти. Постепенно от показа отказываются, остается только словесные указания. Только если ребенок действует неправильно, надо снова показать ему верную позу. Сначала все движения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам вначале трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью.

Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать  на подушечках пальцев глазки и ротик.

Свою работу по знакомству с пальчиковыми играми начала с хорошо знакомых детям попевок: «Ладушки», «Сорока- сорока», «Пальчик- пальчик, где ты был?»

Игра «Кошка и дождик» очень быстро запомнилась детям.

Воспитатель рассказывает стихотворение, а дети повторяют движения и слова за взрослым.

                                 Дождик капал по дорожке

               «стучим» кончиками пальцев по раскрытой ладошке

                                 На крыльце сидела кошка.

                круговыми движениями гладим ладошку

                                 Лапкой капельки ловила

                 сжимаем кисть в кулак

                                 И в карман их все сложила.

                  раскрываем кулачек, хлопаем в ладоши

Очень нравится детям игра «Пирожок».  Ребенок ждет, когда взрослый назовет его имя, и ему достанется пирожок. Дети радуются, смеются.

                                Пирожок слепили,

                 наискосок «шлепаем» ладошку о ладошку

                                          Даше.

                                   хлопок.

                                Пирожок слепили,

                  наискосок шлепаем ладошку о ладошку

                                Саше.(и так дальше, пока не будут перечислены все дети)

                               Ну, а этот пирожок,

                  наискосок шлепаем ладошку о ладошку

                               Кот Василий уволок.

                                   хлопок

Игра «Курочка»- познавательная. Дети закрепили, что цыплята любят червячков, а их можно нарисовать на ладошке волнистой линией.

                                 Мама курочка пришла,

                     «идем» пальчиками от локтевого сгиба к кисти

                                Лапкой землю погребла.

                         гладим ладошку

                               Червячка она нашла,

                      рисуем на ладошке «червячка»

                               И цыпляткам отдала.

                       скучим пальчиками по ладошке

В игре «Пес» дети вначале испытывали затруднения. В начале трудно было поднять большой пальчик, а затем еще и мизинчик. Но всем хотелось правильно сделать, подходили, показывали, правильно ли у них получилось.

                                  Во дворе!

                    раскрытая ладошка

                                   В конуре!

                    сжимаем кисть в кулачок

                                  Живет пес,

                    поднимаем вверх большой палец

                                  У него колечком хвост.

                     поднимаем вверх мизинец.

Игру «Лягушка» дети выучили очень быстро. Перед игрой рассмотрели лягушку- игрушку.

                                       В камышах она живет

                        шевелим всеми пальчиками

                                      Песню ква- ква- ква поет.

                        хлопаем в ладоши

                                     Кто такая отгадай?

                        шевелим всеми пальчиками

                                     А потом с ней поиграй!

                                      Ква-ква- ква.

                          собираем пальчики  «щепоткой».

На прогулке можно поиграть в игру «Прогулка».

                                     Вот кулак, а вот ладошка,

                         сжимаем кулачок, раскрываем кулачок

                                     А по ней гуляет кошка.

                          «ходим» пальчиками по ладошке

                                     Кошка спрыгнула с ладошки,

                           ставим пальчики на запястье

                                     Побежала по дорожке.

                          «бежим» по руке от запястья к локтевому сгибу

После того как дети запомнили эти игры, выучили потешку «Моя семья» . Оъяснила детям, что сначала пальцы правой руки нужно согнуть в кулачок, а затем по очереди разгибать их начиная с большого пальца. Пальчики поочередно разгибали вначале на правой руке, а затем на левой.

                                          Этот пальчик- дедушка,

                                          Этот пальчик- бабушка,

                                          Этот пальчик- папочка,

                                          Этот пальчик- мамочка,

                                          Этот пальчик- я, ( ребенок показывает на себя)

                                          Вот и вся моя семья.

                          Игра   «Пальчики в замочке»

                                         Дружат в нашем садике

                                         Девочки и мальчики

              (Пальчики правой и левой руки соединяются в замок)

                                         Мы с тобой подружимся

                                         Маленькие пальчики.

 

                                          Раз, два, три, четыре, пять

                                          Мы подружимся сейчас.                                                                                                                  

(Ритмично поднимать и опускать пальчики по парам, начиная с мизинцев).

Перед обедом можно поиграть в игру «Варим щи».

                                        Чтоб отведать вкусных щей,

                                         Надо много овощей.

                        растираем ладошки между собой до тепла

                                         Первая у нас капуста,

                                         С нею будет очень вкусно.

                                         большой палец

                                         А вторая вот морковка,

                                         Мы порежем ее ловко.

                                      указательный палец

                                        Третий репчатый лучок,

                                          Он вкусней чем чесночок.

                                            средний палец

                                          А четвертая картошка,

                                          Помешаем ее ложкой.

                                          безымянный палец

                                          Пять, конечно же свекла,

                                          Красный цвет она дала.

                                                    мизинец

Много радости, веселья доставляет детям игра «Девочки и мальчики». Каждый ребенок ждет, когда ведущий назовет его имя.

                                         Озорные пальчики,

                           быстро «шевелим» пальчиками

                                        Девочки и мальчики

                          собираем пальчики в кулачок

                                        Это раз - у нас Катюшка,

                                        У нее весь нос в веснушках.

                           поднимаем вверх большой пальчик

                                       Это два- у нас Андрюшка,

                                       У него весь нос в веснушках.

                          поднимаем вверх указательный пальчик

                                       Это три - у нас Маришка,

                                       Озорница, шалунишка.

                          поднимаем вверх средний пальчик

                                       А четыре- рыжик Гришка.

                          поднимаем вверх безымянный пальчик

                                       Ну, а пятая малышка,

                                       Это девочка Иришка.

                           поднимаем вверх мизинчик

Игра повторяется до тех пор, пока не будут названы имена всех детей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук проводим систематически в разные  режимные моменты длительностью около 5 минут.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развиваем мелкие мышцы рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующему улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, и что не менее важно, важным средством повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующем развитие мышления ребенка.

                                                          Литература:

                                                          Трясорукова Т. П. «Гимнастика для пальчиков – для де-

                                                          вочек и мальчиков» Ростов-на-Дону, 2012

                                                          «Пальчиковые и игры и упражнения для детей 2- 7 лет»

                                                          Волгоград, 2011 год  

                                                          Н,Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой мото -

                                                           рики»   Ростов н/Д,2008.                                                  

Управление образования Старооскольского городского округа  Белгородской области                                                                                                                     Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 42 «Малинка»

ТЕМА: « РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ»

                                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                                          Гончарова Л.И.

                                                 

                                     

                                                        2014 год                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развиваемся играя». Учебно-методическое пособие. Пальчиковый сухой бассейн для развития речи младших дошкольников.

Сухой бассейн из капсул от киндер-сюрпризов,которые обтянуты термоплёнкой для пасхальных яиц и наполнены крупами и бобовыми,игра направлена на освоение детьми сенсорных эталонов....

План по самообразованию на тему «Развитие речи у детей с использованием пальчиковых игр и упражнений» (вторая младшая и средняя группа)

Пояснительная записка«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»В. А. СухомлинскийНаша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет ...

Использование игр для развития речи младших дошкольников с применением ЛЭПБУКА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ИГР....

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи младших дошкольников»...

Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"

Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"...