Конспекты занятий по развитию речи (первая младшая группа)
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Амосова Татьяна Львовна
подготовила:
воспитатель Амосова Т.Л. 
Литература:
В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»
 
Дидактическая игра «Отгадай и назови»
Цель: познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова - названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие № 1

подготовила:

воспитатель Амосова Т.Л.

Литература:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»

Дидактическая игра «Отгадай и назови»

Цель: познакомить детей с назначением предметов, активизировать в речи слова - названия предметов и их качеств; учить образовывать существительные по аналогии.

Ход занятия

  На столе воспитателя коробка. «В коробке,- показываем  - лежат... Иди, Аннушка, посмотри, что в коробке лежит. Возьми что-нибудь из коробки и покажи детям. Что ты достала? («Утюг, Утюжок».) Спроси у детей: что у меня? Что я вам показываю?.. Аннушка, а для чего нужен утюг? Покажи, как гладят утюгом». (Можно предложить погладить ленточку; проверить, горячий ли утюг, и т. п.)

 Ставим утюг на стол перед коробкой. Приглашаем к столу следующего ребенка.

В коробке могут лежать: крупная (для пальто) пуговица, катушка ниток, косынка, носовой платок, одежная и зубная щетки. Дети рассказывают и показывают, для чего нужна вещь, как чистят одежду щеткой, примеряют косынку и т. д.  

Убираем коробку. Вещи остаются на столе. Теперь, вызывая к столу ребенка, просим, найти то, чем чистят зубы, спрашиваем, как называется эта вещь, уточняем название ее частей, качества. («Щетка  маленькая. У нее есть ручка» и т. д).

Затем предлагаем детям сесть за столы, на которых изображениями вниз лежат предметные картинки.

Дети берут по одной картинке. Просим показать (поставить на картинку палец или чуть выдвинуть ее вперед) картинки с изображениями вещей, которые можно гладить (платье, фартук, платочек и т. д.). Если ребенок ошибся и показал на предмет, который гладить нельзя, картинка от него «убегает» (забираем) и даем ребенку запасную.

Далее просим показать (и назвать) то, что можно резать ножом (сыр, хлеб, арбуз и т.д.).

В заключение, показывая картинки, перечисляем, что можно гладить, что режут (разрезают) ножом.



Предварительный просмотр:

Занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие № 2

подготовила:

воспитатель Амосова Т.Л.

Литература:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»

Чтение детям рассказа «Курочка» Е. Чарушина. Рассматривание и обсуждение иллюстраций к тексту

Цель: учить детей слушать небольшое по объему художественное произведение (без наглядного сопровождения); учить рассматривать рисунок и вспоминать авторские описания персонажей.

Ход занятия:

Воспитатель читает рассказ Е. Чарушина, заканчивая фразой: «И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки». Пересказывает с участием детей содержание прочитанного:

- Курочка и цыплятки гуляли. Но вдруг...

- Пошел дождик.

- Курочка  присела,  крылышки  растопырила  и  цыплята...

- Спрятались, залезли к ней под крылышки.

Воспитатель читает тот же отрывок, но в дополненном виде -включая текст о том, кто как спрятался.

Спрашивает: «Цыпляток совсем не было видно?» («Одних не было видно. А у кого-то ножки торчали, кто-то головку высунул».)

Педагог зачитывает рассказ целиком. Затем повторяет отрывок про двух цыплят. Просит детей рассказать о том, что делали цыплята, которые не послушались маму.

Рассказ читается снова, после чего детям показывают иллюстрацию Е. Чарушина (если нет отдельного издания рассказа, можно показать рисунок, помещенный в хрестоматии).

Со старшей подгруппой воспитатель беседует по содержанию рисунка (объединяя детей по 2-3).В процессе беседы он просит показать цыплят, спрятавшихся под крылышком у мамы и оставшихся под дождем, рассказать, как они выглядят, какая курочка.



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие № 3

подготовила:

воспитатель Амосова Т.Л.

Литература:

В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе»

Чтение детям стихотворения «Снег» А. Барто. Дидактическая игра «Где снежинка?»

Цель: учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; «вертеться, как снежок»); использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого.

Ход занятия:

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Затем он предлагает детям стать, снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки (это можно сделать идо занятия). Снова читает стихотворение:

Снег, снег кружится (Делает круговые движения кистями рук.)

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.  (Кружится.)

Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда он читает последние строчки, дети кружатся. Пока они кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» («Под стол» - хоровой и индивидуальные ответы.)

Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для «Строителя», на ковер и т. д! Стихотворение читают 5 - 6 раз



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия по развитию речи

(первая младшая группа)

занятие № 4

Дидактические игры «Не ошибись», «Кто рассказывает?»

Цель: закрепить умение детей различать овощи и фрукты по внешнему виду, учить соотносить предмет с его изображением; развивать слуховое внимание.

Ход занятия

Воспитатель показывает овощи и фрукты (на подносе). Вызывает сразу 4,-5 человек к столу. Дети берут с подноса по одному предмету и, показав всем присутствующим, называют: «У меня морковка'... А у меня большая свекла... У меня маленькая свекла». «Про нее можно сказать - свеколка»,- уточняет воспитатель, и малыши повторяют новое слово.

Дети возвращаются на свои места, а к столу выходит следующая подгруппа (задание должны выполнить все участники занятия).

Далее проводится игра «Не ошибись». Педагог показывает яркую картинку - изображение овоща (фрукта), ставит ее на подставку доски. Приглашает ребенка взять этот же овощ (фрукт) с подноса и положить рядом с картинкой. Ребенок сопровождает свои действия речью: «На картинке морковка. И рядом морковка».

После того в как игре примут участие еще несколько человек, педагог усложняет задание: выставляет сразу по 2 картинки, причем один из изображенных на них овощей (фруктов) на подносе отсутствует. Ребенок должен ответить так: «На картинке огурчик, а на подносе его нет». Старшие Дети подтверждают правильность ответа. Если ребенок ошибается и неправильно соотносит натуральный овощ и его изображение, педагог прячет картинку и возвращает предмет на поднос.

Затем воспитатель организует игру «Кто рассказывает?». Он вызывает ребенка и предлагает ему встать рядом с собой, спиной ко всем присутствующим. В это время кто-то из детей выходит к столу, берет с подноса фрукт (овощ), говорит: «Я взял и держу в руке яблоко». Кладет предмет и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сообщил тебе об этом?» - спрашивает педагог у водящего ребенка. Если тот узнает товарища по голосу, дети хлопают в ладоши, подтверждая ответ, а узнанный занимает место водящего. Если малыш ошибается, то водит еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи. Первая младшая группа. Тема: "Непослушный петушок"

формировать у детей представление о домашней птице – Петушке, его внешнем виде, питании, образе жизни учить детей тому, как кричит петушок; побуждать их к звукоподражаниюспособствовать обогащению...

Конспект ООД по «Развитию речи» первая младшая группа

Цель: Развитие речи детей средствами устного творчества.Программное содержание: Дать детям представление о домашних животных. Побуждать детей узнавать животных, называть, выделять отдельные ...

Конспект занятия по развитию речи первая младшая группа « Кто как кричит».

План-конспект открытого занятия по развитию речи первая младшая группа« Кто как кричит». Воспитатель Белая Ирина Геннадьевна ГБДОУ № 43 Цель: расширение знания детей о домашних ж...

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Звуковая культура речи: звуки [Т], [П], [К]»

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие детей; работать над усилением подвижности артикуляционного аппарата, уточнять артикуляцию и произнесение звуков [а], [о], [у], [и] в с...

Занятие по развитию речи первой младшей группе на тему: Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница»

Занятие по развитию речи первой младшей группе на тему:Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница» Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского «Путаница», до...