Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
учебно-методический материал по теме
ФОЛЬКЛОР В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora_v_uchebno.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НОВЫХ ФОРМ, РАЗНООБРАЗИЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ПОДАЧИ МАТЕРИАЛА ДЕТЯМ
Известно, что ребенок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша: прислушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту, Это забавляет и радует его, организует его поведение. Попевки, приговорки с давних времен создавались в народе на потеху детям. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребенок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, веселые- радуют, в них звучит любовь к ребенку и забота о нем. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речи, формирует отношение к окружающему миру.
Я решила как можно шире применять фольклорный материал в работе с детьми раннего возраста. Особую значимость он представляет в первые дни жизни малыша в детском учреждении. Маленький ребенок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетенном состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока еще чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоится. Перебираю пальчики Дениса и приговариваю:
Этот пальчик-дедка,
Этот пальчик-бабка,
Этот пальчик-папенька,
Этот пальчик-маменька,
А вот этот- наш малыш
Зовут его Денис!
Мальчик посматривает то на меня, то на свои пальчики. Прислушивается к словам потешки, веселеет.
Беру Юлю за руки, приговариваю: «Ладушки-ладошки» «Сорока-сорока». Вижу, что это нравится девочке. И не ошибаюсь в своем предположении. Юля через некоторое время подходит ко мне и протягивает руки, «Ну что, сделаем опять ладушки?» - спрашиваю я. Девочка, довольная тем, что ее поняли, согласно кивает головой.
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Я предполагаю решать с помощью русского народного фольклора следующие задачи:
- обеспечить эмоционально положительное общение с каждым ребенком, видя в этом средство сокращения периода адаптации:
- воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.п. :
- создать в группе настроение мажора, ведь это одно из условий полноценного развития детей.
Прежде всего необходимо было подобрать потешки, приговорки, попевки. Просматривая хрестоматии, я обращала внимания на то, чтобы они были просты, коротки, с четким ритмом, побуждали к действию, движениям. Большое внимание уделяли подбору иллюстрированного материала. Предпочтение отдавала таким художникам: Васнецов, Елисеева, Игнатьев, Скотина.
Известно, что словарный запас детей этого возраста еще не велик, реальный мир воспринимается ими своеобразно, поэтому потешки должны соответствовать уровню развития детей. Я заучивала наизусть и, конечно, искала соответствующие интонации: колыбельную произносила нараспев, ласково, негромко, веселую потешку - задорно, с юмором, с улыбкой.
Ребята реагировали на потешки неодинаково. Так, если Артема, Юлю, Марину успокаивали потешки и с перебиранием пальчиков, то Саша, Сережа на эту патешку почти не реагировали. Я пробовала привлекать их к играм в сопровождена потешек. Сажала Сережу на лошадку и приговаривала :
- Еду, еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
Катая вместе с Вовой каталку-курицу или показывая заводную курочку, приговаривала:
- Курочка- тараторочка
По двору ходит,
цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Так приходилось учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать каждого из них радостное настроение. Помогают в этом и игрушки. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей заика, скачущий по комнате под слова русской народной потешки!
- Скачет заика маленький
- Около завалинки
- Быстро скачет зайка,
- Ты его поймай-ка.
Кристина и Эля первыми радостно бросались догонять зайку, а Артем хлопал в ладоши.
Я старалась с помощью потешки побуждать детей к движениям. Сначала учила ребят ходить стайкой. Как и во всех видах деятельности, дети проявляли себя по-разному: Миша, Марина, Света двигались с удовольствием, а Вову, Андрея, Зою приходилось водить за руку. Таких малоподвижных детей старалась растармашить, заставить двигаться под потешку. Я произносила бодро, с задором:
- Киска, киска, киска, брысь!
- На дорожку не садись:
- Наша деточка пойдет,
- Через киску упадет!
Ритмичный текст - потешки побуждал ребят к движению, создавал радостное настроение.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешке. Так, во время умывания говорю Игорю:
- Ай, лады, лады,
не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Марине подготовила другую потешку. Помогаю ей умываться, произношу:
- Водичка, водичка
- Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ритмичные слова вызывают у ребят радостное настроение, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот поэтому я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогала потешка и в процессе кормления. Света, Оксана, Эля, Ира ели плохо, без аппетита. Чтобы вызвать у них желания есть, я произносила:
- Травка-муравка со сна поднялась,
- Птица - синица за зерно взялась,
- Зайка - за капустку,
Мышки - за корку,
Детки - за молоко
Ира, которая сначала отодвигала тарелку, отказывалась от еды, бралась за ложку.
Не все дети охотно ложились в постель. некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребенка в детском учреждении. Марине, которая не хотела ложиться в постель, я ласково убаюкивающе говорила:
- Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам
Спят - поспят,
Всему миру спать велят.
Андрюше, который долго не засыпал и смотрел на меня грустными глазами, говорила другую потешку:
- Спи, усни, дитя Андрюшенька,
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят,
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, я приговариваю:
- Валенки, валенки, Невелички, маленьки,
- Опушка бобровая Маша чернобровая.
Трудно давалось умение одеваться самостоятельно Ире и Оле. Для них я часто приговаривала:
- Вот они - сапожки,
- Этот - с левой ножки,
- Этот с правой ножки,
- Если дождичек пойдет,
- Наденем калошки,
- Этот-с правой ножки,
- Этот с левой ножки.
- Вот как хорошо!
Использовала потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, Юля и Ира повторяли: «Баю- бающки- баю».Во время кормления кукол Виталий, Марина и Оксана приговаривали: «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку».
Потешки воспитывали у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывали у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего Алешу поднимает Юля и приговаривает: «Не плачь, не плачь, куплю калач».
Новые игрушки показывала детям, приговаривала потешки. Малыши играли, пытались, подражая воспитателю, сочетать свои действия со словами потешки»
Однажды я взяла знакомую детям куклу - мальчика. Произносила потешки. Ребята смотрели, подговаривали, подпевали :
- Ой ты, сынок,
Медовый сахарок,
Румяный пирожок,
Березовый душок.
(Подбрасывала Ваню вверх, опускала его на колени)
Дыбочек, дыбок, Скоро Ванечке годок!
(кормила куклу)
Лю-ли, лю-ли, лю-ли.
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать,
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашу варить
Стали Ваню кормить,
(Укладывала спать)
Спи-ка, усни,
Дитя Ванюшенька,
Все ласточки спять
И касаточки спят,
И куницы спят,
И синицы спят,
Нашему Ванюшеньке, Спять велят.
Я напевала колыбельную, а дети подпевали, делали имитационные движения: баюкали, сложив руки на груди.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей – «Дочка моя» - куколка. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную «Катенька, баю, бай»,учили их ходить и ритмично приговаривать ходушку :
- Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя ноженькой!
Любуясь куколкой, дети ласково произносили:
Ротик- клюковка,
Носик –пуговка
Глазки- луковка,
дочка моя - куколка.
В развлечении «Здравствуй, солнышко» ребята произносили слова:
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек мочить.
Малыши шутливо грозили пальцем, затем звали солнышко, приглашая его выглянуть в окошко:
Солнышко, солнышко,
Загляни в окошечко,
Ждут детки тебя,
Ждут малолетки.
Когда солнышко появлялось, малыши выражали свою радость возгласами, хлопками в ладоши.
Дети всегда рады приходу ряженых взрослых. Когда появлялась бабушка- забавушка, они с интересом рассматривали ее костюм, корзиночку, которую она держала в руках. С восторгом встречали игру «Коза рогатая» и уже знакомую «Ладушки». Приподнятое настроение детей вызывало желание общаться с бабушкой - забавушкой, рассказывать ей о козе.
Каковы же результаты использования в работе детского фольклора?
Малыши с удовольствием идут в детский сад, не скучают, они жизнерадостны, улыбчивы. В группе всегда звучит смех. Наши воспитанники много и с удовольствием играют. В играх самостоятельно используют потешки. На музыкальных занятиях стали более эмоциональны и активны. Умывание, одевание и прочие режимные моменты стали для них делом приятным.
Однако нам еще предстоит работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения, умения правильно оценивать происходящее. В этом нам помогут произведения русского народного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в ДОУ»
В условиях коррекционного детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в коррекционном детском саду имеют свою специфику...
Доклад на конференцию "Использование фольклора в духовно - нравственном воспитании дошкольника"
Доклад на научно - практическую конференцию (с международным участием) "Актуальные вопросы воспитания и социализации обучающихся в современных условиях развития системы дополнительного образования дет...
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в МАДОУ №8
В опыте работы показана наиболее приемлемая работа с педагогами по использованию информационно- комуникационных технологий....
Доклад «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Доклад на педагогическом совете «Использование фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников» из опыта работы....
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Конспект НОД по развитию речи по теме: Рассказывание русской народной сказки "Заюшкина избушка" (вторая младшая группа)....
Доклад(опыт работы): «Вовлечение родителей в участие в учебно-воспитательном образовательном процессе через совместное творчество педагогов, детей и родителей»
Наше образовательное учреждение работает с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). У большинства воспитанников отмечаются проблемы в развитии коммуникативной, познавательной, ...
Доклад "Использование фольклора в музыкальном развитии дошкольников"
Фольклор не только знакомит с истоками русского народа, но является основой для формирования музыкального развития с самого рождения ребенка...