Сценарий "Кукла день ночь"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Агаева Нина Владимировна

Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Создание образа оберега для своего дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukla_den_noch.docx129.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  детский  сад  «Солнышко»  Купинского  района

                             

                                                                                   Воспитатель : Агаева Нина Владимировна  2013 г.

Программное содержание:

Приобщение детей к традициям народной культуры через декоративно-прикладную деятельность.

Создание образа оберега для своего дома.

Задачи:

ОО «Коммуникация»

1.    Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

2.    Закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта, о народном творчестве.

3.    Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.

4.    Вызвать желание  участвовать в  беседе, закреплять умение правильно отвечать на вопросы.

ОО «Познание»

1.    Обобщить знания детей об избе на Руси: о предметах быта.

2.    Познакомить детей с одним из явлений русского народного искусства – оберегом.

3.    Закрепить знания о символах и древних образах.

4.    Развитие интереса к прошлому.

ОО «Художественное творчество», ОО «Труд»

1.    Вызвать желание создать оберег своими руками.

2.    Вызвать эмоциональный интерес к работе.

3.    Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

ОО «Социализация»

1.    Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

2.    Формировать умение устанавливать положительные взаомоотношения со взрослыми и детьми  при  коллективном создании  оберегов,  на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не ссориться, договариваться о предстоящих действиях, помогать друг другу, обращаться за помощью).

ОО «Музыка»

1.    Приобщение детей, через музыку русских народных песен, к истокам русской культуры, к народно- прикладному искусству.

2.    Предварительная работа:

1.    ОБЕРЕГ - символы защиты. По представлениям предков делали вещь непроницаемой для злых духов.

2.    ОБЕРЕГ(С.И.ОЖИГОВ) - предмет, оберегающий , охраняющий от чего-либо.

Интеграция областей (коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, история, социализация, труд).

Оборудование:

Группа оборудована в стиле русской избы: деревянный  стол, лавки, половики, вышитые рушники. Предметы быта :  самовар,  иконки, свеча, лапти, керосиновая лампа ,  деревянная посуда ,  образцы  оберегов.

Инструменты:

Ножницы, нитки, кусочки ткани  черного или синего цвета , белого размером 15*15см.

Предварительная работа:

1.    Проживание тем в группе –« Мы -  россияне», «Святки»,  «Народное творчество».

2.    Просмотр презентаций:  «Государственные символы России», «Внутренний мир русской избы»,  «Обереги».

3.    Изготовление макета для режиссерской игры – русская  изба, предметы быта в ней (из соленого теста).

4.    Знакомство с разнообразием росписей и декоративное рисование.  

ХОД   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.

Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.

- Здравствуйте.

 Воспитатель: Давайте вспомним, для чего мы с вами решили отправиться в гости к хозяйке дома русской избы? (ответы детей- чтобы она нас научила делать обереги для нашего дома).

Тогда,  давайте отправимся в путешествие  в прошлое, и поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:  

Ты катись, катись, клубок,

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь-дорожку укажи.

Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу(спальня оформлена под русский быт).

В горнице  детей встречает  русская барышня – красавица.

Здравствуйте хозяева!!!

Здравствуйте гости дорогие: красны девицы и добры молодцы!!! Рада видеть вас в своем дому. Зачем пожаловали???

Дети: Мы пришли к вам с просьбой – научить нас делать обереги для нашего дома.

Хозяйка. Научить то научу, но сначала должна проверить ваши знания – что же вы знаете о русском быте.

Хозяйка. Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались……( избами).

Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.

-    Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).

В избу вели деревянные ступеньки.

Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались раньше.

- Что же было в каждой избе???

Дети: В каждой избе была печь. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.

-   Какие же были в избе полы?

Дети: Полы в комнате были деревянные. Стол тоже изготавливался из дерева. На полу стелили дорожки.

Воспитатель: Наверху находились  деревянные полки, на которых стояли глиняные кувшины, коробки с различными припасами. Центральное место в избе - занимала  печь. Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату , кочергу.

Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.

По диагонали от печи в избе находился красный угол. Это было святое место – в нем помещались иконы, поэтому его еще называют «святым». Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

-   Что же значит название Красный угол???

Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».

В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

Вот так жили люди раньше!

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним  о предметах быта русской избы. И  помогут  нам в этом загадки:

Стоит толстячок,    

Подбоченивши  бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит.(Самовар)

В избе – изба,

На избе – труба,

Зашумело в избе,

Загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.(Печь)

Черный конь

Скачет в огонь.(Кочерга.)

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдает,

А сам на отдых идет.(Ухват.)

То назад, то вперед,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – продырявит (Утюг)

В лесу родился,

В руках крестился,

На ногах умер.(Лапоть.)

Тело бело,

Душа льняная,

Маковка золотая.(Свеча.)

Синее море,

Стеклянные берега,

Плавает утка,

Горит голова. (Керосиновая лампа.)

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой это душа дома, покровитель жилища и людей живущих в нём. Он живет в доме, предпочитая место, где тепло и сытно – печку, кухню. От уважительного отношения к домовому зависело благополучие дома. Нерадивым хозяевам“соседушка” устраивает мелкие неприятности : стучит по ночам, прячет вещи, роняет одежду и др. Если домовой в дружбе с хозяином – дом под его охраной. Домовой любит перевоплощаться в разных животных, особенно в кота. При переезде на новое место “Соседушку” обязательно звали с собой. Он защищал дом от всяческих напастей.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, а  что такое оберег? (ответы детей)

Воспитатель: чтобы в доме было все хорошо, люди стали создавать разные обереги для своего дома: оберег защищал дом от всяческих напастей. Обереги применялись всюду - и при постройке жилища, при изготовлении предметов домашней утвари, орудий труда, одежды и даже в детских играх.

Это были обереги  в виде  мешочков,  веничков, куколок - берегинь, защитный щит -  божье око, расписные яйца (показ разновидностей оберегов).

Хозяйка избы приглашает детей отдохнуть и поиграть в русскую народную игру

 Физкультминутка «Во саду ли, в огороде» (звучит аудиозапись русских народных мелодий, дети выполняют движения танца).

Хозяйка. А сейчас еще одно задание для вас: У меня на столах расставлены игрушки и предметы быта расписаные мастерами – умельцами. Я буду брать предмет в руки – а вы называть его  и  роспись какой   он расписан.

 Игра «Назови роспись».

Хозяйка. Но так, как вы со всеми моими испытаниями справились, я приглашаю вас в свою мастерскую, где моя Марьяна – искусница  научит вас делать куклы – обереги.

Дети переходят в другую комнату: группа превратилась в мастерскую: на столах разложены кусочки ткани, нитки, кусочки синтепона.

Марьяна – искусница . Здравствуйте дорогие гости. Рада вас видеть в своей мастерской.

Рассаживайтесь ладком, да послушайте. Сегодня я хочу научить вас делать куклу – оберег, которая называется ДЕНЬ - НОЧЬ.

 Марьяна – искусница: Краткая информация о кукле день-ночь:

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта  кукла оберег жилища.

Ее делали под Новый год  Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе  светлой стороной, а вечером – темной.  Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами,  чтобы день был удачный в делах, благополучным.  Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровыми, отдохнувшими.

 Марьяна – искусница (мама ребенка из группы) : перед вами лежит ткань разного цвета, как вы думаете – какая ткань подойдет для девочки – ночи?? (ответы детей).

Практическая работа в мастерской.

Дети по образцу Марьяны – искусницы делают первую куколку оберег День. Когда кукла готова, воспитатель предлагает детям, вспомнить последовательность работы первой куклы, назвать, с чего они начинали работу, что делали потом – дети,  рассказывая последовательность, делают вторую куклу – Ночь.

Самостоятельная работа.

( Форма работы совместно – индивидуальная)

Во время самостоятельной работы играет русская народная музыка.

По окончании занятия  детские работы размещаются на коллективной выставке.  Идёт совместный анализ работ.

- Ребята, что интересного и познавательного вы для себя подчеркнули на нашем занятии?

Дети:  научились делать куклу оберег день-ночь.

Информационная  справка:

Краткая информация о кукле день-ночь:

Кукла День и Ночь – символизировала сутки. Эта  кукла оберег жилища.

Ее делали под Новый год  Она жила в доме, и хозяин и хозяйка разговаривали с куклой. Ежедневно утром ее поворачивали к себе  светлой стороной, а вечером – темной.  Утром обращались к светлой стороне с пожеланиями, просьбами,  чтобы день был удачный в делах, благополучным.  Вечером перед сном обращались к темной стороне – чтобы ночь прошла спокойно, чтобы все домочадцы проснулись живыми и здоровым


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "ДЕНЬ-НОЧЬ"

Развитие зрительного внимания и памяти....

Время: утро, вечер, день, ночь

Учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) в младшей группе на тему: « День – ночь»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности  по познавательному развитию (ФЭМП)в младшей группе  на тему:  « День – ночь»...

Конспект НОД по окружающему миру во второй младшей группе.Тема: "День – ночь"

Цель: Уточнить представление детей о частях суток.Задачи: Побуждать детей различать части суток: утро, день, вечер, ночь;Развивать зрительное восприятие и зрительную память, мышление;Учить имитировать...

Нетрадиционное занятие. «Мир божий вокруг нас» «Свет. День. Ночь»

Этот конспект нацелен на духовно – нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России...

Непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию детей подготовительной группы (по программе Л.Л Шевченко «Добрый мир») Прогулка по дням творения день второй ТЕМА: «СВЕТ. ДЕНЬ. НОЧЬ»

Непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному развитию детей подготовительной группы  (по программе Л.Л Шевченко «Добрый мир») Прогулка по дням творения день в...