Сотрудничество взрослых и детей при подготовке к школе
учебно-методическое пособие (подготовительная группа) по теме
Чтобы помочь детям безболезненно переступить школьный порог и найти в нем свой дом, в котором всегда тепло и радостно, нам необходимо решить три главные задачи: овладеть искусством познания ребенка; каким видится эталон школьника вообще; выбрать собственный путь, по которому надо следовать и вводить их в мир, основанный на законах Истины, Добра и Красоты.
Как отмечает B.C. Мухина, в сознании шестилетнего ребенка представлены все основные звенья структуры самосознания: притязание на признание, осознание своей принадлежности к полу (осознание себя как мальчика или как девочки), осознание себя во времени, отношение к своим правам и обязанностям.
Дети знают много норм и правил поведения, умеют их выполнять, легче воспринимают опенку своих поступков взрослыми, сверстниками; самим себя оценивать им труднее.
Взрослые часто вызывают у ребенка состояние "обученной беспомощности", что выражается в его отказе от собственной активности и инициативы. Опасно то, что, проявляясь в каком-то одном виде деятельности, оно распространяется на всю жизнедеятельность ребенка.
Обычная позиция взрослого по отношению к ребенку - это позиция "взрослого эгоцентризма", согласно которой ребенок рассматривается не как самостоятельное, уникальное существо, а как маленький взрослый. Отсюда множество требований, которые возникают в отношении к ребенку и определяются не его возрастными особенностями, а представлениями взрослого о том, что он должен знать и уметь. Невыполнение этих требований обычно влечет за собой боязнь наказания, которой и вызывается "обученная беспомощность", когда ребенок оказывается как бы "загнанным в угол". По сравнению со взрослыми возможности ребёнка ограничены, поэтому он всегда занимает позицию снизу в отношениях "ребенок - взрослый". Однако важно помнить, что собственное "Я" ребенка, его достоинство можно укрепить только равноправными отношениями с другими людьми.
Для детей шестилетнего возраста свойственны тесные эмоциональные связи с родителями, близкими (бабушка, дедушка и др.), в которые они погружены и которые, к сожалению, еще не умеют анализировать. А что взрослые? Всегда ли они помогают ребенку поддержать автономность его собственного "Я", переживание собственной силы?
Шестилетки находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослого, поэтому стиль отношений, выбранный взрослыми, определяет психическое здоровье детей. Они склонны к глубоким переживаниям как горя, так и радости, поэтому нельзя недооценивать их чувств. Дети стремятся к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Это организует их поведение. Заслужить одобрение - один из основных мотивов поведения шестилеток.
Много споров возникает по вопросу: готов шестилетний ребенок к школе или не готов. Его решение зависит от того, с каких позиций мы будем подходить к нему. Если подходить с позиций здравого смысла, то, по словам Г.С. Абрамовой, наверное, "здоровый, любознательный ребенок, который умеет себя оценивать, общаться с другими людьми, - это ребенок, готовый к обучению". Однако если изучить все варианты, описанные учеными о готовности ребенка к школьному обучению и ими же придуманные (а им хочется "видеть" таковой эту готовность даже тогда, когда ее нет), то детям иногда приходится туговато в школе. Кроме того, ставя родителей перед необходимостью подготовки ребенка к школе (в первый класс!), мы подчас вызываем у них, как и у детей, негативное отношение к школьному обучению, вместо радости - тревогу. Ежедневные призывы родителей (подчеркнем - неспециалистов в области обучения) "учись считать, читать" убивают радость перехода ребенка на новую ступеньку в жизни. Над этим вопросом следует задуматься всем, кто причастен к решению задач обучения и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ns-portal.pdf | 255.68 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельность детей при подготовке к школе.
Очень полезная информация для родителей....
Самостоятельность детей при подготовке к школе.
Очень полезная информация для родителей....
Новые подходы к социализации на основе сотрудничества взрослых и детей
В данной статье представлены оптимальные формы реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие " в условиях ФГОС ДО...
«Новые подходы социализации на основе сотрудничества взрослых и детей»
реализация образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в условиях ФГОС ДО...
Тематическое музыкальное занятие «Взрослые и дети» в подготовительной к школе группе
Музыкальное занятие в рамках календарно-тематического планирования в ДОУ "Я и моя семья"....
Сотрудничество взрослых, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи, как института воспитания об...
Презентация "Модель организации деятельности театральной студии "Серпантин" на основе творческого сотрудничества взрослых и детей"
В предлагаемой презентации проектная деятельность рассматривается в виде модели организации деятельности студии дополнительного образования по театрализованной деятельности....