Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет.
методическая разработка по психологии
Предлагаемая программа развития познавательных процессов является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми имеющими показатели развития познавательных процессов ниже возрастной нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_5-6_let.docx | 45.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет
Составитель: Шабловская А.Н.
Предлагаемая программа развития познавательных процессов является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми имеющими показатели развития познавательных процессов ниже возрастной нормы.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Очень важно, что в этот знаменательный период жизни возникает и интенсивно развивается способность к знаковому преобразованию действительности, знаковому мышлению (мышлению человеческого типа). Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.
Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено проблемам детей дошкольного возраста, которые не имеют резко выраженной клинико-патологической характеристики, однако обладают чертами, которые мешают им адекватно адаптироваться к социальным условиям жизни.
Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить программу ДОУ. Не могут нарисовать что-либо по программе, так как плохо развита мелкая моторика руки, слабо ориентируются в геометрических фигурах и величинах. Имеют затруднения с такими операциями мышления как анализ и синтез, умение делать выводы, обобщения. Как следствие слабо развита речь, обеднен словарный запас. Соответственно ребенок может потерять интерес к занятиям в детском саду и других развивающих учреждениях. Появляется страх спросить, что ему не понятно у воспитателя.
Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и формировать логическое мышление, реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики и воображения - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Развитие познавательных процессов поможет детям быть уверенными в дальнейшей жизни. А ведь современному обществу нужны люди интеллектуальные, смелые, логически верно мыслящие, имеющие коммуникативную способность в общении.
Методической основой данной программы является коррекционная программа, направленная на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста Веракса А.Н., Гуторовой М.Ф.
Направленность программы коррекционно - развивающая.
Адресат: дети 5-6 лет, посещающие ДОУ. Программа предполагает индивидуальную и групповую форму работы с детьми, количественный состав группы 4-5 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, по 20-30 минут, в течение 3 месяцев.
Цель программы: развить познавательные процессы дошкольников. Помочь решить им личностные проблемы: дефицит внимания, неумения контролировать свои эмоции или же преодолеть застенчивость, тревожность.
Цель достигается через решение следующих задач:
Задачи:
1.Развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
2.Развитие мелкой моторики через игру и в упражнениях.
3.Развитие коммуникативных навыков.
- Повышение самооценки.
Показания к проведению коррекционно-развивающих занятий: Низкие и ниже среднего показатели развития познавательных процессов.
Методы, обеспечивающие результативность: упражнения по развитию познавательных процессов. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на сплочение, доверие, коммуникативность.
Срез эффективности: До начала и после занятий проводится диагностика познавательных процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и логического мышления, восприятия, речи.
II. Используемые психодиагностические методики:
«Какие предметы спрятались?»
«Чего не хватает на рисунках?»
«Нелепицы»
«Лабиринт»
«Проставь значки»
«Образная память»
«Четвертый лишний»
«Найди отличия»
«10 слов»
«Собери картинку»
«Последовательность событий»
«Дорисуй фигуру»
III. Общая структура занятий.
Вводная часть
1. Приветствие.
2. Упражнения, направленные на установление взаимного доверительного контакта, на развитие эмоционально-волевой сферы.
Основная часть
1. игровые упражнения, направленные на развитие познавательной сферы ребенка, усвоение сенсорных эталонов и расширение кругозора;
2. упражнения, направленные на умение контролировать свои действия / на снятия внутреннего мышечного напряжения;
3. работа с заданиями цикла «папка дошкольника» программы «Солнечные ступеньки»;
4. динамические упражнения, пальчиковая гимнастика.
Заключительная часть
1. Подведение итогов занятия
2. Ритуал прощания
Занятие 1.
Приветствие
Здравствуй. Я –психолог. Каждую неделю ты будешь приходить в этот кабинет, и мы будем с тобой играть в разные игры и выполнять интересные задания. Ты согласен? Скажи, как ты хочешь, чтобы я тебя называла? Посмотри, на этой полке много мягких игрушек. Выбери ту, какая тебе нравится. Пусть она станет твоим другом во время занятий. Назови ее именем, каким хочешь. Познакомься с ней.
Игра «Знакомство»
Цель: коррекция эмоциональной сферы, установление доброжелательных отношений.
Дети предают мяч друг другу и говорят: «Меня зовут...» (как их ласково называют в семье). Этот этап занятия особенно важен в том случае, если в подгруппу попадает ребенок, ранее не посещавший детский сад. В этом случае он рассказывает о себе, о том, что любит, что ему интересно; налаживает контакт со сверстниками.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти На столе 5—б игрушек. Психолог предлагает детям запомнить их и закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают, что изменилось.
Упражнение «Брыкание»
Цель: эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на спину на ковер, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ногой ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Игра «Собери целое»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие наглядно-образного мышления.
Психолог предлагает детям собрать разрезные картинки из 3—8 частей.
Игра «Закрась коврик»
Цель: Развитие мышления, мелкой моторики
Перед ребенком кладется лист с заданием и дается инструкция: «Закрась одним цветом коврик и подходящий к нему элемент «
Игра «Лабиринт»
Перед ребенком кладется лист с заданием и дается инструкция «Помоги рыбаку поймать рыбку»
Игра «Сосулька»
Цель: Расслабить мышцы рук
«Я хочу загадать тебе загадку:
У нас под крышей Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет
(В. Селиверстов)
Правильно. Это сосулька. Давайте представим, что мы готовим спектакль. Ты будешь изображать сосульку. Когда я читаю первые две строчки, ты сделаешь вдох и поднимешь руки над головой, а на третью, четвертую строчки –уронишь расслабленные руки вниз. Здорово получилось!
Итог занятия.
Прощание.
Занятие 2
Приветствие. Здравствуй. Я очень рада видеть тебя снова. И твой дружок тоже по тебе скучал. Возьми его с полки. Расскажи ему, что интересного произошло с тобой за эту неделю.
Игра «Съедобное -— несъедобное»
Цель: развитие внимания, знакомство с существенными свойствами предметов.
Дети образуют круг.
Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет предметы и продукты питания. Если называется что-то съедобное, ребенок ловит мяч, если несъедобное — прячет руки.
Домино «Ассоциации»
Цель: развитие у детей внимания, мышления, ассоциативных представлений.
Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например, корова — молочные продукты, собака косточка и т.д.
Игра «Найди отличия»
Цель: развитие внимания.
На игровом поле выложены две картинки, отличающиеся между собой набором использованных элементов. Ребенок должен найти отличия.
Игра «Стоп»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, преодоление двигательного автоматизма.
Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны продолжать движение в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет «Стоп!».
Игра «Закономерность»
Цель: развить зрительное восприятие, память, мышление
Перед ребенком кладется лист с заданием и дается инструкция: «Не нарушая закономерности, дорисуй вместо точек фигурки».
Игра «Что меньше»
Цель: закрепить знание о форме, величине
Перед ребенком кладется лист с заданием и дается инструкция: «На каждом рисунке раскрась предмет, который меньше»
Игра «Жаворонок»
Динамическое упражнение
В небе жаворонок пел, | Выполняются маховые движения руками |
Колокольчиком звенел, | Вращение кистями поднятых рук |
Порезвился в вышине, Спрятал песенку в траве | Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз |
Тот кто песенку найдет | Ребенок приседает, обхватывая руками колени |
Будет весел целый год | Ребенок весело хлопает в ладоши |
Итог занятия.
Прощание.
Занятие 3.
Приветствие.
Игра «Пальцы – звери добрые, пальцы звери злые» (О. Хухлаева)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков
Взрослый предлагает ребенку превратить свои пальчики на правой руке –в добрых котят, а на левой руке –в злых щенят. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть или поссориться.
Игра «Раскрась котенка»
Цель: научить ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Научиться правильно понимать предлоги в, на, перед, за, под и т.д., развить внимание, пространственное мышление
Перед ребенком кладется задание и дается инструкция: раскрась котенка, который сидит на стуле –оранжевым карандашом, котенка под стулом –серым, около стула –черным.
Игра «Кто, что любит»
Цель: Научиться проходить лабиринты, развитие внимания, мелкой моторики
Ребенок должен по линиям провести зверят к их любимому лакомству.
Игра «Горячо-холодно»
Цель: развитие внимания, наблюдательности. Усвоение уменьшительной и сравнительной формы слова
Ведущий прячет в кабинете какую –либо маленькую игрушку. Ребенок должен найти ее по подсказкам. Чем ближе он к игрушке, тем теплее, чем дальше-холоднее.
Работа с заданиями из рабочей тетради «Развиваем внимание, память, мышление» (стр. 2)
Игра: «Числовые прятки»
Цель: развитие внимания, мышления, навыков счета.
На ровной поверхности раскладывают карточки с числами от 1 до 10 в произвольном порядке. Ребенок должен рассмотреть карточки и не касаясь их, показать числа по порядку от 1 до 10. После этого один из них отворачивается, а другой перемешивает все картинки, а одну прячет. Первый скорее должен сказать, какого числа не хватает.
Игра «Домино»
Цель: развитие внимания, умения соблюдать правила игры, воспитывание чувства коллективизма.
Дети за столом играют в домино (с изображением различных предметов). Ведущий следит за соблюдением правил игры.
Игра «Летает, не летает»
Цель: развитие внимания, представлений об окружающем.
Дети образуют круг. Ведущий называет различные предметы и животных. Если называется предмет, который летает, дети поднимают руки, если называется предмет, который не летает, приседают.
Упражнение «Собери целое»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие наглядно-образного мышления, внимания.
Дети собирают картинки из частей (пазлы).
Итог занятия
Прощание.
Занятие 4
Игра «Два барана»
Цель: снижение психического напряжения, агрессии и ослабление негативных эмоций.
Игроки разбиваются на пары. «Рано-рано два барана повстречались на мосту», — говорит ведущий. Широко расставив ноги и наклонившись вперед, дети упираются в ладони друг друга. Они должны противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Кто сдвинется — проиграл. При этом можно издавать звуки «Бе-е-е». Затем проводится релаксация.
Игра: «четвертый лишний»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы, развитие мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Психолог показывает ребенку таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагает обвести лишний предмет. Ребенок находит предмет, и рассказывает почему он лишний.
Игра «Поймай рыбку»
Цель: Развитие мелкой моторики, ловкости, сосредоточенности.
Ребенку дается удочка с крючком. Его задача подцепить на крючок, как можно больше рыбы.
Игра «Петрушка»
Цель: развитие двигательной координации, развитие эмоциональной сферы ребенка
Взрослый читает стихотворение и проигрывает его вместе с ребенком.
Игра «Клубочек»
Цель: развитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми.
Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает
Нитку вокруг пальца и предает клубочек рядом сидящему ребенку. При
этом ведущий спрашивает ребенка о чем-нибудь, например: «Как тебя
зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты любишь и за что?» и т. д.
Упражнение «Пирамида»
Цель: развитие восприятия велечины, совершенствование внимания.
Взрослый предлагает ребенку разложить разные предметы (матрешку, пуговицы, колечки пирамидки) в возрастающем и убывающем порядке.
Игра «Не шевелись»
Цель: Совершенствование внимания, регулирование поведения.ю преодоление двигательного автоматизма.
Ребенок прыгает под звуки бубна. Внезапно звуки обрываются и ребенок замирает на месте.
Игра «Два предмета»
Цель: развитие мышления, воображения
Ребенку предлагается назвать по два предмета, которые включают в себя по три признака:
- Сладкий, легкий, приятный
- Сильный, добрый, умный.
- Звонкий, радостный, громкий.
- Светлый, блестящий, ранний
- Бодрый, веселый, энергичный.
Итог занятия.
Прощание.
Занятие 5
Приветствие.
Игра «Добрая и злая кошка»
Цель: коррекция поведения агрессивных детей; снижение психического напряжения, ослабление негативных эмоций.
Взрослый предлагает детям сначала изобразить злых кошек, затем под спокойную музыку — добрых кошек (релаксация).
Игра «В магазине зеркал»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие уверенности в себе, раскованности.
Взрослый предлагает детям посетить магазин зеркал. Один ребенок выбирается на роль обезьянки, остальные дети изображают зеркала. Ре- бенок, изображающий обезьянку, заходит в магазин и видит свое отображение в зеркалах. Он думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают тем же. «Обезьянка» грозит, им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и обезьянки тоже топают. Что ни делает «обезьянка», отражения в зеркалах точно повторяют ее движения.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие мышления, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает детям таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагает определить лишний предмет. Дети находят предмет и рассказывают, почему они лишние.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие мышления, внимания, быстроты реакции.
Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и на- зывает прилагательное или наречие. Ребенок возвращает мяч, называя слово с противоположным значением.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Ведущий ставит перед детьми 5—7 игрушек и просит закрыть глаза. В это время он убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка исчезла. Подведение итогов.
Прощание.
Занятие 6
Приветствие.
Игра «Брыкание»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; эмоциональная разрядка, снятие мышечного напряжения.
Дети ложатся на ковер на спину, ноги свободно раскинуты. Затем они начинают медленно брыкаться, касаясь пола всей ступней. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. При этом на каждый удар ребенок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара.
Затем дети слушают спокойную музыку (релаксация).
Игра « Жмурки»
Цель: коррекция эмоциональной сферы; развитие смелости, уверенности в себе, умения ориентироваться в пространстве.
Водящему завязывают глаза. Кто-нибудь из детей крутит его на месте, чтобы затруднить ориентацию. Затем дети разбегаются по комнате, а водящий пытается их поймать. Если ему это удается, он пытается на ощупь определить, кого поймал.
Игра «Азбука настроения»
Цель: знакомство с разным эмоциональным состоянием окружаю- их людей, развитие способности понимать это состояние.
Детям, сидящим за столом, ведущий дает набор карточек (б штук), На каждой из которых изображены разные эмоциональные состояния ГIерсонажа Ведущий просит детей найти карточки, на которых персоНаж радуется, обижен, сердится и т. д. Дошкольникм показывают соответствующие карточки. Затем взрослый просит детей рассказать случаи з своей жизни, когда они испытывали такие же чувства.
Игра «Карлики и великаны»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
По команде ведущего «Карлики!» дети приседают, по команде «Великаны!» — встают. Взрослый дает команды вразбивку и в разном темпе.
Упражнение «Нелепицы»
Цель: развитие внимания, умения понимать картинки с нелепым сюжетом.
Взрослый показывает детям картинки и предлагает найти на них то, чего не бывает в жизни.
Подведение итогов.
Прощание.
Занятие 7
Приветствие.
Упражнение «Комплименты»
Цель: коррекция и развитие эмоциональной сферы психики; снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие способности видеть свои положительные стороны.
Дети берутся за руки и образуют круг. Глядя в глаза, дети по очереди говорят друг другу несколько добрых слов, за что-нибудь хвалят. Принимающий комплимент кивает головой: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Игра «Чего не хватает?
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики, развитие внимания.
Ведущий предлагает детям карточки с недостающими деталями. Дети находят недостающую деталь и называют ее.
Игра «Огонь — лед»
Цель: развитие внимания, быстроты реакций.
По команде ведущего «Огонь!», стоящие в круге дети начинают двигаться. По команде «Лед!», они застывают в той позе, в которой их застала команда.
Упражнение «Зашумленные картинки»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, зрительного восприятия.
Взрослый кладет перед детьми картинку, на которой нарисованы хаотично переплетенные линии, и предлагает найти скрытое за этими линиями изображение.
Итог занятия.
Прощание.
Занятие 8
Приветствие
Игра «На что похоже настроение»
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать свое настроение.
Дети образуют круг. Ведущий предлагает им по очереди рассказать, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начинает ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в голубом небе. А твое?»
Игра: Домино «Ассоциации»
Цель: развитие мышления, внимания, умения подчиняться определенному правилу.
Взрослый предлагает детям разложить домино по ассоциативным представлениям. Например: корова — молочные продукты, собака косточка и т.д.
Игра «Запрещенное движение»
Цель: развитие внимания, памяти, быстроты реакций; снятие психического напряжения.
Взрослый объясняет детям правила игры: «Я буду выполнять разные движения, а вы будете повторять их за мной. Одно движение повторять нельзя». Ведущий показывает это движение. Затем начинает выполнять разные движения и неожиданно показывает запрещенное движение. Кто его повторит, становится ведущим.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: коррекция и развитие познавательной сферы психики; развитие мышления, внимания, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает детям таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагает определить лишний предмет. Дети находят предметы и рассказывают, почему они лишние.
Итог занятия.
Прощание.
Занятие 9
Приветствие
Игра «Чей голос?»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики; развитие внимания, слухового восприятия.
Дети садятся в круг и закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек и дотрагивается рукой до ребенка. Тот, до кого дотронулся ведущий, говорит: «Я здесь!» Дети должны угадать, кто произнес эти слова.
Упражнение «Составь фигуру из счетных палочек»
Цель: коррекция познавательных и творческих способностей; развитие внимания, мелкой моторики руки, умения работать, ориентируясь На образец.
Дети по образцу выкладывают из счетных палочек разные фигуры.
Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Цель: развитие представлений об окружающем, внимания, быстроты реакций.
Дети встают в круг. Ведущий поочередно бросает детям мяч, говорят «Вода» («Воздух», «Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животное, которое ходит по земле (плавает в воде или летает). При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши.
Упражнение «Волшебные фигуры»
Цель: развитие творческих способностей, воображения, мелкой моторики руки.
Взрослый предлагает детям стать «волшебниками» и превратить фигуры в различные предметы или нарисовать картину, дорисовав фигуры, Взрослый отмечает лучшие рисунки.
Итог занятия
Прощание
Занятие 10
Приветствие
Упражнение «Как ты себя чувствуешь?»
Цель: коррекция эмоциональной сферы психики; развитие способности понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих людей.
Взрослый показывает детям карточки с изображением различных оттенков настроения. Дети должны выбрать ту, которая в большей степени передает их настроение (настроение мамы, папы и т. д.).
Упражнение «Логические концовки»
Цель: развитие и коррекция познавательной сферы психики; развитие мышления.
Ведущий предлагает детям закончить предложения: «Лимоны кислые, а сахар…, Птица летает, а змея…., Ты видишь глазами, а слышишь..., Яблоки и груши….., Нож и кусок стекла…» и т. д.
Игра «Ухо — нос»
Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты реакций, создание здорового эмоционального возбуждения, бодрого настроения; снятие психического напряжения.
Взрослый предлагает детям по команде выполнить соответствующие действия. По команде «Ухо!» ребята должны дотронуться до уха, по команде «Нос!» — до носа. Ведущий, выполняет действия вместе с детьми, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки», должны показывать ту часть лица, которую называет ведущий.
Упражнение «Сложи узор»
Цель: развитие пространственного мышления, способности создавать по образцу разные узоры, умения работать по схеме.
Ведущий выкладывает из кубиков узор и предлагает детям сделать точно такой же узор из своих кубиков (кубики Никитина).
Итог занятия.
Прощание.
Занятие 11
Приветствие
Игра «Пожелание»
Цель: коррекция эмоционально-личностной сферы психики и взаимоотношений детей; воспитание доброты, уважения к сверстникам, желания видеть в людях хорошее и не стесняться говорить об этом.
Дети сидят в кругу и бросают друг другу мяч, говоря добрые пожелания.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, памяти.
Ведущий ставит перед детьми 3—7 игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться. В это время он меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, умения подчиняться определенным правилам, сплоченности играющих, ловкости, быстроты реакции; снятие психического напряжения.
Играющие садятся в круг. По команде ведущего «Земля» дети опускают руки вниз, по команде «Вода» — вытягивают руки вперед, по команде «Воздух» — поднимают руки вверх, по команде «Огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развития мышления, внимания, умения обобщать предметы по определенному признаку.
Ведущий показывает детям таблицы, состоящие из четырех картинок, и предлагает определить, лишний предмет. Дети находят предметы и рассказывают, почему они лишние.
Итог занятия
Прощание.
Занятие 12
Упражнение «Что и когда я чувствую»
Цель: коррекция нежелательных черт характера, поведения детей; развитие умения выражать свои чувства, правильно оценивать отношение к себе других людей.
Ведущий спрашивает у детей, какие чувства могут испытывать люди. (Злость, огорчение, удивление, радость, страх и т. д.) Далее предлагает каждому ребенку выбрать одну карточку из набора картинок со схематичным изображением эмоционального состояния и рассказать, когда он испытывает подобные чувства («Я радуюсь, когда...», «Мне бывает страшно, когда...» и т. д.).
Упражнение «Опиши по памяти»
Цель: развитие памяти, внимания.
Ведущий на короткое время показывает детям куклу (любую игрушку), затем убирает ее и предлагает ответить на вопросы: «Какие у куклы волосы? Какое платье? Какие глаза? Есть ли у куклы банты (туфелька, носочки)? Стоит она или сидит?» и т. д.
Игра «Земля, воздух, вода, огонь»
Цель: развитие представлений об окружающем, внимания, быстроты реакций.
Дети образуют круг. Ведущий поочередно бросает детям мяч, говорят «Вода» («Воздух», «Земля»). Ребенок возвращает мяч, называя животное, которое ходит по земле (плавает в воде или летает). При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши.
Игра «домино»
Цель: коррекция познавательной сферы психики; развитие внимания, мышления.
Дети за столом играют в домино (с изображением различных предметов). Ведущий следит за соблюдением правил.
Итог занятия.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа на тему "Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста"
Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:· Возрастает объём памяти. Дети запоминают до 7-8 наз...
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет
Коррекционно-развивающая программа по развитию познавательных процессов у детей 5-6 лет...
Коррекционно- развивающая программа по развитию познавательных процессов у младших дошкольников, имеющих задержку психического развития
Занятия для детей младшей группы с ЗПР...
Познавай-ка» Коррекционно-развивающая программа групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 4-5 лет.
Пояснительная записка.Актуальность: Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе. Дети с низкими показателями не могут в полном объеме усвоить п...
Методическая разработка индивидуального коррекционно-развивающего занятия на тему: «Развитие познавательных процессов старшего дошкольника с ОВЗ»
Основной целью данного занятия является оказание помощи ребенку с ОВЗ в усвоении программного материала, в развитии и корректировке познавательных и интеллектуальных процессов, а также разв...
Коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов
Коррекционно - развивающая программа...
Коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов
Коррекционно - развивающая программа...