"Русские народные праздники" досуговая программа
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Приобщение воспитанников к культурным ценностям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_2programma777.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Досугавая программа
(культурологической направленности)
(модифицированная)
возраст детей: 6-7 срок реализации: 1 месяц
Составители:Бурганова Алена Андреевна, педагог дополнительного образования
Красноярск 2009 г.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи... Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.Лихачев).
Пояснительная записка
Направленность: культурологическая.
Актуальность
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении ребенка, его отношениях с другими людьми.
Ведущей деятельностью становится учебная деятельность, вследствие чего изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими, в частности, со сверстниками и педагогами.
Немаловажное значение в учебной деятельности имеет расширение сферы общения. Важную роль играет, прежде всего, общение с одноклассниками. В младшем школьном возрасте могут закладываться основы школьной дружбы – чувство общности с теми, кто живет общей школьной жизнью. Она рождается из совместных форм учебной деятельности, групповой работы в классе, из совместных внеурочных занятий (совместные игры, занятия в творческих объединениях, походы в театры и музеи).
Помимо общения с одноклассниками, младший школьник в совместной деятельности взаимодействует непосредственно с педагогом, который в свою очередь создает условия не только для полноценного общения, но и для развития познавательной деятельности ребенка.
Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее развитие, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной деятельности. Ребенок начинает воспринимать больше то, что говорит ему педагог, вследствие этого возникает уникальная возможность создать условия для становления у ребенка нравственных, эстетических, духовных качеств, которые в дальнейшем будут определять его развитие. Таким образом, началом, порождающим личность ребенка, может быть родная культура.
Исходя из вышесказанного, наша программа «Народный праздник» основывается на следующих принципах:
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), т.к. именно он вмещает в себя все ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
И, последнее, ознакомление детей с народной декоративной росписью, которая пленяет душу гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным искусством.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования их патриотических чувств и развития духовности.
Основой, на которой составлена данная программа, является технология собственно проведения праздника. Предоставленная технология строится по принципу коллективного творческого дела. За основу взят один из видов КТД: художественное коллективное творческое дело.
Создавая и воплощая замысел художественного коллективного творческого дела, где сплелись воедино поэзия, различные виды изобразительного искусства, вокал, музыка и хореография, ребята используют (закрепляют, расширяют и углубляют) знания, умения и навыки, полученные ими на уроках чтения, литературы, изобразительного искусства, а также на внеклассных коллективных и индивидуальных занятиях в школе и за ее пределами.
Цель: Приобщение воспитанников к культурным ценностям русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование представление детей о русском народе: народном искусстве, народном календаре;
- Ознакомление детей с элементами изобразительного искусства;
- Обогащение и активизация словаря ребенка;
Воспитательные:
- Воспитание уважительного отношения детей к русским народным традициям, обычаям;
- Воспитание ответственности детей за выбранное ими дело и предполагаемый результат.
Развивающие:
- Создание условий для развития активного восприятия детьми ценностей народной культуры средствами устного, музыкального, изобразительного творчества;
- Создание условий для развития познавательного интереса воспитанников к русской традиционной культуре и творческого мышления;
- Создание условий для развития активности, творчества и воображения воспитанников;
- Создание условий для развития эмоциональной сферы ребенка.
Место реализации программы: г. Красноярск, Октябрьский район, ул. Гусарово 11, МОУ Дом детского творчества (Школа искусств).
Формы работы: фольклорный праздник, игра, выставка, занятия с элементами тренинга.
Методы работы: использование средств искусства (народного художественного творчества - предметов народного быта, костюмов); демонстрация наглядного материла, слайдовая презентация, беседа, карта успешности (опрос, анкетирование).
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1. | Народная культура. | ||
1.1. | Вот как было на Руси… | 1 | 1 |
1.2. | Русское народное изобразительное искусство. | 2 | 2 |
1.3. | Костюм как символ событийности праздника. | 1 | 1 |
1.4. | Виртуальная галерея русского изобразительного искусства | 1 | 1 |
2. | Коллективное творческое дело: Праздник русской березки. | ||
2.1. | Этапы подготовки и организации мероприятия | 2 | 4 |
2.2. | Декорация русского народного изобразительного искусства | 1 | 1 |
2.3. | Репетиционные занятия | 1 | 3 |
2.4. | Праздник Русской березки | 1 | 1 |
2.5 | До свидания, Березка! | 1 | 1 |
ИТОГО: | 11ч. | 15ч. |
Содержание программы
- Народный культура (1час): история происхождения праздника; Русская Березка – символ Троицы. Формы проведения: беседа, Средства: занятие с элементами тренинга, игра, рассказ.
- Русское народное изобразительное искусство (2 часа): занятие по изобразительной деятельности (пейзаж по представлению, венки, кукушечка). Декорация. Средства: демонстрация наглядного материала, беседа, рассказ, игра.
- Костюм, как символ событийности праздника (2час). Формирование представлений о русском народном костюме. Создание эскиза русского народного костюма. Формы проведения занятия: занятие по изображению русского народного костюма. Средства: демонстрация наглядного материала, беседа.
- «Виртуальная галерея русского народного изобразительного искусства» (1час.). Представление произведений русского народного искусства. Формы проведения: рассказ. Средства: слайдовая презентация,
- Подготовка к мероприятию «Праздник русской березки» (4 часа). Коллективное планирование: распределение ролей и обязанностей, подготовка костюмов и реквизита. Репетиции. Оформление интерьера.
- «Русское народное изобразительное искусство» (плетение венков, украшение березки) - представление своих результатов. Декорация. (1час). Форма проведения: выставка.
- Коллективное творческое дело: сюжетно-тематическая игровая программа «Праздник Русской березки». Формы проведения занятия: игры, хороводы, песни (1час).
- Подведение итогов праздника, обсуждение результатов проведения мероприятия. (1час). Формы проведения занятия: занятие с элементами тренинга.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
- Знание основных характеристик народного календаря, народного искусства.
- Знание основных элементов изобразительного искусства.
- Умения использовать наглядный материал, соотносить с собственными представлениями.
- Проявление таких личностных качеств как: уважение к русским народным традициям, обычаям, ответственность, активность.
- Умение воспринимать ценности народной культуры средствами устного, музыкального, изобразительного творчества.
Способами проверки будет являться карта успешности детей (входной итоговый и промежуточный контроль), рефлексия, беседа, игра.
Условия реализации программы
Условиями реализаций программы будут являться:
- кадровое обеспечение: руководитель ИЗО студии, педагог-организатор;
- материально-техническая база: компьютер, принтер, ксерокс, проектор, музыкальный центр, большие колонки, микрофоны; канцелярия: ватман, краски Гуашь, клей, ножницы, скотч, нитки, иглы, маркеры, бумага, грамоты.
Приложение 1
План – конспект занятия - 1
Тема занятия: «Вот как было на Руси…» Горница (посиделки).
Форма занятия:
Цель: Создание предпраздничной атмосферы; знакомство с историей Троицы через рассказ, беседу и игру.
Задачи:
- Создать условия для комфортного общения при обсуждении русского народного праздника Троица.
- Обобщить знания детей о таком русском народном празднике как Троица.
Время, отведенное на работу: 1 час
Предлагаемый образовательный материал или информация: книга о русских народных праздниках, наглядные материалы (открытки, картинки, фотографии с изображениями данного праздника), музыкальное оформление – старинный вальс «Березка».
Игровая или творческая часть занятия: знакомство друг с другом, ассоциации с праздником, игра.
- Организационная часть.
«Здравствуйте ребята! (Приветствие детей). Очень приятно видеть вас на нашем занятии. Для начала давайте познакомимся, все вместе встанем в круг и начнем наше знакомство, но начнем мы его не обычно.
Упражнение "Познакомимся"
Цель: знакомство участников друг с другом. Дать возможность участникам лучше узнать друг друга перед совместной работой.
Ход: членам группы предлагается представиться. Каждый участник, представляясь, называет свое хобби, девиз жизни.
Теперь я предлагаю вам вместе со мной представить, что мы находимся в большой деревянной избе, где вкусно пахнет пирогами, а за окошком стоит стройная березка, которая загадочно за вами наблюдает – ведь приближается весенний радостный праздник, праздник, посвященной березке, праздник Троицы».
- Ход занятия.
«Скоро этот праздник придет и к нам. Далее идет игра в ассоциации. (дети говорят, с чем они могут сравнить этот праздник, что происходит в этот день, что должно быть на столе и т.д.) Большое спасибо за ваши ответы, вы все, безусловно, правильно ответили».
- Основная часть.
«Ребята, а вы знаете, как появился этот праздник и как издревле его праздновали на Руси? (ответы детей; экскурс в историю праздника, звучит фоновая музыка – вальс «Березка»).
«Этот праздник русские люди отмечают в начале лета, через семь недель после праздника Пасхи. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Что же это за праздник - Троица, и как ее праздновали в старину?
Ранее Троица очень широко праздновалась в народе. Этот праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. Седьмая неделя после Пасхи называлась "зелеными святками", "русальей" или "семиковой". Неделя завершалась в воскресенье празднованием Троицы.
Суббота - день поминовения предков. С утра весь народ шел на кладбища, украшал могилы ветками березы, цветами и травой. Вспоминали усопших добрыми словами и оставляли на могилах угощение: яйца и пироги.
Вопрос: А как вы думаете, почему именно символом Троицы является Березка? (обсуждение)
В воскресенье на празднике Троицы главная роль отводилась березке - символу расцвета природы. Береза считалась "хорошим" деревом, дающим положительную энергию. Ее нельзя было корчевать, рубить без дела: это считалось большим грехом.
С березой связано много поверий. Считалось, что она оберегает дом от грома и молний, а капустные грядки - от гусениц. Верили, что погибшая девушка превращается в березку
Березка-красавица. Это девица. Как девушка украшается, т.е. вот эти атласные ленты разноцветные, так и березка - символ красоты.
С этим праздником связаны некоторые народные приметы: если на Троицу дождь, то будет хороший урожай грибов.
Также накануне праздника вязали березовые веники для бани. А еще в ночь под Троицу на Руси девушки гадали. И гадания были особые. Например, кружатся в хороводе, отпускают руки, кто в какую сторону упадет - оттуда и жениха ждать.
Вопрос: А догадываетесь ли вы, какой цвет присущ этому празднику?
Цвет праздника Троицы - изумрудно-зеленый. Это оттенок свежей сочной травы или листвы, не успевшей устать и вобрать в себя городскую тяжелую пыль».
Сейчас большинство старинных русских народных праздников к нам возвращаются и праздник Троицы в том числе. Этот праздник необычен. Особенно, когда соблюдаются все обычаи и традиции. Очень хорошо, когда такой праздник проходит на свежем воздухе, природе. Ведь праздник Троицы не просто праздник – это время, когда человек объединяется с природой».
Сейчас мы с вами уже знаем, что за праздник Троицы существует. Вы хорошо знаете, что лес, его любое растение – это тоже живое. И что человек должен находиться в гармонии с природой.
Но не только в русские народные праздники проходили различные обряды и обычаи. Игра на Руси всегда оставалась неотъемлемой частью любого праздника.
Сейчас мы предлагаем вам поиграть и немного разогреться.
Первая игра называется «Растеряхи».
Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.
- Заключение.
«Вот и подошло к концу наше занятие. Теперь вы наверняка знаете, что же это за праздник и как его праздновали раньше на Руси. Мы же, в свою очередь, теперь будем готовиться к этому празднику основательно. А сейчас давайте подведем итоги: что вам особенно запомнилось о празднике Троице, о березе, что понравилось из нашего занятия, а что не очень. Как вы считаете, что можно добавить в наши занятия?» (рефлексия)
Приложение 2
План-конспект занятия – 2
Тема занятия: Символы русского народного праздника Троица
Цель: познакомить детей с символами русского народного праздника Троица посредством изобразительной деятельности;
Задачи:
- Обобщит полученные знания детей о русском народном празднике Троица;
- Создать условия для свободного выбора символа праздника.
Время, отведенное на работу: 1 час
Предлагаемый образовательный материал или информация: фото, рисунки с изображением символов праздника (березка, кукушка, лето, венки...)
Игровая или творческая часть занятия: выбор детьми предполагаемого сюжета своего будущего рисунка; рассказ с последующим обсуждением, установка на подготовку к выставке.
- Организационная часть.
«Добрый день, ребята!
Давайте вспомним о празднике Троица. Что является символом праздника? Как проходил праздник? (обсуждение)
Сегодня наше занятие посвящено русскому народному изобразительному искусству. Вам будет предложен наглядный материал по теме «Русское народное искусство» - это рисунки с изображением березки, природы, кукушки, венков – главных символов Троицы. По ним вы сможете выбрать себе сюжет своего рисунка».
- Основная часть.
Ребятам предлагается наглядный материал. Проходит выбор сюжета рисунка. Подготавливается рабочее место. Проходит необходимая консультация педагога по изобразительному искусству.
10-15 минут отводится на перемену. В это время проводится игра.
Белки, орехи, шишки
Все ребята встают, взявшись за руки, по три человека, образуя беличье гнездо. Между собой они договариваются, кто будет белкой, кто - орехом, кто -шишкой. Водящий один, гнезда у него нет. Есть в этой игре еще и ведущий, который произносит слова: белки, шишки, орехи. Если он сказал белки, то все белки оставляют свои гнезда и перебегают в другие. В это время водящий занимает свободное место в любом гнезде, становясь белкой. Тот, кому не хватило места в гнездах, становится водящим. Если ведущий говорит: орехи, то местами меняются орехи и водящий, занявший место в гнезде, который становится орехом. Водящий и ведущий могут быть разными людьми, а может обе функции выполнять один человек. Ведущим может быть подана команда: белки-шишки-орехи, и тогда меняются местами сразу все.
- Заключительная часть.
Подводятся итоги занятия (на какой стадии работы над рисунком находятся каждый из воспитанников).
Приложение 3
План-конспект занятия – 4
Тема: «Праздник Русской березки»
Цель: создать условия для организации совместной деятельности по подготовке к русскому народному празднику Троица.
Задачи:
- Создать условия для комфортного взаимодействия, общения при организации мероприятия;
- Способствовать воспроизведению русских народных пословиц, поговорок;
- Содействовать развитию творческих способностей детей;
Время, отведенное на работу: 1 час
Предлагаемый образовательный материал или информация: музыкальное оформление, карточки с названиями животных.
Игровая или творческая часть занятия: занятие с элементами тренинга.
Организационная часть:
Упражнение "Здравствуйте"
Цель: приветствие участников, выявления эмоционального состояния.
Ход: Известно, что слово «здравствуйте» может быть произнесено на все лады. Попробуйте выявить свой потенциал использования приветствия. Пусть каждый по кругу произнесет слово «здравствуйте» по своему.
Обсуждение: оценка участниками подтекста, который каждый вкладывал в приветствие.
Основная часть:
Упражнение "Найти пару"
Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам общения; творческое взаимодействие с другими членами группы; развитие у членов группы установки на взаимопонимание; развитие умений выразить себя невербальными средствами.
Время: 10 минут.
Оборудование: полоски бумаги с названиями животных.
Ход: играющим раздаются полоски бумаги, на которых написаны названия животных. Не разговаривая, каждый должен найти свою «пару»: такое же животное. Пары становятся в круг. Каждая пара изображает свое животное, остальные должны отгадать, что это за животное.
Ребята, так как близится наш праздник, и он вот-вот наступит, нам необходимо с вами вспомнить разные пословицы и поговорки, которые являются неотъемлемой частью этого праздника, а также и других русских народных праздников.
Сейчас мы предлагаем вашему вниманию аукцион пословиц и поговорок. Тот, кто последний называет пословицу или поговорку, тот победитель. Но наша главная задача сейчас – это вспомнить их, чтобы потом на мероприятии увеличить свои возможности выиграть приз от Русской березки.
Аукцион пословиц.
Заключительная часть:
Упражнение "Танец отдельных частей тела"
Цель: разогрев участников; осознание и снятие мышечных зажимов; расширение экспрессивного репертуара.
Материалы: Музыкальные записи разных стилей с четким ритмическим рисунком.
Ход: Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, «танец головы», «танец плеч», «танец кистей рук», «танец живота» и т.д.). Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
ЛИТЕРАТУРА
- Евладова Е.Б. Организация дополнительного образования детей практикум) М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
- Игры – обучение, тренинг, досуг…/ под. ред. В.В. Петрусинского// В четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
- Князева О.Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа развития личностной культуры дошкольников. М.: ОАО «ГАЗ», 1997
- Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. пособие для студ. Высших учебных заведений. М.:ТЦ «Сфера», 2002
- Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
- http://www.childpsy.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Русские забавы. Русские народные праздники, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста" (в приложении сценарии праздников)
Программа по приобщению дошкольников к традиционным русским народным праздникам...
Программа приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной култьутры, традициям "Русская народная изба"
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....
Рабочая программа по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Русская изба» (3 – 7 лет)
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: «Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего». В. В. Путин в с...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...
Конспект мастер класса для родителей второй младшей группы «Русские народные игры с детьми» в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре»
Цель: Способствовать развитию интереса к русскому фольклору у детей и их родителей...