Проект «Масляная неделя. День за днем»
проект на тему
Проект «Масляная неделя. День за днем»
Автор - музыкальный руководитель 1 квалификационной категории Иванова Юлия Владимировна, МДОУ «Детский сад №2» г.Торопца, Тверской области. |
Вид проекта:
Краткосрочный (декабрь – февраль)
Участники проекта:
Дети подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители.
Постановка проблемы
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
· утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
· забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
Изучив научную идею о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости. И созданию проекта, который направлен на формирование духовной культуры ребёнка, знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, и расширить знания детей о истории праздника - Масленица.
Линия развития личности:
1. Социальное развитие - общение ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. познавательное развитие формирование интереса детей к познанию жизни своих предков, знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом.
3. Эстетическое развитие - формирования эстетического отношения к миру, художественное развитие детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).
4.Физическое развитие – совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
1.Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
4. Знакомить детей с народными танцами, хороводами, песнями и включать их в детскую жизнь,
5. Привлечь родителей к сотрудничеству в работе по возрождению и творческому развитию лучших традиций векового опыта воспитания детей.
Дидактические задачи:
1.Знакомить детей с историей возникновения праздника - Масленица.
2. Учить бережно относится к народным традициям и обычаям. Приучать активно, участвовать в проведении праздников.
3. Вызывать эмоциональное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
· Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
· Определение цели и задач проекта;
· Подбор литературы, пособий, атрибутов;
· Составление тематического планирования мероприятий;
2. Основной
· Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
· Работа в режиме традиционной деятельности.
3. Заключительный
· Обобщение результатов работы;
· Анализ деятельности;
· Презентация проекта;
Ход реализации проекта:
Месяц
| Вид деятельности | Реализация | Задачи |
Декабрь
|
Познавательно- практическая
| Беседа с детьми: «История праздника Масленицы» рассказ педагога Приложение 1
| Формировать активность в стремлении отмечать народные праздники. Обогатить знания детей о народных праздниках. |
Изготовление пособий к празднику. | Приучать детей трудится в коллективе.
| ||
Разучивание танцев, закличек. | Обогащать музыкальный репертуар.
| ||
|
Игровая. Развлечение. Работа с родителями.
| Разучить народные подвижные игры. Приложение 2 | Формировать потребность в двигательной активности. |
Спортивный праздник « Забавы Бабы Яги». Приложение 3 | Углубить представления детей о зимних подвижных играх на улице | ||
Привлечь родителей к подготовке и проведению праздника Масленицы. | Совершенствовать взаимодействия родителей и детей.
| ||
Февраль.
|
Познавательно- практическая.
| Беседа о фольклорном празднике «Широкая Масленица – день за днем». Приложение 4 | Расширять представления о народных праздниках |
Подготовка к празднику: разучивание обряда встречи масленицы, рассматривание альбома «Русские народные инструменты» приложение 5
| Привлечь детей и родителей к подготовке праздника, используя положительные эмоции. | ||
Инсценировка игровых песен и хороводов.
| Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразием хороводной музыки.
| ||
|
Игровая – творческая.
| Разучивание народных игр на тему проведения «Масленицы». Разучить танцевальные движения, используемые в народных плясках и хороводах.
| Закрепить знания детей о фольклоре в подвижных играх и музыкальных движениях.
|
Развлечение | Музыкально- спортивный праздник «Широкая Масленица» Приложение 6
| Знать и использовать устное народное творчество в повседневной жизни.
| |
Работа с родителями | Изготовление атрибутов и костюмов к празднику «Широкая Масленица». Изготовление чучела Масленицы.
| Привлечь родителей к посильной помощи в изготовлении костюмов и проведении праздника. |
Механизмы реализации
Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:
1. Работа по приобщению детей к народной культуре проводится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
2. Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Характерные особенности проекта:
1.Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).
2.Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.
3.Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.
Ожидаемые результаты
1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям россиян.
2.Развитие познавательной активности, любознательности.
3.Сформированность чувств национального достоинства.
4. Активное сотрудничество родителей .
5. Создание фотогазеты для родителей «Как ребята – дошколята Масленицу праздновали»
Методическая литература:
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 г
2. Н.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2011.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5 Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 25.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Масляная неделя. День за днем»
Авторы - музыкальные руководители: Иванова Ю.В. Терентьева Н.Н |
Вид проекта:
Краткосрочный (декабрь – февраль)
Участники проекта:
Дети подготовительных групп, музыкальные руководители, воспитатели, родители.
Постановка проблемы
Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:
· утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;
· забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.
Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно – творческих способностей.
Изучив научную идею о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости. И созданию проекта, который направлен на формирование духовной культуры ребёнка, знакомство детей с традициями и обычаями русского народа, и расширить знания детей о истории праздника - Масленица.
Линия развития личности:
1. Социальное развитие - общение ребенка со взрослыми и сверстниками.
2. познавательное развитие формирование интереса детей к познанию жизни своих предков, знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом.
3. Эстетическое развитие - формирования эстетического отношения к миру, художественное развитие детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство).
4.Физическое развитие – совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств
Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями русского народа.
Воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Задачи:
1.Пробудить интерес к истории и культуре России.
2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
3. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
4. Знакомить детей с народными танцами, хороводами, песнями и включать их в детскую жизнь,
5. Привлечь родителей к сотрудничеству в работе по возрождению и творческому развитию лучших традиций векового опыта воспитания детей.
Дидактические задачи:
1.Знакомить детей с историей возникновения праздника - Масленица.
2. Учить бережно относится к народным традициям и обычаям. Приучать активно, участвовать в проведении праздников.
3. Вызывать эмоциональное отношение к праздникам, приобщать детей к всенародному веселью.
Этапы реализации проекта
1. Организационно-подготовительный
· Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
· Определение цели и задач проекта;
· Подбор литературы, пособий, атрибутов;
· Составление тематического планирования мероприятий;
2. Основной
· Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
· Работа в режиме традиционной деятельности.
3. Заключительный
· Обобщение результатов работы;
· Анализ деятельности;
· Презентация проекта;
Ход реализации проекта:
Месяц | Вид деятельности | Реализация | Задачи |
Декабрь | Познавательно- практическая | Беседа с детьми: «История праздника Масленицы» рассказ педагога Приложение 1 | Формировать активность в стремлении отмечать народные праздники. Обогатить знания детей о народных праздниках. |
Изготовление пособий к празднику. | Приучать детей трудится в коллективе. | ||
Разучивание танцев, закличек. | Обогащать музыкальный репертуар. | ||
| Игровая. Развлечение. Работа с родителями. | Разучить народные подвижные игры. Приложение 2 | Формировать потребность в двигательной активности. |
Спортивный праздник « Забавы Бабы Яги». Приложение 3 | Углубить представления детей о зимних подвижных играх на улице | ||
Привлечь родителей к подготовке и проведению праздника Масленицы. | Совершенствовать взаимодействия родителей и детей. | ||
Февраль. | Познавательно- практическая. | Беседа о фольклорном празднике «Широкая Масленица – день за днем». Приложение 4 | Расширять представления о народных праздниках |
Подготовка к празднику: разучивание обряда встречи масленицы, рассматривание альбома «Русские народные инструменты» приложение 5 | Привлечь детей и родителей к подготовке праздника, используя положительные эмоции. | ||
Инсценировка игровых песен и хороводов. | Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразием хороводной музыки. | ||
Игровая – творческая. | Разучивание народных игр на тему проведения «Масленицы». Разучить танцевальные движения, используемые в народных плясках и хороводах. | Закрепить знания детей о фольклоре в подвижных играх и музыкальных движениях. | |
Развлечение | Музыкально- спортивный праздник «Широкая Масленица» Приложение 6 | Знать и использовать устное народное творчество в повседневной жизни. | |
Работа с родителями | Изготовление атрибутов и костюмов к празднику «Широкая Масленица». Изготовление чучела Масленицы. | Привлечь родителей к посильной помощи в изготовлении костюмов и проведении праздника. |
Механизмы реализации
Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:
1. Работа по приобщению детей к народной культуре проводится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.
2. Работа строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.
3. Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.
4. Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.
Характерные особенности проекта:
1.Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).
2.Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.
3.Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.
Ожидаемые результаты
1.Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям россиян.
2.Развитие познавательной активности, любознательности.
3.Сформированность чувств национального достоинства.
4. Активное сотрудничество родителей .
5. Создание фотогазеты для родителей «Как ребята – дошколята Масленицу праздновали»
Методическая литература:
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, «Мозаика – Синтез», 2010 г
2. Н.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2011.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
5 Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мы играем день за днем, мир активно познаем"
Проект для детей второй младшей группы с использованием Лего-конструктора...
Проект "Как на Масляной неделе"
Предлагаю вам ознакомиться с описанием проекта, проводимого в ДОУ в честь праздника Масленицы. Данный проект направлен на развитие у дошкольников знаний о культуре и традициях русского народа. Дополни...
проект "Как на Масляной неделе"
Краткосрочный проект по ознакомлению детей с русскими народными традициями....
Краткосрочный проект для детей, родителей и педагогов ДОУ "Как на Масляной неделе..." (С участием учреждений культуры поселка и социальными партнерами ДОУ)
Вовлечение в реализацию проекта всех педагогов ДОУ, детей родителей, специалистов учреждений культуры и спорта, социальных партнеров ДОУ. Использовать интерактивные методы для привлечения родите...
ПРОЕКТ Тематической недели «День рождения Плюшевого Медведя»
Цель проекта: формировать у детей игровые навыки, закреплять связные представления об игрушке Мишка. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей воспитанников в процесс...
Познавательно-творческий проект «Как на масляной неделе мы блиночков захотели»
Знакомство детей с народным праздником Масленица. Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки образовательного проекта «Масл...