Взаимосвязь сказки и малой фольклорной формы
консультация (средняя группа) по теме
Консультация для педагогов (обмен опытом)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimosvyaz_skazki_i_maloy_folklornoy_formy.doc | 506.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя средней группы детского сада Надриной А.Л. («Нравственное воспитание детей на культурных традициях русского народа»).
Тема: «Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы»
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли.
Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки, придумали пословицы, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям.
Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладевать родным языком, развивает юмор и воображение, воспитывает любовь к народному творчеству.
Особое значение для ребенка имеют сказки. Именно сказка помогает ребёнку пройти длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия и усвоения моральных норм и правил. Игра и прелесть сказки – в незамысловатом прибавлении к хорошо известным фактам всё новых и новых деталей и подробностей. Трудность игры заключается не только в том, чтобы запомнить все подробности, но и в том, чтобы уловить их порядок, не перепутать, что за чем следует. В этом – секрет сказки.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё она не является полным суждением. Поговорка – часть суждения. Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять их в конкретных ситуациях. Произнесённое краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. Пословицы знакомят ребёнка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать сравнение. Анализ содержания сказки и установление связи содержания с каким – либо метким выражением (пословицей, поговоркой, приговоркой) приучают детей мыслить, определять значение каждого произведения, находить в нём мораль. В работе с детьми среднего возраста целесообразно не просто перечитывать уже знакомые сказки, но и проводить аналогию между ними и другими фольклорными формами. Значение пословиц и поговорок не всегда понятно дошкольникам, но если вам удастся провести аналогию между сказкой и поговоркой, то смысл последней становится им доступным.
Сказка | Малая фольклорная форма |
Может и разбиться, может и свариться, ну, а если захотеть – в птицу превратиться. | |
Доверяй, но проверяй. | |
Мала капля, а большое дело делает. | |
Страшись волка в овечьей шкуре. | |
Сумел ошибиться, сумей и исправиться. | |
Что посеешь, то и пожнёшь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы. Формирование математических способностей дошкольников в формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм.
Формирование математических способностей дошкольниковв формах игры средствами сказки и малых фольклорных форм....
Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) познавательное развитие дошкольников предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,...
"Развитие математических способностей детей дошкольного возраста средствами сказки и малых фольклорных форм"
Обучение математики не долно быть скучным занятием для ребенка.Ребенок запоминает только то, что его заинтересовало, удивило. Устное народное творчество и произведения детских писателей поможет быстре...
Проектная деятельность "Приобщение детей младшего возраста к русскому народному творчеству через сказки и малые фольклорные формы в интеграции образовательных областей»
Способствовать приобщению детей младшего дошкольного возраста к русскому народному творчеству....
Занятие по развитию речи , с использованием малых фольклорных форм по сказке "Теремок" в 1-ой младшей группе!
Конспект занятия по развитию речи с элементами фольклора для детей первой младшей группы. Тема: " Теремок"...
Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы
Взаимосвязь содержания сказки и малой фольклорной формы...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Ознакомление с малыми фольклорными формами. Составление рассказа и сказки по пословице»
Цель: закреплять знания о жанровых особенностях и назначении пословиц, поговорокПрограммное содержание: учит осмысливать переносное значение образных слов и словосочетаний, пословиц, составлять по ним...