Развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры
статья по теме

Развитие  духовно-нравственных качеств личности ребенка с помощью игры

 

Острецова Марина Григорьевна,

воспитатель, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение Куйбышевского района — детский сад «Алёнушка»

Новосибирская область, город Куйбышев

 

С наступлением третьего тысячелетия все более тревожными становятся мысли о том, с каким нравственным багажом в него вошло человечество. Необычайный технический прогресс, освоение людьми земного и космического пространства, развитие новейших информационных технологий убеждают в огромных возможностях человеческого интеллекта. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья, нравственности, гуманности.

Но как дать маленькому ребенку азбуку человеческой культуры, как помочь ребенку гармонизировать его картину мира, чтобы противостоять злу в сердце своем и выстроить основания добра? Эти и многие другие вопросы стоят сегодня передо мной и нашим педагогическим коллективом.

Начав работу с детьми в средней группе, я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие, то есть духовно-нравственные качества у многих отсутствуют. Поэтому главной целью моей работы в этом направлении является создание условий для приобщения дошкольников к духовно-нравственным ценностям.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделила следующие

·        воспитывать гуманные чувства у детей;

·        формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе;

·        воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, трусости, лености;

·        учить детей считаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам;

·        воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей;

·        закреплять умения справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников.

 Для реализации  цели и задач провожу следующую работу с детьми:

·        беседы, игры, дни «Доброты»

·        экскурсии и целевые прогулки, встречи и концерты

·        постановка музыкальных сказок

·        акции «Сделал сам, помоги другому»

·        чтение былин, знакомство с устным народным творчеством

         Не нужно доказывать, что ребенок учится, играя, что игра является наилучшим средством воспитания детей. Начиная свою работу по формированию доброжелательных отношений, я познакомилась с программой доктора психологических наук, сотрудника психологического института РАО г. Москвы В. Холмогоровой. Игры из «Программы гуманизации межличностных отношений» не требуют никаких специальных условий. Во время игры я показывала образцы игровых действий, приглашала только желающих, но обычно к концу игры присоединялось большинство детей. «Проблемных» детей, которые мешали другим играть, вводила через собственное общение с ними: начинала играть в паре, и лишь после того, как ребенок увлекался игрой, переключала его на игру с другими детьми. Во время игры в традиционный “Испорченный телефон” я использовала новый прием - предлагала произносить фразы: “Я тебя люблю”, “Ты хороший”, “Давай с тобой дружить”, “Ты мне нравишься”.  Передо мной встала задача, как научить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.                 

 

 Я выбрала путь, который мне показался самым верным – развивать духовно-нравственные качества личности ребенка с помощью игры.

Ни для кого не секрет, что русские народные игры, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Поэтому русские народные игры я использую во всех видах деятельности с дошкольниками. Они позволяют детям не только почувствовать себя частью русского народа, но и способствуют утверждению добрых отношений в детском коллективе, дают ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.

Широко применяю игры, целью которых является воспитание нравственных качеств личности ребенка. Они способствуют адаптации ребенка в социальном мире, формируют умение оценивать других с позиции доброжелательности и являются важной частью духовно-нравственного воспитания.

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитывать доверительное отношение.

«Передай хорошее настроение»

Цель: формировать доброжелательное отношение к близким людям.

 «Волшебные очки»

Цель: помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Игровые приемы, которые учат соучастию, использую и на занятиях. Например, при работе в парах на занятиях мы используем такие задания:

назови ласково своего соседа;

посмотрите друг другу в глаза и поздоровайтесь, сказав «Доброе утро»;

договоритесь между собой, кто из вас будет загадывать, а кто угадывать;

поделитесь между собой поровну дидактическим материалом.

Совместно с детьми мы придумали правила общения друг с другом, которые позволяют детям выполнять и контролировать свое поведение, а также поведение друзей не только в игре, но и в повседневной жизни.

Вот наши простые правила детского общения:

Почаще говори: давай дружить, давай играть.

Играй честно.

Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.

Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.

Начав одно дело, доводи его до конца.

Разговаривая, умей слушать и понимать.

Не перебивай в разговоре.

Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.

Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.

 

Стало традицией в группе проводить

 «День прощения» дети просили друг у друга прощения, в знак примирения обнимались. В «День Святого Валентина», предложила детям: «Сегодня мы в подарок друг другу будем рисовать открытки. Они должны быть очень красивые, нежные и добрые. Когда открытки будут готовы, я подойду к каждому из вас, и вы продиктуете добрые слова и пожелания вашему другу, которые я запишу в вашу открытку». Открытки получились замечательные и были подарены с добрыми пожеланиями, комплиментами. С целью научить детей совершать добрые поступки, в группе “появился” сундучок “Добрых дел”. В этом сундучке хранились добрые поступки и хорошие дела. В конце каждой недели мы подводили итог и выясняли, кто из ребят совершил больше всех хороших поступков и замечательных дел. Они награждались призами.

         Понимая, что работа по данной теме не мыслима без взглядов педагога и родителей я использовала следующие формы работы:

- фото стенд

- папки-передвижки

- круглый стол

- родительское собрание

- консультации

- тестирование

- индивидуальные беседы с родителями

- посещение ребенка на дому

вас ребенок?”

         Таким образом, умелое использование разнообразных форм совместной деятельности по формированию доброжелательных отношений между сверстниками дали положительные результаты. Дети стали дружными, добрыми, снизилась агрессивность, научились самостоятельно разрешать конфликты.

 Кроме этого, заметно снизилась агрессивность многих “проблемных” детей, уменьшилось количество демонстрационных реакций, замкнутые дети стали чаще принимать участие в совместных играх.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного учреждения. Многие родители просто не знают, что в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям понять, что в семье должны сохраняться, передаваться и прививаться детям такие качества, как доброта, отзывчивость, гуманность. 

Работа с семьями проходит через

·        родительские собрания на духовно-нравственные темы

·        индивидуальные консультации

·        проведение выставок и конкурсов

·        совместные праздники, именины детей

·        визиты домой

Таким образом, активное накопление нравственного опыта в дошкольном возрасте обеспечивает социальное развитие ребенка и формирование гуманных качеств личности. И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занятия оздоровительной аэробикой – как средство развития творческих, физических, коммуникативных и художественно-эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста».

В современных условиях развития общества, проблема здоровья детей, как и всегда, остается актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здор...

Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"

Труд  – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.   Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...

диагностический инструментарий для изучения интегративных качеств личности ребенка дошкольного возраста

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАМДОБУ «ДЕТСКИЙ САД №48 «Пчелка»»г. Тамбов     Диагностический инструмент...

Игры в детском саду, направленные на формирование социально-нравственных качеств личности ребенка.

Подборка игр, которые помогают детям научиться общаться, понимать взрослых и сверстников, сочувствовать и сопереживать....

Воспитание нравственных качеств личности ребенка через игру.

              На сегодняшний день, проблемы связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения актуальна, в педагогике, в воспитании и в реаль...

«Новогодние хороводные игры, как одно из средств воспитания нравственных и коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника»

Материал будет полезен  музыкальным руководителям, воспитателям при подготовке к новогоднему празднику....

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности ребенка

Игры, развивающие нравственные и волевые качества личности ребенкаЛасковое имяВозраст: 4 — 6 лет.Цель игры: помочь детям осознать свое место в мире.Необходимое оборудование: мяч....