Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании старших дошкольников
статья
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Шевченко Ирина Владимировна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 18
Приморского района Санкт-Петербурга
Использование сюжетно-ролевой игры в гендерном
воспитании старших дошкольников
В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Актуальной задачей современной системы образования является воспитания поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного, формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя. Ввели использование термина «гендер», который означает социальный пол, пол как продукт культуры. А гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Именно в игре закрепляются позитивные стереотипы мужественных и женственных качеств и поведения, закладываются основы эмоционально положительного отношения к будущей роли ребенка в обществе как мужчины или женщины, как папы или мамы.
Педагогам следует соблюдать ряд необходимых требований при педагогическом
сопровождении сюжетно-ролевой игры дошкольников с целью формирования у них позитивной половой идентичности:
- хорошо понимать специфические задачи игры;
- видеть развивающие возможности сюжетно-ролевой игры в формировании у детей
представлений о социальных половых ролях в обществе и закреплении в поведении
позитивных стереотипов мужественности и женственности;
- иметь представления о том, какой должна быть сюжетно-ролевая игра на каждом
возрастном этапе;
- для того, чтобы у мальчиков и девочек дошкольного возраста формировалась позитивная гендерная идентичность, воспитатель играет вместе с ними, показывая им положительные образцы маскулинного или фемининного поведения, либо акцентируя внимание на таких образцах в поведении детей;
- воспитатель избегает позиции "учителя", заменяя ее на позицию "играющего партнера", избегает негативных оценок, подчеркивая только позитивные моменты;
- педагог организует в игре несколько детей разного пола: сначала помогает детям
организовывать сюжетно-ролевую игру в разнополых группах (2-3 ребенка), постепенно увеличивая число детей.
Однако без помощи взрослых дети не могут интересно развернуть игру, очень важным аспектом является создание соответствующей предметно-развивающей среды. Подбору материала и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделить особое внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей нужно обратить внимание на следующее:
- на привлекательный игровой материал и игровую атрибутику с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- на достаточность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность поиграть мужскую модель поведения.
Принципы построения окружающей игровой среды предусматривают одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. Для мальчиков это все виды транспорта, атрибуты для полиции, военного моряка, разные виды конструкторов. Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и т. д. Важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. д., при этом нужно поддерживать стремление и инициативу детей самостоятельно находить конструктивные решения для игры. Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Следует предоставить им пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно-разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм. Для девочек игровая зона это уголок ряженья, кухня с разными видами посуды, столик с зеркалом для причёсывания модниц. Дети и родители принимают активное участие в изготовлении атрибутов для сюжетно - ролевых игр. Это шапочки, книжечки, маски, коробки, стаканчики и другие. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр хранятся в специально отведённом месте с указателем-символом на коробочке.
В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. В руководстве творческими сюжетно-ролевыми играми детей перед воспитателем стоят две основные задачи:
- Развитие игры, как деятельности;
- Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
В работе используются методы и приёмы для руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников: напоминание, подсказка, взятие воспитателем на себя второстепенной роли, вопросы к детям, пример воспитателя, оценка и анализ деятельности детей.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, мужские взаимоотношения).
Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Для развития этих качеств у мальчиков предлагаем сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Исследователь», «ГИБДД», «Водители», «Гараж», «Автосалон», «Служба спасения».
Педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей, способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
Сюжетно-ролевые игры – лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов. Например, в автосалоне, в гараже могут работать и девочки – приём заказов, мойка машин, директор автосалона.
В сюжетно - ролевой игре «Больница» врач и пациент могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочек – играть мужские роли. В сюжетно-ролевых играх «Скорая помощь», «Поликлиника», «Больница» формируется у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив, отображать в игре знания об окружающей жизни, показываем социальную значимость медицины, воспитываем уважение к труду медицинских работников, закрепляем правила поведения в общественных местах. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков, и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.
В играх реализуются желания детей: стать в будущем модельером (сюжетно-ролевая игра «Дом мод»), инспектором безопасного движения (сюжетно-ролевая игра «ГИБДД»), строителем (сюжетно-ролевая игра «Строительство»), спасателем (сюжетно-ролевая игра «Служба спасения»).
В игре ребёнок освобождается от чувства одиночества и познаёт радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям. Например, в игре «Почта» детей нужно научить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней, необходимо сформировать уважительное отношение к работникам почты, учить отображать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми. На почте работают и мужчины, и женщины, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.
Женщины обычно выбирают профессии, позволяющие проявить миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту. «Детский сад», «Школа», «Ателье», «Музей», «Салон красоты», «Супермаркет», «Модельное агентство», «Дизайнерская студия», «Семья» — это сюжетно - ролевые игры для самовыражения девочек, но здесь можно привлечь поучаствовать и мальчиков. В сюжетно-ролевой игре «Супермаркет» можно научить детей согласовывать собственные игровые замыслы сверстников, менять роли по ходу игры, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь.
В сюжетно-ролевой игре «Семья» нужно стараться сформировать у детей представление о роли и занятости мужчины и женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья – дружная, все заботятся друг о друге, помогают друг другу, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. В сюжетно – ролевой игре «Театр» можно научить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми, закреплять представление детей об учреждениях культуры, их социальной значимости, закреплять знания детей о театре, труппе театра, показывать их коллективный характер работы в театре, развивать выразительность речи детей. В сюжетно - ролевой игре «Телевидение» закрепляется представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.
Сюжетно-ролевая игра способствует формированию у детей мужских и женских качеств, необходимых им для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Однако без помощи взрослых дети еще не всегда могут интересно развернуть игру, использовать разнообразные игровые материалы. Таким образом, педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей способствует:
- развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли;
- освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе;
- умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом;
- строить длительные доброжелательные взаимоотношения;
- оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
Список литературы:
- Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе – http://www.voppsy.ru/issues/1987/875/875070.htm
- Бреслов Г.М., Хасин Б.И. Пол и образование. – Красноярск, 2005.
- Деркунская, В. А., Харчевникова А. Н. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет. – СПб, 2013.
- Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб, 2007.
- Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей. – М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование русской народной игры в гендерном воспитании дошкольников
Русские народные подвижные игры, в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу формирования, гармонически развитой, активной личности, а так же являются одним из средств ...
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников Задачи: - Раскрыть связь понятий ...
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ - КОНКУРСЕ «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края
ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ - КОНКУРСЕ «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»муниципального автономного дошкольного образовательного уч...
СМОТР - КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»
СМОТР - КОНКУРС «ЛУЧШЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРОВ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ»...
Гендерное воспитание старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру
В данном материале рассказывается о роли сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании детей старшего дошкольного возраста. Так же в статье говорится о разнообразных сюжетно-ролевых играх как для девочек...