Статья «Использование устного народного творчества при гендерном воспитании дошкольников»
статья

Усынина Марина Викторовна

В статье описан опыт работы по  использованию устного народного творчества при гендерном воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Использование устного народного творчества

при гендерном воспитании дошкольников»

               

    Методист: Усынина М.В., г. Шадринск

Неоценимую помощь в решении задач воспитания с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. 

В систему работы по гендерному воспитанию детей включены основные разделы детского фольклора.

1. Использование русских народных сказок.

Сказки играют огромную роль в социализации современного ребенка, в формировании его  представления о семейных отношениях, о типично женских, типично мужских эталонах поведения в культуре, т.к во многих сказках создан образ бабушки, дедушки, мамы, папы, сестры, брата.

Например, при чтении русских народных сказок «Крошечка-Ховрошечка», «Баба Яга», «Снегурочка», «Царевна Лягушка», формируем у детей собирательный, обобщенный, положительный образ девочки, доброй, работящей, отзывчивой к чужому горю, внимательной и самоотверженной. Сказки «Жихарка», «Крошка – малышка», «Как мужик гуся делил» помогают в формировании образа мужчины трудолюбивого, верного, готового прийти на помощь и бескорыстного.

C помощью русских народных сказок о животных у детей формируем представление о заботливости, миролюбии, терпимости, смелости - качествах, присущих и мужчинам, и женщинам.

Например: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Петушок и курочка», «Ячменное зернышко», «Петушок и чудо мельница».

 2.Использование потешек, колыбельных песен, пословиц.

С самого рождения в русской семье  учитывались гендерные особенности ребенка. Даже в колыбельных песнях присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт».

Мы разучивали колыбельные песни с детьми, слушали их на магнитофоне. Укачивая куклу Ваню, пели колыбельную для мальчика:

Спи Ванюшка, спи родной,

Спи, Ванюшка, спи, усни,

Не вздымай головы,

Бай да люли,

Будет пора,

Да разбудим тебя.

Спи, спи, усни,

Будешь большой,

Будешь рыбку ловить,

Тетерку ловить,

Будешь лес рубить,

Татку, мамку кормить.

Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа).
В решении этой задачи  может помочь народный фольклор, где   большое внимание уделялось внешним особенностям мальчиков и девочек: одежде, прическе.
Например:

Чешу,чешу волосинки,                                                     
Расчесываю косыньку,                                                 
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса!                                                    
Расти, коса, не путайся.                                                  
Дочка, маму слушайся!   
       С помощью потешек, колыбельных, пословиц развиваем и нормы морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброту, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.

3.Использование народных игр.

Через народные игры дети усваивают нормы и правила поведения в обществе, развивают у детей ловкость, меткость, быстроту, также способствуют гендерному воспитанию детей. Многие народные детские игры имитируют серьезные занятия взрослых: охота, рыболовство, ведение домашнего хозяйства. 

Например: «У медведя во бору», «Кузнецы», «Конники», «Бычок пестренький», «Охотники и зайцы», «Арина».

По содержанию все народные игры были доступны и девочкам и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.

Таким образом, можно подвести итог, что использование фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста способствует полноценному развитию личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих его полу социальных ролей в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Использование устного народного творчества в воспитании и укреплении родственных связей»

Цель: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений посредством устного народного творчества.ЗадачиРасширять социальные представлен...

Консультация для родителей Устное народное творчество в воспитании дошкольников

И детям и взрослым хорошо известны поговорки, скороговорки, заклички и т.д. Не секрет, что сейчас родители заняты добыванием денег. Между детьми и родителями преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсу...

"Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника"

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника.Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очер...

Статья: "Использование устного народного творчества в формировании элементарных математических представлений у дошкольников."

Согласно ФГОС одной из составляющих образовательной области «Познание» является формирование элементарных математических представлений дошкольников, т.е. первичных представлений об основны...

Консультация для родителей «Устное-народное творчество в воспитании дошкольников»

laquo;Устное-народное творчество в воспитании дошкольников»  ...

Значение устного народного творчества в воспитании дошкольника"

Мы живём в очень не простое время: что-то открываем новое, что-то переоцениваем. Совсем по-иному  относимся к нашему прошлому: что радовало, что тревожило русский народ в те далёкие времена?Ответ...