Духовно-нравственное воспитание в семье
статья по теме
Раскрываются особенности духовно- нравственного воспитания в семье. Выявлены типы отношений между родителями и ребенком, в зависимости от дистанции между ними. Определено, что первостепенной задачей воспитания в семье является нравственное воспитание личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dukhovno_.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
С.И. Юлина,
г.Балашов,
Духовно-нравственное воспитание в семье
Раскрываются особенности духовно- нравственного воспитания в семье. Выявлены типы отношений между родителями и ребенком, в зависимости от дистанции между ними. Определено, что первостепенной задачей воспитания в семье является нравственное воспитание личности.
Семья, как один из древнейших институтов человечества прошла сложный путь развития. С древних времен существовали её традиционные функции. Семья являлась хозяйственной ячейкой общества. Человек без семьи и без детей считался обиженным, отвергнутым Богом. Но в последние годы отношение к функциям семьи значительно изменилось. Теперь считается, что человек вполне может прожить и без семьи. В последнее время много говорят о кризисе семьи, как институте общества. Кризис выражается в том, что семья все хуже реализует одну из своих главных функций – воспитание детей [4]. Среди молодого поколения все большую популярность приобретает гражданский брак. Экономическая нестабильность в обществе привела к тому, что многие семьи в лучшем случае предпочитают воспитывать одного или максимум двух детей, либо не иметь детей вообще.
Однако, несмотря на кризис семьи как института, она остается главным звеном в нашей жизни. Именно в семье происходит нравственное воспитание человека. И от отношения родителей к детям, от родительской чуткости, внимания и любви зависит гармония в отношениях между родителями и детьми. Ребенок, который знает, что его дома ждут любящие отец и мать, которые всегда поддержат его, не станет убегать из дома или совершать асоциальные поступки. В зависимости от типа семьи, отношений между родителями и детьми можно говорить о нравственном и духовном воспитании в семье.
Степень нравственного и духовного воспитания характеризует социальный уровень семьи, то есть можно говорить о предрасположенности ребенка в семье либо к высокому уровню нравственности и духовного развития, либо к асоциальным поступкам.
Развитие ребенка можно рассматривать, как двухсторонний процесс. С одной стороны, ребенок постепенно понимает окружающий мир и свое место в нем, с другой стороны развитие ребенка - это развитие чувств и воли.
Родители могут влиять на развитие ребенка разъяснением моральных норм, которые регулируют поведение человека в обществе. Эти нормы в виде образцов усваиваются ребенком. Родители оказывают наиболее существенное влияние на ребенка среди взрослых. Малыш с детства наблюдает за отношениями между родителями, которые становятся для него образцом, отношений между мужчиной и женщиной - положительным или отрицательным. Поэтому родители, в первую очередь, должны следить за собой и сразу устранить все недостатки в себе, чтобы потом не воспитать их в ребенке. Ведь ребенок учится и хорошему, и плохому у своих родителей.
Можно выделить несколько типов отношений в зависимости от дистанции между родителями и ребенком.
1. «Оптимальная дистанция» («уважение») – родители воспринимают своего ребенка как личность со своими возрастными и личностными потребностями и интересами. Основа такого типа отношений – уважение родителей к ребенку. Родители, с одной стороны, категоричны и настойчивы в своих требованиях, но, с другой, дают ему некоторую свободу и независимость [2].
2. «Сокращенная дистанция» («слияние») – внимание родителей сконцентрировано на ребенке, семья существует ради ребенка. Этот тип родительского отношения характеризуется постоянной гиперопекой над ребенком. Поведение дошкольника постоянно контролируется взрослыми. Родители ограничивают социальные контакты ребенка, постоянно дают свои советы, навязывают свое общение [2].
3. «Увеличенная дистанция» («отчуждение») – эмоциональная дистанция между родителями и ребенком. Дистанция означает редкие и поверхностные контакты с ребенком, равнодушное отношение к нему.
Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений родителей и детей, создает конкретные условия для психического, физического, социального развития ребенка, передает ему систему духовных ценностей, моральных норм, образцов поведения, традиций своего народа.
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, благодаря тому в какой среде он живет и какое воспитание получает в семье.
Единство практической деятельности детей в семье и нравственного просвещения – это целенаправленное взаимодействие, зависящее от возрастных и индивидуальных особенностей, детского опыта. Для этого каждая семья должна проявлять глубокое внимание к ребенку как к личности, знать его интересы и стремления, учитывая их в процессе воспитания.
Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно воспитание нравственного поведения.
Нравственность ребёнка – это, прежде всего, необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
Главной же задачей семейного воспитания является задача духовно-нравственного воспитания. Под духовно-нравственным воспитанием принято понимать процесс целенаправленного воздействия на становление духовно-нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Моральные нормы и ценности, которыми живут люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка, оказываются определяющим в формировании его внутреннего мира.
Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле [3].
Духовно-нравственное воспитание, как развитие основных способностей является не только первостепенной задачей воспитания, но и средством преодоления разобщенности: между ребенком и взрослыми, сверстниками, а также семьей и дошкольным образовательным учреждением.
Пока подобная разобщенность не будет преодолена, пока не будет достигнуто духовной общности в семье, мало что удастся сделать в духовно-нравственном воспитании детей, даже если образовательные учреждения найдут пути решения этой задачи на своем уровне.
Литература:
1.Гранкин А.Ю., Бабаян А.В. Семья как пространство нравственности / Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы семьи и семейной педагогики: теория и практика, история и современность». – Пятигорск: ПГЛУ, 2005;
2.Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2005;
3.Педагогический энциклопедический словарь. – М.: «БРЭ», 2003;
4.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001; 5.Психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ресурсного Центра духовно-нравственного просвещения и поддержки семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья
План разработан для работы с детьми с ОВЗ ....
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"
Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...