Педагогический проект
проект по теме

Цыганкова Людмила Александровна

«Знакомство с родным городом»

«Ты вспоминаешь не страну большую,

Которую изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь Родину такую…

Какой ты её в детстве увидал»

/К.Симонов/

Начиная работу по воспитанию у детей любви к родному городу, я придумала, что необходимо показать и рассказать детям. Каждый город имеет свои неповторимые черты. Они заключаются в особенностях природного окружения, в особенностях труда людей. Каждый город имеет свои достопримечательности, неповторимые памятники.

Прежде всего, мне самой пришлось пополнить свои знания о городе. Я побывала в Краеведческом музее, в Центральной библиотеке, изучила литературу по истории города, прочитала много книг об исторических достопримечательностях, собрала серию фотографий о городе, подобрала стихи и песни о городе. После этого наметила план ознакомления детей с городом по  таким темам:

1. «Наш город старинный».

2. «Героическое прошлое города».

3. «Славные труженики города».

4. «Город в наши дни».

Определив темы, составила перспективный план на год по месяцам, продумала формы и методы преподнесения материала: через экскурсии, целевые прогулки, рассказы воспитателя.

Знакомство с городом было начато ещё с младшей группы. Детей знакомила с тем, что нас окружает, что находится рядом с нашим детским садом (магазин, поликлиника, парикмахерская, стадион).

Более углубленно работала над этой темой на протяжении всего года в старшей группе. Рассказала детям о том, что на месте нашего города когда-то шумела тайга богатая пушным зверем.

С незапамятных времён здесь жили карагассы, котты, тубинцы. Они занимались охотой. Рассказала детям, что сюда в острог стали съезжаться русские купцы. Они строили свои зимовья на берегу реки и открыли торговлю. Детей познакомила с картиной «Острог». Рассмотрела, из чего он был построен, где и почему обнесён защитной стеной. Познакомила с животным миром края.

На занятии «Почему город получил название «Канск», я рассказала детям о том, что первые дома были построены на берегу Кана. Из-за богатств, происходили частые войны. Здесь же, рассказала, почему река называется «Каном». На берегу реки произошло большое сражение между татарами и монголами. Битва происходила вечером. На берегу Кана горело множество костров, сверкали сабли, слышался зов трубы, крики раненных, земля была изрыта копьями. Под натиском монголов воины отходили к реке и продолжали битву. От крови убитых, горевших костров, вода в реке казалась красной. Один воин захотел напиться, почерпнул в руки воды, взглянул на воду и с ужасом воскликнул «Кан», что по-татарски означает «кровь». С тех пор река и стала называться Кан, а город Канск.

На этом занятии прочитала детям стихотворение «Легенда о Кане». Дети с интересом слушали это стихотворение. Предложила детям дома рассказать родителям и знакомым о нашей реке, почему она так названа.

Рекомендовала родителям показать детям герб нашего города на центральной арке.

На фотографиях рассмотрели современный город и город в прошлом: его улицы, дома. Рассказала детям, что до революции город развивался медленно. В основном дома были деревянные, школ было мало и то они были платными, поэтому учиться там могли дети богатых горожан.

В городе были магазины, но они принадлежали купцам. Был кинотеатр «Фурор» купчихи Яковлевой, который позже был переименован в «Кайтым», а в наши дни в здании кинотеатра располагается Краеведческий музей. На весь город было две больницы. Улицы были грязными, не освещались, не асфальтировались. Тротуары встречались редко и то были деревянными. Люди в основном ездили на лошадях, машин было мало. Через реку не было моста.

Знакомя детей с городом нельзя не коснуться темы революции в России, потому что и в нашем городе в этот период происходили исторические события, о которых свидетельствуют многочисленные памятники. Рассказала детям, что в городе есть дома и улицы, где рабочие готовились к восстанию, где был штаб, где передавалось оружие и медикаменты партизанам. Одной мне было трудно показать эти улицы и дома, поэтому с родителями была проведена беседа об оказании помощи в подготовки и проведении экскурсии к этим памятным местам.

Через рассматривание картин и фотографий познакомила детей с некоторыми памятниками города. Обратила внимание на памятник «6-ти борцам революции» у железной дороги. Здесь были расстреляны рабочие за то, что они изготавливали оружие. Особое внимание было уделено памятникам героям Великой Отечественной войны. С детьми посетили мемориал «Землянка», а с помощью родителей организовали экскурсию на аллею Славы.

На одном из занятий рассказала детям об Н.И. Коростелеве, имя которого носит главная площадь нашего города. Канцы чтят память героя: у его памятника стоят в почётном карауле военные на 9 мая, на площади проходят парады, а в Новый год горит для всех разноцветными огнями красавица ёлка.

Работая по теме «Канцы – герои» я рассказала детям, как много горя принесла людям война. Весь советский народ поднялся на борьбу с врагом. Наши земляки – канцы, тоже уходили на борьбу с врагом и умирали не щадя себя за победу.

Я познакомила детей с пятью Героями Советского союза, которые родились, выросли и прожили всю свою жизнь в городе Канске: Анелия Кживонь, Н.С.Чапаев, В.Шабалин, Леонтием Котляром, Василием Ушаковым.

На занятии закрепила то, что трудящие нашего города не забывают о героях революции и войны, погибших в борьбе за установление и защиту Советской власти в городе Канске. Их именами названы улицы, площади, воздвигнуты памятники.

Через фотографии, экскурсии знакомила детей со зданиями нашего города, центральными улицами. Провела экскурсию по улице 40 лет Октября. Дети узнали, что эта улица длинная, широкая, прямая, многолюдная, особенно красивая в летнее время, потому что на ней много зелени. Закрепила с детьми знания об общественных зданиях расположенных на этой улице. Посетили театр, почту, парикмахерскую, магазин, поликлинику. Обратила внимание детей, что на этой улице все дома каменные, многоэтажные, красиво оформлены. Дала детям задания на дом, подумать и описать улицу, микрорайон, в котором они живут.

На занятии по теме «Канск – город тружеников» познакомила детей с заводами и фабриками города. Дала детям задание на дом: узнать у мам и пап о том предприятии, где они работают, о продукции, которую выпускают, по возможности показать место, где работают родители.

В сознании детей откладывается яркий отпечаток, что всё в нашем городе создано для удобства жителей города.

На экскурсиях дети видят, что город строится, молодеет, становится всё краше. Изменяющийся облик города, дети передают в своих рисунках, рассказах, играх.

В один из вечеров провели развлечение «Мой город». На вечере дети читали стихи о городе, пели песни.

Заключительной темой было составление рассказов «За что я люблю свой город». В своих рассказах дети рассказывали, за что они любят свой город: за то,  что он старинный; за то, что в нём есть сосновая роща; что в своём городе они могут ходить в кинотеатр, в парк, на речку; что в нём есть прекрасные люди, которые трудятся, отдыхают, веселятся, делают всё, чтобы детям жилось хорошо.

Знания, приобретённые в дошкольные годы, помогут детям в школе легче усваивать более сложные понятия, связанные с родным городом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_rodnym_gorodom.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

с детьми старшей группы

по теме «Знакомство с родным городом»

Задачи:

1. Познакомить детей с прошлым и настоящим родного города.

2. Расширять и обогащать знания детей о родном городе.

3. Привлечь родителей к знакомству детей с родным городом.

4. Воспитывать чувство любви к своей Малой Родине и гордость за нее.

Сентябрь

Утро.

1. Внести альбом с фотографиями города Канска прошлого и настоящего (сравнить).

2. Посоветовать родителям, познакомить детей с названиями улицы, на которой они живут,  и рассказать, почему она так называется.

Занятие: Рассказ «Почему так назвали наш город»

Цель: познакомить детей с историей нашего города, с гербом.

Экскурсия: по улице 40 лет Октября.

Вечер.

Посоветовать родителям, показать герб города на центральной арке.

Октябрь

Утро.

Закрепить название улицы, на которой находится детский сад.

Занятие: Познакомить детей с картой улиц города.

Цель:

1. Закрепить название улиц.

2. Уточнить название главной площади.

3. Рассказать, в честь кого названа центральная площадь города.

Вечер.

1. Посоветовать родителям сходить на площадь им.Коростелева с детьми, рассмотреть памятник Н.И.Коростелеву.

2. Рассмотреть исторические памятники города на фото.

3. Предложить родителям по возможности показать исторические памятники.

Ноябрь

Утро.

1. Чтение стихотворения «Подвиг» (об Анжеле Кживонь).

2. Внести в родительский уголок материал по ознакомлению детей с городом.

Занятие: Что я знаю о своём родном городе.

Цель: познакомить детей с историческим прошлым города, с тем, почему у него такое название. Закрепить название своей улицы, название городов нашей страны, запомнить те объекты, которые есть около каждого дома.

Вечер.

Чтение стихов о Канске, о героях города.

Декабрь

Утро.

Беседа «Расскажи, что ты знаешь о своей улице, на которой ты живёшь».

Экскурсия к предприятиям находящимся в микрорайоне детского сада.

Рисование: Улица, на которой я живу.

Вечер.

Викторина: Угадай и расскажи, что это?

Цель: закрепление изученного материала о городе.

Январь

Занятие: «Что такое Родина?»

Цель: Продолжать формировать в сознании детей понятие Родина. Прививать любовь к Малой  Родине. Развивать связную речь.

Вечер.

Чтение стихов о Родине.

Февраль

Утро.

Внести в книжный уголок альбом «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Цель: закрепить знания о профессиях.

Занятие: «Кто трудится в нашем городе».

Цель: Подвести к пониманию важности труда для всех людей, взаимосвязи людей разных профессий. Воспитывать уважение к труду.

Март

Занятие: составление рассказов «Люди разных профессий».

Прогулка на стадион.

Вечер.

Чтение «Мамина работа» Барузина.

Беседа: Где работает мой папа, моя мама.

Апрель

Утро. Чтение стихов о городе Канске.

«Мой город» Дубровская, «Песнь над Каном» Австриевский.

Занятие: «Как отдыхают люди в городе».

Цель: Знакомить детей с местами отдыха горожан через фото, прогулки.

Занятие: Рисование «Наш город»

Цель: Закрепить представление о городе.

Май

Утро. Сравнить старый и новый город по фото, найти отличия.

Занятие: Составление рассказов «За что я люблю свой город».

Прогулка к памятнику «Землянка»

Вечер. Викторина «Мой город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...