Ай да Бабушка Яга
методическая разработка (старшая группа) по теме
Формирование доброжелательных отношений со сверстниками и окружающими , используя образ героини русских народных сказок-Бабы Яги.В игровой занимательной форме старшие дошкольники получают информацию о предполагаемой родине Бабы Яги- Ивановском крае; узнают о свойствах воздуха, об органах увств человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О формировании доброжелательных взаимоотношений. | 107.28 КБ |
zanyatie_ay_da_babushka_yaga.doc | 179.5 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_ay_da_babushka_yaga.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Удивительные бабушки».
Цель: формировать доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим, используя образ героини русских народных сказок - Бабы Яги.
Задачи:
Воспитательные:
- Продолжать работу по формированию доброжелательных отношений дошкольников друг к другу.
- Побуждать к использованию в быту ласковых, вежливых слов и словосочетаний.
- Формировать умение взаимодействовать в группах, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
- Вызвать интерес к сказочному персонажу- Бабе Яге. Переосмыслить сложившееся мнение о героине сказок и ее поступках.
Образовательные:
- Учить при помощи жестов и выразительных движений передавать характер и отличительные черты героини под музыку (музыкальная пьеса «Баба Яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома»)
- Рассказать об образе жизни Бабы Яги и её предполагаемой родине (город Середа-Фурманов в Ивановском крае).
- Сообщить детям о свойствах воздуха, прозрачность и способность присваивать запахи других веществ (предметов).
- Подвести к пониманию значимости для человека органов осязания и обоняния.
- Учить изменять форму слов.
- Учить передавать свое настроение при помощи пиктограмм.
Развивающие:
- Развивать активную речь дошкольников.
- Развивать умение согласовывать речь с движением.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать образное, ассоциативное мышление, и зрительное восприятие.
- Развивать зрительный, слуховой, сенсорный анализаторы.
- Развивать творческие способности дошкольников.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал:
материал | количество |
(1и 2 ) с разными запахами (лимон и чеснок) для работы в группах (по одной на стол).
| - - 3 шт., по одному на группу 6 шт., по две на группу 2 шт. По одному на ребенка По одной на ребенка По одному на ребенка |
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и историй про Бабу Ягу.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Тема: «Удивительные бабушки».
Цель: формировать доброжелательное отношение к сверстникам и окружающим, используя образ героини русских народных сказок - Бабы Яги.
Задачи:
Воспитательные:
Продолжать работу по формированию доброжелательных отношений дошкольников друг к другу.
- Побуждать к использованию в быту ласковых, вежливых слов и словосочетаний.
- Формировать умение взаимодействовать в группах, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
- Вызвать интерес к сказочному персонажу- Бабе Яге. Переосмыслить сложившееся мнение о героине сказок и ее поступках.
Образовательные:
- Учить при помощи жестов и выразительных движений передавать характер и отличительные черты героини под музыку (музыкальная пьеса «Баба Яга» П.И. Чайковского из «Детского альбома»)
- Рассказать об образе жизни Бабы Яги и её предполагаемой родине (город Середа-Фурманов в Ивановском крае).
- Сообщить детям о свойствах воздуха, прозрачность и способность присваивать запахи других веществ (предметов).
- Подвести к пониманию значимости для человека органов осязания и обоняния.
- Учить изменять форму слов.
- Учить передавать свое настроение при помощи пиктограмм.
Развивающие:
- Развивать активную речь дошкольников.
- Развивать умение согласовывать речь с движением.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать образное, ассоциативное мышление, и зрительное восприятие.
- Развивать зрительный, слуховой, сенсорный анализаторы.
- Развивать творческие способности дошкольников.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал:
материал | количество |
(1и 2 ) с разными запахами (лимон и чеснок) для работы в группах (по одной на стол).
| - - 3 шт., по одному на группу 6 шт., по две на группу 2 шт. По одному на ребенка По одной на ребенка По одному на ребенка |
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и историй про Бабу Ягу.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Название этапа. Цели задачи этапа | Содержание образовательной деятельности | Ожидаемый результат | ||||||||||||||||||||
I.Органи- зационный момент. Приветствие. Цель: настроить детей на занятие и на продуктивное взаимодейст-вие друг с другом.. «Пальчик с пальчиком» Автор слов С.Сон. | Мотивационно -побудительный этап. Воспитатель: Привет, ребятишки, девчонки, мальчишки! Все собрались? Настроение хорошее? Встаем парами по кругу спиной таким образом, чтобы каждый при этом стоял лицом к ребенку напротив. Приготовим наши пальчики.
Теперь повернемся к спиной к соседу, что был напротив, и повторим все с начала. | Эмоцио-нальный отклик на совместные действия. | ||||||||||||||||||||
II. Введение в тему. Цель- выявление знаний детей о Бабе Яге, образе жизни, сложившихся стереотипах. Пальчиковая игра «Баба Яга» | Организационно-поисковый этап. Дети поворачиваются лицом в круг. Ребята, сегодня мне очень хочется поговорить с вами об одной удивительной героине… Проводится пальчиковая игра:
Кто эта же эта героиня? Верно, Баба Яга. Слайд № 1. Что вы знаете об этой героине русских сказок? Традиционно Баба Яга злая вредная старуха. Вот посмотрите: нос крючком, на носу бородавки, волосы, не расчёсанные торчком стоят, лицо неумытое в морщинах, огромные клыки, глаза впалые злые, брови нахмуренные густые, спина сутулая, даже горбатая, пальцы костлявые, огромные ногти. Баба Яга очень подвижна, её жесты угловаты, отрывисты, она ходит из угла в угол, будто в негодовании, раздираемая злобой. | Совместная игра, умение согласовывать слова с движениями.
Составлен образ Бабы Яги. | ||||||||||||||||||||
III.Основная часть. Пласти-ческий этюд «Баба Яга» Цель- учить передавать образ в движениях под музыку с воображаемыми предметами | Если бы сейчас оказались в избушке Бабы Яги, то, возможно увидели бы , что она склонилась над огромным чаном, и размешивает в нем свое зелье. Звучит (фонограмма) пьесы «Баба Яга» П. И. Чайковского Встаем в круг, возьмемся за руки- мы оказались у огромного чана. Она склонилась над ним, что-то шепчет. Что–то бросает в него. Размешивает зелье. Как кипит вода? Дети надувают щеки, произносят : П-П-П... Как шипит вода, выплеснувшаяся на котел? П-Ш,П-Ш,П-Ш… Затем Баба Яга садится на метлу и летит над лесом, при этом, что-то внимательно выглядывает… (дети выполняют движения, передвигаясь по группе) Напомните, каким образом Баба Яга узнавала, что рядом с ее избушкой появился гость? (Она умела определять это по запаху). Какие слова она при этом произносила? («Что-то русским духом пахнет.») Неужели воздух может пахнуть? А мы сейчас проверим наши носики. Дети усаживаются на стульчики.) | Дети передают образ Бабы Яги при помощи жестов и мимики. | ||||||||||||||||||||
Экспери-ментальная деятель-ность Цель- сообщить о свойствах воздуха. Игра «Волшебный мешочек» Цель- развивать сенсорные анализаторы. | На ваших столах- баночки с разноцветными крышечками. Что в них? (В них воздух.) Мы видим его? (нет, он бесцветный) На ваших столах- карточки с вариантами ответов. Сначала откроем крышку банки №1 и узнаем, чем пахнет воздух в ней. Свой ответ отметьте в карточке: напротив рисунка поставьте цифру, который соответствует номеру банки. В пустом окошечке можно нарисовать свой вариант ответа.
Открываем банку № 1. Отмечаем свое решение. Открываем банку № 2. У меня тоже приготовлены баночки. Что в банке под №1? Под №2? Сравним ваши варианты с правильными ответами. В банке №1-чеснок. В банке №2-лимон. Вывод: Чистый воздух не пахнет, он присваивает запахи других веществ. Запахи перемешиваются в воздухе. Воздух не видим. Удивительный нос у Бабы Яги! Мы узнали, почему Баба Яга могла по воздуху определить приход гостя! И ваш нос работает верно- никого не обманул. Молодцы! У меня приготовлены мешочки с разным содержимым. Предлагаю объединиться в группы, и в группах вместе определить, что же там находится. Готовы? Дети в подгруппах, на ощупь, определяют содержимое, и дают варианты ответов. 1 группа – манка 2группа-греча 3группа-рис Как можно одним словом назвать содержимое этих мешочков? ( Это крупы.) Слайд №2. Какую кашу могла бы сварить Баба своему гостю? Из манки-манную Из гречи-гречневую Из риса-рисовую Из пшена-пшенную Из перловки-перловую. | Формиро-вание естественнонаучных представ-лений. Умеют выражать свое собственное мнение. Форми-рование умения работать в группах и приходить к единому решению. Умение образовывать относи-тельные прилага-тельтные | ||||||||||||||||||||
Логоритмическая игра «Банька» Цель- учить согласовы-вать движения со словами | После того, как гость наелся, она ему баньку топила: Встаем в круг, и выполняем движения по тексту: Раз- обмоем кисть руки Два-с другою повтори Три- до локтя намочи Четыре- с другою повтори Пять- по шее провели Шесть- смелее по груди Семь- лицо свое обмоем Восемь- с рук усталость смоем Девять- сухо вытирай Десять- воду отжимай Дети возвращаются за столы. | |||||||||||||||||||||
Упражнение «Доброе превраще-ние» Цель- учить доброжелательному отношению к окружающим | Ребята, от чего может испортиться настроение? Может быть, и Бабу Ягу кто-то обидел, или что-то огорчило? Как можно повысить настроение? Давайте попробуем произнести ласковые слова, и превратим: Бабу ягу- в Бабушку – Ягу, Бабулечку- Ягулечку (и т.д.) Эти слова хочется произносить с улыбкой, с добром. Настроение от ласковых слов поменяется у любого из нас не только у Бабушки Яги! Слайд № 3. Знакома ли вам эта сказка? (про домовёнка Кузю) . Вспомните, какими словами называла Баба Яга своего домовенка? (ЯХОНТОВЫЙ МОЙ , СЧАСТЬЕ ТЫ МОЕ, УТЮТЮШЕЧКА МОЙ ДРАГОЦЕННЕНЬКИЙ и др.) ПОПРОБУЙТЕ назвать так друг друга. И любая обида тут же улетит и не вернется! (дети «дарят» фразы друг другу) Верно ли говорят «Ласковое слово лечит»? Выразите свое мнение. | Побуждение к активному использова-нию в повседневном общении ласковых слов. | ||||||||||||||||||||
Игра-ассоциация. Цель: развивать воображение и ассоциатив-ное мышление | Ребята, вспомните, какие волшебные предметы были у бабы яги. Как она умела их применять? Есть ли у нас такие волшебные предметы, которыми мы в современном мире ежедневно пользуемся? Варианты ответов: Клубок-навигатор в машине, метла и ступа -любой воздушный транспорт, избушка – автобус, троллейбус, тарелочка с блюдечком- телевизор, компьютер. Слайд № 4. Оказывается, волшебные предметы встречаются в нашем современном мире, мы к ним привыкли, и перестали считать волшебными. | Дети называют волшебные предметы и их современные аналоги. | ||||||||||||||||||||
IV.Заключи-тельная часть. «Мудрая баба Яга» Цель- сообщить дошкольни-кам гипотезу о родине Бабы Яги выявление уровня полученных знаний | Рефлексивно-корригирующий этап. Слайд №5. Ребята, знаете ли вы, что баба яга, о которой мы так много говорили сегодня проживала, в нашем Ивановском крае причем, совсем недалеко от города Иваново, в городе Фурманов, который раньше назывался СЕРЕДА. Среднюю дочь бабы Яги звали Середа: она умела прясть пряжу, ткать холсты и вязать. Кто знает, что изображено на гербе Иваново? Вот и считают историки, что Середа- покровительница ткачества в Ивановском крае. И в печи Баба Яга никого не сварила; но зато в старые времена, больных детишек обмазывали в тесте, и на время сажали в печь, чтобы подлечить. И мудрая Баба Яга этот секрет знала. Изменилось ли ваше отношение к героине русских сказок Бабе Яге? Что сейчас вы могли бы о ней рассказать? | |||||||||||||||||||||
V.Рефлексия. Цель- учить работать с пикто- граммами | Своё настроение и впечатление от нашей совместной работы прошу отразить в карточках. Обменяемся с вами своим настроением. | Дети и педагог рисуют в кружочках свое отношение –эмоцию. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения "Без бабушки, без бабушки не испечь оладушки..."
Трудно переоценить роль бабушек в воспитании и развитии детей. Бабушка – добрый друг и помощник во всех делах. Она всегда такая затейница и мастерица. Важно, чтобы дети это не только видели, но и осоз...
Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчес...
Развлечение "Бабушка,бабушка, подари мне сказку""
Развлечение для разновозрастной группы....
Совместный досуг детей с мамами и бабушками «Хорошо рядом с любимой мамой и бабушкой».
Сценарий разработала: Грибанова Людмила Николаевна, воспитатель МБДОУ Затишский детский сад «Ёлочка » п. «Затишье» Клинцовского района Брянской области.Сценарий рассчитан на проведение Дня матери. Уча...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество» ...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки. Интеграция образовательных областе...
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе «Художественное творчество» Лепка Едем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.
Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе«Художественное творчество»ЛепкаЕдем в гости к бабушке. Угощение для бабушки.Интеграция образовательных областей: &laq...
Комментарии
Очень интересным оказался
Очень интересным оказался материал! Использовали и для первоклассников! Спасибо!